8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Всё о платниках Финляндии: Саласярви (Saläsjarvi)

Особенности рыбалки по-фински. Из личной практики

«Чтобы почувствовать себя по-настоящему свободным, нужно оказаться наедине с природой»©

Приятно провести уикенд или случайную свободную недельку на природе. А ещё лучше в её заповедных уголках, нетронутых отходами жизнедеятельности человека и подальше от крупных городских мегаполисов. Да и от самих людей тоже отдохнуть не мешает. Однако, я, например, при этом хочу сохранить и определённую долю комфорта — горячую воду из крана, электроплиту, посудомойку, душ и нормальный клозет. По этим параметрам мне очень подходит для такого отдыха Финляндия. Жизнь здесь течёт неспешно и размеренно, по дачному — с утренним ароматным кофе на открытой веранде под переливы птичьих песен, с обязательным послеобеденным сном в тени сосен. Потом игрой в бадминтон или в мини-гольф и вечерними посиделками за чаем, картами, разговорами и песнями под губную гармошку. Осенью ещё можно побродить по лесу и пособирать ягоды и грибы. Девочкам грибная и ягодная «охота» так очень нравится!

А мне, в свободные от отдыха минутки, приятно уединиться где-нибудь на бережку с удочкой и половить рыбу. Мои записи, как раз для таких рыбаков-дачников, получающих кайф от ленивого времяпрепровождения и единения с природой!
Сразу скажу, что я не признаю рыболовную сеть и не буду рассматривать в своих записях троллинг.

Ловля сетью совсем не рыбалка, а рыбный промысел. Троллинг позволяет добыть крупную «трофейную» рыбу и имеет место быть, но это уже будет тоже не «дачная» рыбалка. Троллинг требует дорогого снаряжения и практически не оставляет рыбе шансов на свободу. В такой рыбалке работает в основном электроника, а не человек. А я романтик даже в рыбной ловле!

Неплохо познакомиться для начала с правилами рыбной ловли в Финляндии.

Озеро Пюхяярви.

Озеро Пюхяярви (Pyhajarvi), берущее свое начало в южной части города Тампере, расположено в центре водоемов, воды которого представляют собой смесь коричневатой, окрашенной гумусом воды водного пути Нясиярви, прозрачных вод водного пути Лянгелмявеси и Хаухо и вод водного пути Ванаявеси и с их мутновато-глинистым оттенком.

Это одно из самых крупных и богатых рыбой озер в юго-западной Финляндии.

Озеро очень зарыблено. Особенно это прекрасно видно летом в тихую ясную погоду на ранней зорьке или на закате, когда вода стоит словно зеркало. Рыба играет возле поверхности и от множества расходящихся по воде кругов можно подумать, что идёт сильный дождь.

Применяя разную приманку и снасть тут можно поймать и разную рыбу. Такую, как плотва, карась, подлещик, красноперка, уклейка…зовут здесь «мусором» и маститые рыбаки её не ловят.
Достойным считается добыть щуку, озерную форель и судака.

Как и где ловить зимой (например в январе)?

Если температура понижается и опустилась ниже 20 градусов, то выходить на рыбалку бесполезно. Обморозишься, но клёва не дождёшься!

Как только температура стала повышаться и дошла до отметки -16, можно смело доставать удочки. Основная добыча — это окунь.

Для того, чтобы добыть крупную рыбу придётся постараться, а за небольшими окушками далеко ходить не надо.
Отойти от берега метров на 15–20 вполне достаточно. Делаем лунок 5 на расстоянии пяти метров друг от друга с уходом на глубину и начинаем облавливать. Для разведки лучше всего подойдёт «чёртик» или «балда».

Долго сидеть возле одной лунки не надо — окунь брать должен почти сразу, если он в этом месте есть. Не клюет — переходим на другое место. Такая рыбалка активная и очень приятная, так как находишься все время в движении и совсем не мёрзнешь даже при -16-20С!

Наконец окунь взял «черта» и можно подогнать ему мормышку. Я не парюсь с насадкой и ловлю на безмотыльную, потому что если окунь нашёлся, то брать будет.

Началось веселье, окунь клюет только успевай. Ловите на здоровье!

Стоит обратить внимание на размер рыбки: если окушок идёт одного размера словно калиброванный, то он такой возле этой лунки будет весь. Ну, а если попадаются экземпляры покрупнее, то следует поиграть с приманкой. Можно попробовать блесну или балансир, чтобы вытащить полосатика потолще!

Если нужно видеопособие, то пожалуйста!

Пюхяярви. Зимняя рыбалка на окуня

Где на Пюхяярви поймать зимой щуку или судака? Без специального снаряжения или проводника здесь простому рыбаку видимо не обойтись. Озеро большое и имеет сложный рельеф дна, а рыба в это время очень не активна, поэтому надо искать (или знать) ямы и мели. В любом случае я считаю наиболее эффективным на такую рыбу — жерлицы. Поставил и спокойно ждёшь флажок, можно даже в тепле, если расставить в пределах видимости из окна коттеджа!
Здесь может возникнуть вопрос, а где взять приманку для жерлиц?

Ну нет живца, не клюёт…или лениво ловить. Можно поехать в Призму и купить мелкой салаки (salaki) или лучше ряпушки (muiko). Можно также попробовать ловить на стандартную съедобную резину в виде рыбки. Резину серьёзно рекомендую, так как щука у меня её брала. Можно сказать из рук! Дело правда было летом. Я сидел на пристани свесив ножки в тёплую воду и ловил тихонько карасиков. Спиннинг лежал рядом, леска была немного размотана и твистер находился в воде. Щука тихо подошла и взяла обездвиженную приманку прямо у моих ног! Значит должна резина работать и зимой!

Что делать с уловом? Крупный окунь хорош закопченным. Но в мороз лень заниматься этим трудоемким процессом, да и улов часто не достаточно большой. Поэтому делаем филе, а мелкого окуня целиком сильно пережариваем в растительном масле до хруста! Будет вкусно.

Особенности рыбалки в другое время года (лето, осень или преднерестовый жор).
Озеро Пюхяярви — это и большие глубины, и мели с торчащими из воды скалами, и тихие, поросшие кувшинками и тростником, заводи.

Рыбы много, поэтому наиболее важна погода и направление ветра.

В любом случае ветер должен быть вам в лицо, если вы ловите с берега. Желательно южных направлений. Этот принцип работает у меня на любом озере. В ясный день клева на Пюхяярви с 10–00 утра и до 17–00 не будет. В тихую, пасмурную и безветренную погоду, с накрапывающим временами дождиком, рыба будет клевать весь день, но вяло и сонно, как и сама погода! В шторм ждите, что к берегу подойдут крупные экземпляры!

Место ловли тоже имеет большое значение.

Ловить рыбу можно с лодки, а можно с берега. Важно в этом случае, где расположен ваш домик. Если в заводи, то можете рассчитывать, что с со своей пристани вы поймаете карасей и щуку. Карась будет брать на поплавочную удочку у самой кромки зелёных зарослей. Приманка — обыкновенный червь или даже лучше тесто. Если нашли место его кормежки, то клевать карасик будет без перерыва. В озере обитают два вида карася — золотой и серебрянный. Зажарить карасей в сметане — милое дело!

Щука хорошо будет брать среди кувшинок на спиннинг с «лягушкой» или простой вертушкой. Интересна и эффективна рыбалка на щуку и с поплавочной удочкой на живца.

Если ваш коттедж на берегу чистой воды, вам повезло ещё больше. Весь набор «мусора» ловится с вашей пристани и на любую приманку, даже на белый хлеб. Я пробовал, от нечего делать, на спелую клюкву, тоже клюет! За пару часов, в благоприятную погоду, можно натаскать на булку до полусотни приличных экземпляров! В основном, конечно, это будет плотва и подлещик. Причём не надо стараться делать заброс подальше, лучше ловится прямо возле мостков, так как рыба здесь давно прикормлена.

Для того, чтобы поймать окуня снова придётся достать балду. На другую приманку, например на червя, ловить окуня неэффективно — перебьёт ёрш или та же плотва. А вам это надо?

И лучше взять лодку. На ней можно отплыть к отмели с камнями и кроме окуня попробовать ловить на спиннинг судака и щуку.

Если ветер и небольшая волна, то к берегу подходит лещ. Кормится он почти возле самой кромки, на глубине не больше метра, возле береговых камешков в поросли камыша. Нужен будет крючок — двойник, леска потолще и червь пожирнее.
Лещ ловится очень крупный, леску рвёт на раз, так что может понадобиться и подсачник!

Суоярви

Совсем недавно у меня была
Глубокая Карелия – глубокая и незамутнённая, как карельское озеро. А теперь из Петрозаводска, после Кижей я опять попал в дальнюю, потаённую часть региона – только тут мне было уже не как в озере, а скорее как в болоте.

Допускаю, что половину эффекта дала перемена погоды, но не всё же.

Даром что Суоярви в переводе означает “Болотное озеро” (согласитесь, что традиционное русское “Шуерецкий Погост”, некогда в составе Водской пятины Новгородской Земли – это звучало лучше; деревня с таким названием располагалась не совсем на месте современного города, но недалеко от него).

Суоярви – один из западно-карельских городов, не самый западный западный и не самый карельский, но, пожалуй, наиболее затерянный – между богатой Костомукшей и чуть менее богатой, но более отягощённой культурным наследием Сортавалой. Суоярви – это конец (или начало) труднопроходимого пути вдоль Западно-Карельской железной дороги, другой конец которого вкратце был описан здесь.
Тем не менее, Суоярви – это не разросшийся советский леспромхоз, как очень многие посёлки вдоль этой лесной трассы; деревня здесь была, повторюсь, уже в стародавние времена Господина Великого Новгорода. И в имперские времена здешние крестьяне поставляли на Александровский завод местную руду: в ту эпоху болота были ценны не только и не столько ягодами да дичью. И в межвоенную эпоху тут стало выстраиваться что-то вроде города, появились промышленные предприятия и даже немного зданий в стиле финского конструктивизма – но потом нападение СССР на Финляндию, нападение Финляндии вместе с Германией на СССР, и Суоярви опять наш.
После присоединения к Союзу тут не очень много чего происходило – наверное, самым выдающимся событием было строительство железной дороги на север в 1950-е годы. Тут как и занимались, так и занимаются в основном лесом; в прошлом была картонная фабрика, но в первой половине 2010-х годов она окончательно накрылась. Так что остались, кажется, только частные пилорамы – и РЖД; впрочем, на железной дороге объёмы работы также всё время сокращаются.
На пике развития в Суоярви было 12 тысяч жителей, сечас осталось 9; в принципе, 20-процентная убыль населения – не так уж много по северным меркам.

Читать еще:  Ловля щуки на джиг на реке в последний день зимы

Но вот Суоярвский район как депрессивный, глухой и периферийный по депопуляции занимает первое место в Южной Карелии (-38%).
И вот как-то не осталось здесь того заграничного лоска, который – пусть и в немного руинированном виде – ощущается в Выборге и даже Питкяранте, и в полной мере чувствуется в Сортавале или Костомукше.
Как-то вот не оставила тут та славная эпоха следов – то есть оставила, конечно, но это именно что еле заметные следы, не более.

Да не сочтут меня русофобом, но ушедшая финская цивилизация выглядит на фоне нашей периферийно-провинциальной действительности довольно ностальгично. Конечно не в такой степени, как немецкая, но тем не менее.
Но как-то в Суоярви всё былое растворилось в современной российской провинциальной (в плохом смысле этого слова) действительности.

Я буквально в последний момент – поезд практически отходил – купил билет на петрозаводском вокзале. Дальний на Соуярви и дальше на Костомукшу ходит из Петрозаводска раз в пару дней и с горем поплам заменяет пригородные, раньше курсировавшие на этом малодеятельном и глухом участке.
Железная дорога из карельской столицы на запад строилась зимой-весной 1940 году, практически одновременно с наступлением Красной Армии на финскую территорию.
Западно-Карельская железная дорога была подведена с юга, от станции Маткаселькя за Сортавалой, несколько раньше – в 1929 году, при уже независимой Финляндии; уже в то время она заканчивалась не в Суоярви, а на станции Найстенъярви – это несколько десятков километров севернее.
Но дорога на Маткаселькя и Выборг – это была связка района с финскими землями, прежде всего с бывшей Выборгской губернией; логично, что для советизации и “карелизации” Суоярви требовался прямой выход в “материковую” часть новоиспечённой родины.

В те же финские годы было начато строительство железной дороги на север, в сторону современной Муезерки и Юшкозера, но закончено оно было только в 1950-е – 1960-е годы.
Итак, поздним и дождливым августовским вечером мой поезд прибыл на станцию Суоярви I.

Стеклянный коробкообразный аквариумовидный вокзал типичен для 1960-х годов.
Обратите внимание на надпись латиницей (“станция”) – как и в Костомукше, это дублирование не на карельский, а на финский; остатки Карело-Финской АССР.

Ночь надвигается, дождь – что делать? Правильно – ставить палатку.
Планировка у Суоярви вполне финская, или прибалтийская – город вытянут вдоль одноимённого озера и нескольких улиц, прихотливо проложенных по распадкам и неглубоким долинам, а иногда просто по направлению (на Петрозаводск, например).
Такой потенциал для того, чтобы получилась какая-нибудь Лаппеэнранта, или хотя бы Раквере – но увы.

Но обо всём по порядку.
Город образован пересечением трёх дорог – на Поросозеро/Муезерку/Костомукшу (север), на Питкяранту/Сортавалу/Петербург (юго-запад), и на Петрозаводск (восток).

И каждой автомобильной дороге параллельно своё направление дороги железной – ведущее в те же самые пункты.

Такой вот почти идеальный трёхлинейный город.
Ядро этой суоярвской планировки – опять-таки треугольник, образованный связками между этими тремя путями.
Причём в центре треугольника – условно лесопарковая зона и небольшое озеро, а пульс городской жизни бьётся в северной части этой фигуры (улица Ленина).
Вокзал находится не вполне в центре, а в южной части города – но зато относительно недалеко от районной администрации.
Вот мимо этой администрации, по упирающейся в лес улице Шельшакова пошёл я сквозь какую-то почти осеннюю морось.
Вышел из города, вроде лес, но вот незадача – как кончаются дома, так сразу начинается болото.
Вода подступает практически к самому городу, причём, как я позже понял по карте, практически со всех сторон – хотя в более сухую погоду, наверное, суоярвские болота менее полноводны.
Поставил палатку на каком-то полуострове, между трёх кочек, шаг вправо, шаг влево – и уходишь в чавкающий мох по щиколотку.

Утро не принесло перемены погоды; дождь порой переставал, но быстро осознавал что был неправ, и что Суоярви надо ещё немного увлажнить.

Я пошёл к центру города – через редко застроенные кварталы, перемежаемые рощами.

Развилка Петрозаводского шоссе и дороги на север (Поросозеро – Муезерский – Костомукша) – с воинским памятником:

Потом мы попадаем в центр городского треугольника – сначала на горку:

Со старым зданием финского муниципалитета:

Выносные почтовые ящики:

Потом с горки – заболоченная низина с озером Вехкалампи, но она как-то у меня осталась в стороне.

Вот и самый центр – улица Ленина.

Только тут меня проняла суоярвская реальность – до этого момента я думал, что вот сейчас-то начнётся основная часть города и всё изменится.

Но нет – дырявый асфальт, облезлые пятиэтажки без балконов.

И в завершение картины – местная автостанция, напрочь лишённая рейсов по району (только на Петрозаводск и, кажется, на Сортавалу); первый раз за свои 700 с лишним городов вижу такое.

Видимо, после двухсерийной (1939-1940 и 1941-1944) войны от старого Суоярви осталось немного.

Тем более, что и раньше, думаю, город был совсем невелик.
На перекрёстке улицы Ленина (связующая между дорогой на Поросозеро/Муезерку и дорогой на Петрозаводск) и улицы Победы (сама дорога на Поросозеро/Муезерку) стоит так называемая “шайба” – здание городской библиотеки:

Она была построена в 1980-х; а я всё перепутал и решил что “Шайба” – функционализм/конструктивизм финских времён. Впрочем, стилизацию под финскую межвоенную архитектуру, мне кажется, нельзя отрицать.

Ещё розовое здание кинотеатра “Космос” – кажется, финское (я, напротив, сначала подумал что советское):

На этом перекрёстке я познакомился с суоярвской погранслужбой – вернее, это она познакомилась со мной. Пока я совершал очередной оборот вокруг своей оси в поисках подходящего ракурса, на песчаной и изъеденной дождями обочине главной улицы города затормозил “УАЗик” камуфляжного цвета.
Оттуда вылез бодрый мужчина неопределённого возраста, представился, стал выяснять кто я, что я, сколько буду обретаться в их благословенном городе и куда проследую потом. Снабдил номером своего телефона и наказал написать сообщение когда выберусь за пределы его юрисдикции – то есть за пределы Суоярвского района. В этих местах нет общедоступных международных переходов в Финляндию – хотя до границы от города всего около 70 километров; впрочем, возможно, именно этим была вызвана такая бдительность погранца.
Почти как родная бабушка – только что обедом не накормил.

А в Суоярви у меня оставался ещё один пункт программы.
Помнится, в Костомукше, когда я восторгался местным благоустройством и продуманной планировкой, тамошние жители мне доказывали, что это, дескать, всё День Республики, который кочует из одного в карельского города в другой.
Мол, в прошлом году он был в Суоярви – так там такую набережную сделали, что закачаешься.
По карте вполне выходило, что может в городе быть и парк, и оборудованная набережная – вытянутое и извилистое озеро Суоярви тянется через весь город, в южной своей части подходя к центру.
Так вот, преисполненный последней надежды, пошёл я на западный выезд в сторону Питкяранты мимо озёрного берега.

А обещанного великолепия всё нет и нет – грунтовка, озеро заслонено частными домами.
Иногда очень даже неплохими – ну это по-русски:

Но нет – вот начинается парк; но набережная вот такая:

За проливом, в нескольких десятках метаров виднелся остров Любви – судя по всему, традиционное место отдыха горожан; согласно карте, он был соединён с материком мостом.
Но вот подхожу я к самому узкому месту пролива – и вижу опоры моста, но без моста:

А потом – через западно-суоярвские окраины на питкярантскую дорогу.
Она, хотя и ведёт в сторону Питера и Москвы, оказалась предательски пустынной.
Дождь почти перестал (то есть задумчиво капал каждые минут 15), но редкие машины брали только от деревни до деревни.

Зато я изучил немало (несколько) сельских населённых пунктов Суоярвского района.

Читать еще:  Самодур

В основном, их центры – с магазинами:

Воды за пределами города оказалось ещё больше – местами болото просто переливалось через дорогу.

Впечатлили места боёв по этому направлению – вернее, память о них.

Насколько я помню, тут, на рубеже реки Коллы, и в финскую, и в отечественную войну были ожесточённые бои.

Местные поисковые отряды каждый год откапывают какие-нибудь новые следы той далёкой войны.

Особенно поразила традиция класть сигареты на мемориалы.
Водитель, подвозивший меня, так и делал – со словами “курите, ребятки”.

Почти весь день, медленно-медленно пробирался я до границы Суоярвского района, потом по району Питкярантскому, и уже в поздних августовских сумерках добрался до самой Питкяранты.

Открыть левое меню Салла

Салла — небольшой горнолыжный курорт на юго-востоке Лапландии, расположенный рядом с одноименным городком. Курорт очень компактный, гостиницы находятся очень близко к склонам, но несмотря на небольшие размеры, к услугам туристов — трассы самой разнообразной сложности: от простых и пологих для детей и новичков до крутых для опытных спортсменов.

Именно здесь более 70 лет назад состоялись первые соревнования по горнолыжному спорту в Финляндии. На этих склонах часто тренируется финская сборная по зимним видам спорта, а в 2003 г. здесь прошел Кубок Европы по фристайлу и Чемпионат Мира по скоростному спуску. Так что можете быть уверены: трассы Саллы на протяжении всего сезона поддерживаются в идеальном состоянии.

• Романтический ужин • Шоппинг

Подари всё сразу! Подари круиз с Viking Line!

Всего от 738 руб. за человека в каюте.

Подробности на сайте Vikingline.ru

Выезды в Лаппеенранту (Финляндию) на автобусе из Петербурга — вторник, четверг, суббота в 08:00. Финляндия на час — воскресенье 08:00. Отправления — Лиговский пр., д.10.

Путешествуйте с удовольствием!

Номера телефонов

Погода в Салле

  • Сегодня
  • Завтра
  • Как добраться до Саллы

    • Перелет Хельсинки — Куусамо (1 час 20 минут), далее трансфер Куусамо — Салла (2 часа).
    • Перелет Хельсинки — Рованиеми (1 час 40 минут), далее трансфер Рованиеми — Салла (2 часа 30 минут).
    • Поезд Хельсинки — Кемиярви (8 часов 50 минут), далее трансфер Кемиярви — Салла (1 час 20 минут).

    Поиск авиабилетов в город Рованиеми (ближайший а/п к Салле)

    Трассы Саллы

    12 трасс с отличными характеристиками. Есть склоны и для новичков, и для опытных горнолыжников. Максимальный перепад высот 230 м, самый длинный склон 1,3 км. Для виртуозов сноуборда имеются стрит и халф-пайп, а среди лесов и сопок проложены широкие трассы для беговых лыж.

    Популярные отели Саллы

    Развлечения и достопримечательности Саллы

    Курорт Салла — это живописная суровая северная природа. Здесь на территории почти 300 кв км располагается национальный парк «Оуланка» с его озерами, реками и лесами. Летом тут популярны пешие походы по лесным тропам, а зимой — лыжные прогулки. Тем, кто хочет поподробнее узнать об особенностях местной природы, стоит посетить Дом Природы в Хаутаярви.

    Популярен среди туристов (особенно юных) и местный Олений парк. Это заповедник, занимающий площадь более 200 га, где можно не только понаблюдать за оленями в естественной среде обитания и покормить их, но и узнать, как живут современные оленеводы, и получить в подарок амулет из оленьей кости.

    Неподалеку от горных склонов Салы находятся золотоносные участки. Вывезти золото с собой таможня вам, разумеется, не позволит, но понаблюдать за работой золотоискателей и самостоятельно «вымыть» пару граммов ценного металла из горной реки, разрешат.

    Помимо этого, к услугам гостей традиционные зимние забавы: катание на снегоходах, оленьих и собачьих упряжках, сафари в мотосанях, расслабляющие процедуры в бальнеологическом центре, знакомство с обычаями коренных народов Лапландии и дегустация блюд местной кухни.

    Всё о платниках Финляндии: Саласярви (Saläsjarvi)

    Для озера Пюхяярви характерно малое количество островов. И когда длина открытого водного пространства достигает ок. 25 км, чего не встретишь на других озерах Южной Финляндии, то при сильном ветре крутые волны могут быть опасными. Все это следует учитывать при ловле на лодке в такую погоду.

    Второе особо характерное отличие озера в плане рыбалки – однообразность глубин дна озера, что в какой-то степени затрудняет верный выбор места для рыбной ловли. Большую часть озера охватывают водные районы глубиной 3–6 метров. Перепады глубин озера незначительные. Только с западной стороны озера находится продолговатая впадина с крутыми краями, где глубина достигает более 30 метров.

    В особенности среди любителей рыбной ловли Пюхяярви известно своими уловами окуня. Тут вас могут порадовать окуни весом и более килограмма. Такие горбачи, конечно, встречаются не так часто, но все же намного чаще, чем в других наших озерах. А причина кроется в мелкой рыбешке. Ряпушки и корюшки здесь достаточно для окуней.

    Крупного окуня преимущественно ловят зимой. Полосатых разбойников не ищут вблизи берегов, а на открытых местах вдали от берега. И за рыбацкими трофеями часто надо проделать длительный путь. Зимой, когда толщина льда большая, многие рыболовы передвигаются по льду на автомобилях или мотосанях (будьте осторожны, на озере встречаются полыньи). Там на глубине 4–6 метров и начинается ловля. При плохом клеве окуня ловят на мормышку, а при хорошем на балансир.

    Где чайки бросаются к воде.

    Летом окуня ловят с помощью стай чаек. Там, где чайки бросаются к воде, и есть окунь, который охотится за мелкой рыбешкой. Он отлично берет на джиг, вращающиеся блесны и маленькие воблеры.

    Озеро Пюхяярви также и отличное место ловли щуки. Лучше всего щука ловится троллингом (дорожкой) по краям мелководий в середине толщи воды или у дна. Бывает и так, что щуки собираются на ограниченном участке, и даже на очень маленькой полоске воды можно выловить огромный улов. Ко всему прочему, щуки тут весьма крупные, и щука в десять килограммов не является редкостью. Эхолот и навигационный карт-плоттер отличные помощники при ловле на открытой воде.

    Саариярви

    Са́ариярви (фин. Saarijärvi ) — город в провинции Центральная Финляндия в Финляндии.

    Численность населения составляет 10 582 человек (2010). Город занимает площадь 1 422,86 км² из которых водная поверхность занимает 170,64 км². Плотность населения — 8,45 чел/км².

    Известные уроженцы и жители

    • Отто Стенрот (1861—1939) — первый министр иностранных дел Финляндии
    • Эйя Хюютияйнен (р.1961) – финская лыжница

    Ссылки

    • На Викискладе есть медиафайлы по теме Саариярви
    • www.saarijarvi.fi (сайт) (фин.)

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое “Саариярви” в других словарях:

    Стенрот, Отто — Отто Стенрот Otto Stenroth … Википедия

    Сийкамяки, Арво — Арво Сийкамяки фин. Arvo Siikamäki Дата рождения: 21 мая 1943(1943 05 21) (69 лет) М … Википедия

    Ahvenlampi Camping — (Саариярви,Финляндия) Категория отеля: 4 звездочный отель Адрес: Ahvenlammentie 6 … Каталог отелей

    SpaHotel & Cottages Summassaari — (Саариярви,Финляндия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Summassaarent … Каталог отелей

    Purola Farm Guesthouse — (Саариярви,Финляндия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Kekkosentie … Каталог отелей

    Хюютияйнен, Эйя — Эйя Хюютияйнен Полное имя … Википедия

    Saarijärven Eräpalvelut Cottages — (Rahkola,Финляндия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Kivi … Каталог отелей

    Вазаская губерния — I (Wasa län, Waasan lääui) В. губерния великого княжества Финляндского занимает часть западного склона Финляндии, обращенного к южной части Ботнического залива, или к так называемому Ботническому морю (Bottenhaf), к северу от 61°57 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Турку — У этого термина существуют и другие значения, см. Турку (значения). Город … Википедия

    Суоярви

    Совсем недавно у меня была
    Глубокая Карелия – глубокая и незамутнённая, как карельское озеро. А теперь из Петрозаводска, после Кижей я опять попал в дальнюю, потаённую часть региона – только тут мне было уже не как в озере, а скорее как в болоте.

    Допускаю, что половину эффекта дала перемена погоды, но не всё же.

    Даром что Суоярви в переводе означает “Болотное озеро” (согласитесь, что традиционное русское “Шуерецкий Погост”, некогда в составе Водской пятины Новгородской Земли – это звучало лучше; деревня с таким названием располагалась не совсем на месте современного города, но недалеко от него).

    Суоярви – один из западно-карельских городов, не самый западный западный и не самый карельский, но, пожалуй, наиболее затерянный – между богатой Костомукшей и чуть менее богатой, но более отягощённой культурным наследием Сортавалой. Суоярви – это конец (или начало) труднопроходимого пути вдоль Западно-Карельской железной дороги, другой конец которого вкратце был описан здесь.
    Тем не менее, Суоярви – это не разросшийся советский леспромхоз, как очень многие посёлки вдоль этой лесной трассы; деревня здесь была, повторюсь, уже в стародавние времена Господина Великого Новгорода. И в имперские времена здешние крестьяне поставляли на Александровский завод местную руду: в ту эпоху болота были ценны не только и не столько ягодами да дичью. И в межвоенную эпоху тут стало выстраиваться что-то вроде города, появились промышленные предприятия и даже немного зданий в стиле финского конструктивизма – но потом нападение СССР на Финляндию, нападение Финляндии вместе с Германией на СССР, и Суоярви опять наш.
    После присоединения к Союзу тут не очень много чего происходило – наверное, самым выдающимся событием было строительство железной дороги на север в 1950-е годы. Тут как и занимались, так и занимаются в основном лесом; в прошлом была картонная фабрика, но в первой половине 2010-х годов она окончательно накрылась. Так что остались, кажется, только частные пилорамы – и РЖД; впрочем, на железной дороге объёмы работы также всё время сокращаются.
    На пике развития в Суоярви было 12 тысяч жителей, сечас осталось 9; в принципе, 20-процентная убыль населения – не так уж много по северным меркам.

    Но вот Суоярвский район как депрессивный, глухой и периферийный по депопуляции занимает первое место в Южной Карелии (-38%).
    И вот как-то не осталось здесь того заграничного лоска, который – пусть и в немного руинированном виде – ощущается в Выборге и даже Питкяранте, и в полной мере чувствуется в Сортавале или Костомукше.
    Как-то вот не оставила тут та славная эпоха следов – то есть оставила, конечно, но это именно что еле заметные следы, не более.

    Да не сочтут меня русофобом, но ушедшая финская цивилизация выглядит на фоне нашей периферийно-провинциальной действительности довольно ностальгично. Конечно не в такой степени, как немецкая, но тем не менее.
    Но как-то в Суоярви всё былое растворилось в современной российской провинциальной (в плохом смысле этого слова) действительности.

    Я буквально в последний момент – поезд практически отходил – купил билет на петрозаводском вокзале. Дальний на Соуярви и дальше на Костомукшу ходит из Петрозаводска раз в пару дней и с горем поплам заменяет пригородные, раньше курсировавшие на этом малодеятельном и глухом участке.
    Железная дорога из карельской столицы на запад строилась зимой-весной 1940 году, практически одновременно с наступлением Красной Армии на финскую территорию.
    Западно-Карельская железная дорога была подведена с юга, от станции Маткаселькя за Сортавалой, несколько раньше – в 1929 году, при уже независимой Финляндии; уже в то время она заканчивалась не в Суоярви, а на станции Найстенъярви – это несколько десятков километров севернее.
    Но дорога на Маткаселькя и Выборг – это была связка района с финскими землями, прежде всего с бывшей Выборгской губернией; логично, что для советизации и “карелизации” Суоярви требовался прямой выход в “материковую” часть новоиспечённой родины.

    В те же финские годы было начато строительство железной дороги на север, в сторону современной Муезерки и Юшкозера, но закончено оно было только в 1950-е – 1960-е годы.
    Итак, поздним и дождливым августовским вечером мой поезд прибыл на станцию Суоярви I.

    Стеклянный коробкообразный аквариумовидный вокзал типичен для 1960-х годов.
    Обратите внимание на надпись латиницей (“станция”) – как и в Костомукше, это дублирование не на карельский, а на финский; остатки Карело-Финской АССР.

    Ночь надвигается, дождь – что делать? Правильно – ставить палатку.
    Планировка у Суоярви вполне финская, или прибалтийская – город вытянут вдоль одноимённого озера и нескольких улиц, прихотливо проложенных по распадкам и неглубоким долинам, а иногда просто по направлению (на Петрозаводск, например).
    Такой потенциал для того, чтобы получилась какая-нибудь Лаппеэнранта, или хотя бы Раквере – но увы.

    Но обо всём по порядку.
    Город образован пересечением трёх дорог – на Поросозеро/Муезерку/Костомукшу (север), на Питкяранту/Сортавалу/Петербург (юго-запад), и на Петрозаводск (восток).

    И каждой автомобильной дороге параллельно своё направление дороги железной – ведущее в те же самые пункты.

    Такой вот почти идеальный трёхлинейный город.
    Ядро этой суоярвской планировки – опять-таки треугольник, образованный связками между этими тремя путями.
    Причём в центре треугольника – условно лесопарковая зона и небольшое озеро, а пульс городской жизни бьётся в северной части этой фигуры (улица Ленина).
    Вокзал находится не вполне в центре, а в южной части города – но зато относительно недалеко от районной администрации.
    Вот мимо этой администрации, по упирающейся в лес улице Шельшакова пошёл я сквозь какую-то почти осеннюю морось.
    Вышел из города, вроде лес, но вот незадача – как кончаются дома, так сразу начинается болото.
    Вода подступает практически к самому городу, причём, как я позже понял по карте, практически со всех сторон – хотя в более сухую погоду, наверное, суоярвские болота менее полноводны.
    Поставил палатку на каком-то полуострове, между трёх кочек, шаг вправо, шаг влево – и уходишь в чавкающий мох по щиколотку.

    Утро не принесло перемены погоды; дождь порой переставал, но быстро осознавал что был неправ, и что Суоярви надо ещё немного увлажнить.

    Я пошёл к центру города – через редко застроенные кварталы, перемежаемые рощами.

    Развилка Петрозаводского шоссе и дороги на север (Поросозеро – Муезерский – Костомукша) – с воинским памятником:

    Потом мы попадаем в центр городского треугольника – сначала на горку:

    Со старым зданием финского муниципалитета:

    Выносные почтовые ящики:

    Потом с горки – заболоченная низина с озером Вехкалампи, но она как-то у меня осталась в стороне.

    Вот и самый центр – улица Ленина.

    Только тут меня проняла суоярвская реальность – до этого момента я думал, что вот сейчас-то начнётся основная часть города и всё изменится.

    Но нет – дырявый асфальт, облезлые пятиэтажки без балконов.

    И в завершение картины – местная автостанция, напрочь лишённая рейсов по району (только на Петрозаводск и, кажется, на Сортавалу); первый раз за свои 700 с лишним городов вижу такое.

    Видимо, после двухсерийной (1939-1940 и 1941-1944) войны от старого Суоярви осталось немного.

    Тем более, что и раньше, думаю, город был совсем невелик.
    На перекрёстке улицы Ленина (связующая между дорогой на Поросозеро/Муезерку и дорогой на Петрозаводск) и улицы Победы (сама дорога на Поросозеро/Муезерку) стоит так называемая “шайба” – здание городской библиотеки:

    Она была построена в 1980-х; а я всё перепутал и решил что “Шайба” – функционализм/конструктивизм финских времён. Впрочем, стилизацию под финскую межвоенную архитектуру, мне кажется, нельзя отрицать.

    Ещё розовое здание кинотеатра “Космос” – кажется, финское (я, напротив, сначала подумал что советское):

    На этом перекрёстке я познакомился с суоярвской погранслужбой – вернее, это она познакомилась со мной. Пока я совершал очередной оборот вокруг своей оси в поисках подходящего ракурса, на песчаной и изъеденной дождями обочине главной улицы города затормозил “УАЗик” камуфляжного цвета.
    Оттуда вылез бодрый мужчина неопределённого возраста, представился, стал выяснять кто я, что я, сколько буду обретаться в их благословенном городе и куда проследую потом. Снабдил номером своего телефона и наказал написать сообщение когда выберусь за пределы его юрисдикции – то есть за пределы Суоярвского района. В этих местах нет общедоступных международных переходов в Финляндию – хотя до границы от города всего около 70 километров; впрочем, возможно, именно этим была вызвана такая бдительность погранца.
    Почти как родная бабушка – только что обедом не накормил.

    А в Суоярви у меня оставался ещё один пункт программы.
    Помнится, в Костомукше, когда я восторгался местным благоустройством и продуманной планировкой, тамошние жители мне доказывали, что это, дескать, всё День Республики, который кочует из одного в карельского города в другой.
    Мол, в прошлом году он был в Суоярви – так там такую набережную сделали, что закачаешься.
    По карте вполне выходило, что может в городе быть и парк, и оборудованная набережная – вытянутое и извилистое озеро Суоярви тянется через весь город, в южной своей части подходя к центру.
    Так вот, преисполненный последней надежды, пошёл я на западный выезд в сторону Питкяранты мимо озёрного берега.

    А обещанного великолепия всё нет и нет – грунтовка, озеро заслонено частными домами.
    Иногда очень даже неплохими – ну это по-русски:

    Но нет – вот начинается парк; но набережная вот такая:

    За проливом, в нескольких десятках метаров виднелся остров Любви – судя по всему, традиционное место отдыха горожан; согласно карте, он был соединён с материком мостом.
    Но вот подхожу я к самому узкому месту пролива – и вижу опоры моста, но без моста:

    А потом – через западно-суоярвские окраины на питкярантскую дорогу.
    Она, хотя и ведёт в сторону Питера и Москвы, оказалась предательски пустынной.
    Дождь почти перестал (то есть задумчиво капал каждые минут 15), но редкие машины брали только от деревни до деревни.

    Зато я изучил немало (несколько) сельских населённых пунктов Суоярвского района.

    В основном, их центры – с магазинами:

    Воды за пределами города оказалось ещё больше – местами болото просто переливалось через дорогу.

    Впечатлили места боёв по этому направлению – вернее, память о них.

    Насколько я помню, тут, на рубеже реки Коллы, и в финскую, и в отечественную войну были ожесточённые бои.

    Местные поисковые отряды каждый год откапывают какие-нибудь новые следы той далёкой войны.

    Особенно поразила традиция класть сигареты на мемориалы.
    Водитель, подвозивший меня, так и делал – со словами “курите, ребятки”.

    Почти весь день, медленно-медленно пробирался я до границы Суоярвского района, потом по району Питкярантскому, и уже в поздних августовских сумерках добрался до самой Питкяранты.

    Источники:

    http://www.tourister.ru/responses/id_14622
    http://me-frai.livejournal.com/229433.html
    http://tonkosti.ru/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0
    http://www.fishinginfinland.fi/ru_sakylan_pyhajarvi
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1617989
    http://me-frai.livejournal.com/229433.html

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять