Век живи – век учись
Век живи век учись. А продолжение этой фразы?
Век живи — век учись
Пожалуй, любимая фраза всех учителей. Но в оригинале она звучит так: «век живи — век учись тому, как следует жить». Её придумал римский философ Луций Анней Сенека, который родился ещё в 4 году до н. э.
Истина в вине
Это выражение пришло к нам тоже из Рима и полностью она пишется так: «истина в вине, а здоровье в воде». Её придумал писатель Плиний Старший, который жил уже в первом столетии н. э.
Пуля — дура
А этот афоризм принадлежит нашему соотечественнику А. В. Суворову. Известный полководец сказал: «Береги пулю на три дня, и иногда и на целую кампанию, как негде взять. Стреляй редко, да метко; штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля — дура, штык — молодец». Так Суворов призывал солдат беречь пули, потому как следующая поставка могла прийти ещё нескоро.
***
Когда в тексте допустимы ошибки, или Что такое анакол`уф и эрратив
Правила существуют, чтобы их нарушать. Но я бы продолжила: чтобы их нарушать с какой-то конкретной целью.
Отступление от правил допустимо тогда, когда оно несёт какой-то смысл.
Например, нарушение норм русского языка можно использовать, чтобы создать комический эффект, показать какие-то черты говорящего/пишущего или обойти какие-то юридические моменты, связанные с регистрацией торговой марки.
На отступлении от норм построены такие риторические приёмы, как анакол`уф и эррат`ив.
Анакол`у;ф — это неправильное согласование слов.
Используется эта фигура, чтобы на фоне грамматически правильной речи создать определенный образ говорящего. Например, как человека, плохо говорящего на русском языке — неграмотного селянина из глубинки, выслуживающегося чиновника, маленького ребёнка, иностранца и т. п.
Незнакомый иностранец осторожно спросил: «Я дойти до Красная площадь так?»
— А вы, товарищ, желаете сделать вопрос? — неприятный человек противно улыбнулся мне.
Подходя к дому, моё пальто испачкалось! — возмущалась до смешного расстроенная Лиза.
Другой интересный приём связан с орфографией.
Эррат`и;в — умышленное неправильное написание слова или выражения.
Например, распространенный не так давно «албанский»: молодежь сознательно коверкала написание слов, создавая из этого определенный интернет-сленг.
Аффтар жжот!
Превед, медвед!
Также к эрративам прибегают, когда нужно зарегистрировать товарный знак или иное название, но с регистрацией в исходном виде есть юридические или иные проблемы.
Limkin Park (изначальный вариант — Lincoln Park, но такой домен был занят)
Blu-ray Disc (blue ray — ‘синий луч’ — нельзя было зарегистрировать, так как это выражение является часто используемым)
Другие статьи в литературном дневнике:
- 17.07.2018. Валентин Нервин. Полоса отчуждения
- 12.07.2018. Век живи век учись. А продолжение этой фразы?
- 05.07.2018. Как разобраться не или ни?
- 04.07.2018. Многие пропускают эту запятую
- 03.07.2018. Птицы, о которых знают только русские
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2020 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Век живи, век учись
Век живи, век учись — русская пословица про то, что учиться, познавать новое, рекомендуется всю жизнь. Знания и опыт безграничны и неисчерпаемы.
“Век живи – век учись (а умри дураком)”.
К этой пословице иногда применяется и ироническая присказка “а дураком помрешь”, про бесполезность учения – сколько бы человек не учился, а все равно всего не изучишь.
В английском языке есть близкое выражение – живи и учись (live and learn) со значением – извлекай выгоду из опыта, учения. Выражение указано в Американском словаре “American Heritage Dictionary of Idioms” Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992 , где отмечено, что оно применяется со второй половины 16 века.
Примеры
Кэтрин Райан Хайд
“Не отпускай” (2010 г.), перевод с английского 2015 г. – о дорогом заказе девочкой пиццы:
“– Извини, что получилось так дорого. Сама сказала, можно заказать то, что захочется…
– Да. Век живи – век учись. Сегодня заказывать буду я.”
“Серебряков. В последнее время, Михаил Львович, я так много пережил и столько передумал, что, кажется, мог бы написать в назидание потомству целый трактат о том, как надо жить. Век живи, век учись, а несчастия учат нас.”
“Анна Каренина” (1873 – 1877 гг.), часть V, глава XXV:
“Нет, век живи, век учись. И я учусь понимать вашу высоту и ее низость”
“что завтра будет, увидим, а сегодня очень даже недурно: значительная перемена с давешнего. Век живи, век учись. “
“Сказка о Георгии Храбром и о волке” (1857 г.):
“Я не дурак; хоть и знаю, что и мне, наряду со всеми, сказано: век живи, век учись, а умри дураком;”
Червонорусские предания . 10:
“Послушайте ж меня, тогда поймете. Вот оно и выходит на то, что век живи, век учись, а помри дураком.”
Мельников
“Хоть ты теперь у меня и обученная, а все-таки храни старую пословицу: век живи, век учись.”
“Недоросль” 2, 6 – мать (Простакова) говорит сыну, чтобы тот учился:
“г-жа Простакова. Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.”
«Посмертные записки Пиквикского клуба» (The Posthumous Papers of the Pickwick Club) , (1836 — 1837), гл. 19:
“Live and learn, you know. They’ll be good shots one of these days. I beg my friend Winkle’s pardon, though; he has had some practice.”
«Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» , 1789-1816 г.:
“Вот, отец мой! говорил он: век живи, век учись, какая беда со мною сделалась. Ветчины я доброй продал шесть пуд, а тут зимою превеликих множество, иные в два, иные в три пуда были, такие были чистые и хорошие. Оставил, отец мой, про себя; но вот, плут, бездельник солил мало, а я велел ее под кровлю подле окошек повесить, опоздал соленьем, отец мой! Итак, все с кровли капало на ветчину, потом сняли ее, положили в анбар; я поехал в козловскую деревню и велел ее без себя по 3 копенки фунт распродать. Но посмотрим, черви по вершку в ней выросли и кто продавал, так ветчиной его прибили, и рад был по 3 полушки взять. Теперь стал вовсе без ветчины, а баранов для того не бью, что в две недели его не сем”. “
Век живи, век учись
Кто автор фразы Век живи — век учись?
ошибочно приписываемой Владимиру Ленину?
- Платон
- Сенека
- Александр Македонский
- Марк Аврелий
Фраза “Век живи — век учись” действительно очень популярна у нас в России, и со школьной скамьи я думала, что автором этих слов является В.И.Ленин. Но теперь я узнала, что первоисточник совсем иной, и цитата звучит не полностью, слова эти вырваны из контекста. В оригинале фраза звучит так –
Правильный ответ – Луций Анней Сенека.
Авторство фразы принадлежит известному римскому государственному деятелю и философу, жившему в первом веке нашей эры.
Этот великий мыслитель является автором многих трудов на серьезные философские темы – о кратковременности и мимолетности человеческой жизни, о человеческом счастье, о душевной гармонии, о стойкости, о необходимости самосовершенствовани я человека в течение всей его жизни.
Даже эта фраза в наше время немного искажена за счет потери второй ее части, полный ее вариант звучит так:
Человек должен познавать себя и развиваться вне зависимости от каких-либо временных рамок или других ограничений.
Автор – философ Луций Анней Сенека.
Известный исследователь русского языка Владимир Даль занес это народное выражение в книгу “Пословицы русского народа”, написанную в 1853 году. Фраза в книге звучит так:
То есть Даль считал это выражение исконно русской народной мудростью. Мы же долгое время фразу знали, как принадлежащую перу Владимира Ленина, и это было ошибкой.
На самом деле мудрая мысль пришла в голову Сенеке, римскому писателю, философу и политическому деятелю. Но фразу мы знаем в усеченном виде, на самом деле она звучит таким образом:
Поэтому в качестве автора выбираем Луция Аннея Сенеку, а верный ответ расположен под номером “2”.
По каким признакам или историческим сведениям можно утверждать, что автором является Сенека? Абсолютно все слова в этом выражении исконно русские! Век, живи, учись – в каждое из этих слов наши предки (древние славяне) вкладывали глубочайший смысл.
Есть и продолжение этой пословицы: “Век живи – век учись, а все равно дураком помрешь”. Это значит, что познание мира и самого себя – бесконечный процесс и даже самому мудрому человеку есть всегда к чему стремиться.
Нужно жить долго и на всем протяжении жизни продолжать обучаться чему-либо. Покорять новые интеллектуальные и самые высокие духовные вершины бытия!
Век живи, век учись
Словарь русского арго. — ГРАМОТА.РУ . В. С. Елистратов . 2002 .
Смотреть что такое “Век живи, век учись” в других словарях:
Век живи, век учись. — (а умри дураком). См. ЖИЗНЬ СМЕРТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Век живи – век учись. — (а умри дураком). См. УЧЕНЬЕ НАУКА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Век живи Ч век учись — ВЕК, а, о веке, на веку, мн. а, ов, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
век живи, век учись(а умрешь дураком) — Ср. Хоть ты теперь у меня и обученная, а все таки храни старую пословицу: век живи, век учись. Мельников. На горах. 1, 4. Ср. Послушайте ж меня, тогда поймете. Вот оно и выходит на то, что век живи, век учись, а помри дураком. Даль.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ, А ДУРАКОМ ПОМРЕШЬ — посл. перед.: Век живи век учись. Учиться бесполезно … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий
Век живи, век учись(а умрешь дураком) — Вѣкъ живи, вѣкъ учись (а умрешь дуракомъ). Ср. Хоть ты теперь у меня и обученная, а все таки храни старую пословицу: вѣкъ живи, вѣкъ учись. Мельниковъ. На горахъ. 1, 4. Ср. Послушайте жъ меня, тогда поймете. Вотъ оно и выходитъ на то, что вѣкъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ВЕК — ВЕК, а, о веке, на веку, мн. а, ов, муж. 1. Период в сто лет, условно исчисляемый от рождения Иисуса Христа (Рождества Христова). Третий век до нашей эры. Двадцатый в. (период с 1 января 1901 г. до 31 декабря 2000 г.). Начало века (десятые… … Толковый словарь Ожегова
ВЕК — муж. срок жизни человека или годности предмета; продолжение земного бытия. Век обыденки день; век дуба тысячелетие. | Быт, бытие вселенной в нынешнем ее порядке. Скончание века близко. | Столетие. Ныне девятнадцатый век по Рожд. Хр. |… … Толковый словарь Даля
ВЕК — ВЕК, века (веку), о веке, на веку, мн. века (веки устар.), муж. 1. Жизнь (разг.). «Век живи век учись.» (посл.) Прибавить веку (удлинить жизнь). На своем веку он испытал много приключений. На мой век мне работы хватит. «Зла, в девках целый век.»… … Толковый словарь Ушакова
ЖИЗНЬ – СМЕРТЬ — Набьет улыбка оскомину. Жить вертко (валко), помирать терпко. Живешь не оглянешься, помрешь не спохватишься. Живешь воз прешь: помрешь на горбу унесешь. Живется ни в сито, ни в решето. Жить плохо, да ведь и умереть не находка. Жить горько… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Век живи — век учись. Андрагогика: как учиться взрослым
Чтобы выдержать высокую конкуренцию, успевать за техническим прогрессом, просто не отстать от жизни, нужно постоянно учиться. Повышение квалификации, освоение гибких навыков, расширение кругозора позволяют дольше сохранять продуктивность, а также быть востребованным специалистом. Однако обучение взрослых имеет свои особенности. Уже недостаточно как школе или ВУЗе посещать лекции, выполнять домашнее задание, успешно сдавать экзамен. Вопросами эффективного образования взрослых занимается такая наука как андрагогика.
Само понятие было введено еще в 1833 году немецким педагогом Александром Каппом. Оно образовано по аналогии с педагогикой: от греческих слов andros — «взрослый» + ago — «веду». Примерно в это же время американский психолог и педагог Эдвард Ли Торндайк определил, что у людей в возрасте от 22 до 45 лет вне зависимости от изначального уровня образования способности к усвоению нового примерно одинаковые. Если сформулировать определение, что такое андрагогика — это наука личностной реализации человека в течение всей его жизни.
Почти через 150 лет развития андрагогики американский педагог Малколм Ноулз выпустил книгу «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». Там он описал, какие методологические подходы использует андрагогика в отличие от педагогики:
- Именно обучающемуся взрослому человеку принадлежит ведущая роль в его обучении.
- Обучающийся сам ставит себе цели. Результатом успешного обучения является достижение этих целей.
- Весь накопленный опыт, полученные знания, навыки должны быть использованы в процессе.
- Новые полученные навыки должны быть применимы непосредственно на практике.
- Обучение взрослого происходит в виде совместной деятельности с его учителем.
Главным отличием от педагогики является распределение функций между учеником и учителем. Учитель помогает ученику получить собственный опыт, а не перенять его. Как следствие, меняются подходы к процессу. Это минимизация лекций, а преимущественно практика — дискуссии, обсуждения, деловые игры, решение прикладных производственных задач. Меняются и дисциплины — вместо конкретных направлений изучаются междисциплинарные подходы, например, менеджмент проектов. Обязательно учитывается то, что у взрослого человека уже сформирован некоторый опыт работы, социального взаимодействия, поведения. В отличие от детей, взрослые воспринимают новую информацию через эти фильтры, а также усваивают материал по-другому. Здесь ученику будет полезно использование гибких навыков soft skills — скорочтения, мнемотехник, профайлинга.
В современной андрагогике выделяют 11 принципов
- Самостоятельность. «Чему бы ни учился — учишься для себя». Ученику необходимо самостоятельно подходить к вопросу поиска литературы, освоения соответствующих программ, составления плана обучения.
- Совместная деятельность. При подготовке необходимо выявить, для чего оно нужно. Совместное обсуждение с преподавателем позволит определить цели.
- Имеющийся опыт. Все накопленные знания должны быть применены в процессе.
- Корректировка шаблонов. У каждого взрослого сформированы определенные личностные установки. Необходимо учитывать их и при необходимости корректировать, чтобы они не мешали процессу обучения.
- Индивидуальный подход. Предварительное интервью позволит выявить все аспекты, которые могут повлиять — профессиональный опыт ученика, его социальный статус, свободное время, финансовые ресурсы.
- Свобода выбора. Ученик сам определяет для себя методы, сроки, время, критерии оценки результатов.
- Рефлексия. Со стороны ученика должны присутствовать сознательное отношение к обучению, самомотивация и самоанализ.
- Востребованность. Те навыки, которые ученик хочет получить, должны быть востребованы.
- Система. Все должно быть приведено в единую непротиворечивую систему — методы, способы, цели, задачи, оценка результатов.
- Актуальность. Помимо того, что получаемые навыки должны быть востребованы, они должны быть актуальными. Т.е. востребованы здесь и сейчас, применимы сразу после приобретения.
- Развитие. Любое обучение направлено на получение нового опыта, личностный рост и обретение способностей.
Со временем наша способность к обучению все же ослабевает, если ее не тренировать. Это связано с нейропластичностью мозга — без регулярных нагрузок наши когнитивные функции работают хуже. Поэтому для эффективного обучения нужно поддерживать тонус мозга. Тренируйте внимание, память и мышление на тренажерах Викиум и обучайтесь новому с легкостью в любом возрасте!
Век живи – век учись: смысл пословицы и варианты её применения
«Век живи, век учись», – говорим мы, покачивая головой и удивляясь тому, что каждый день приносит нам новые знания, несмотря на то, что мы давно уже закончили школу. В чём же смысл этой пословицы?
Кто сказал «Век живи, век учись»
Трудно определить точное место и время происхождения выражения о необходимости учиться всю нашу жизнь. Одним из самых первых упоминаний об использовании этих слов являются «Нравственные письма к Луцилию, LXXVI» римского философа-стоика Луция Аннея Сенеки, датированные 4 годом до нашей эры, в которых он писал «Век живи — век учись тому, как следует жить». В «Словаре идиом Американского наследия» отмечается, что в английском языке близкое по значению выражение «Живи и учись» употребляется со второй половины XVI столетия.
Похожие по смыслу пословицы на английском и прочих языках
В том или ином виде данная фраза присутствует практически во всех языках мира. Вот лишь некоторые из них:
- Live and learn (англ.)
- On s’instruit ? tout ?ge (фр.)
- Man lernt nie aus (нем.)
- Ei oppi ojaan kaada (фин.)
- Fin alla bara sempre se n’impara (итал.)
- Al doende leert men (голл.)
- ?мір с?реді ж?не ?йрену (казах.)
В татарской и хорватской культуре есть даже сказки, раскрывающие смысл этого выражения. В русском языке эти слова широко используются и в бытовой, и в литературной речи, например, в произведениях классиков Д. И. Фонвизина, П. И. Мельникова-Печерского, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.
«Век живи, век учись, дураком помрёшь»: продолжение фразы
Один из вариантов данного выражения, имеющий довольно неожиданное продолжение «Век живи — век учись (а умри дураком)» в 1853 году был зафиксирован в «Пословицах русского народа» В. И. Даля. Смысл этой интернациональной пословицы заключается в том, что, сколько бы мы ни узнавали в жизни, мир непознанного все равно будет неизмеримо больше, поэтому, при желании, всегда можно и нужно учиться чему-то новому, для практической пользы или для души, что, в конечном итоге, бывает гораздо полезнее.
Выражение является именно пословицей, а не поговоркой.
Как писать сочинение по теме
Данное выражение часто входит в перечень тем школьных сочинений. Одной из ситуаций, которую можно рассмотреть в качестве примера для такой работы, может быть следующая: плавное изменение мировоззрения даже тех людей, кто считает, что «старую собаку новым трюкам не научишь». Мир технологий стремительно меняется с каждым годом, приходится меняться и людям: бабушки продолжают сидеть у подъездов, но уже с сотовыми телефонами; эти же бабушки и дедушки с большим удовольствием используют возможности интернета, о котором ещё совсем недавно ничего не знали, для того чтобы общаться по скайпу с живущими в других городах близкими; читают электронные книги, смотрят кино и передачи по телевизорам нового поколения, хотя отлично помнят ещё здоровенные «ящики» с ручным управлением, демонстрирующие лишь чёрно-белое изображение. Мир вокруг нас не статичен.
Даже если человек очень не хочет учиться чему-то новому, ему придётся это делать, как говорится, «жизнь заставит», иначе он не сможет нормально жить в постоянно меняющейся объективной реальности. Ленность ума не оправдание нежеланию приложить определённые усилия для узнавания и использования чего-то нового, будь то покупка электронных билетов или общение по ватсаппу с «засыпающимся» на контрольной по математике любимым внуком.
Слова М. Жванецкого «Мудрость не всегда приходит с возрастом. Порой возраст приходит один», сказанные в чужой адрес, кажутся нам смешными. Для того чтобы не было смешно кому-то ещё, когда их произнесут по отношению к нам, стоит всю жизнь руководствоваться названной в конце пословицей.
Источники:
http://www.stihi.ru/diary/dudka/2018-07-12
http://dslov.ru/pos/p352.htm
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2508318-kto-avtor-frazy-vek-zhivi–vek-uchis.html
http://russian_argo.academic.ru/1432/%D0%92%D0%B5%D0%BA_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B8,_%D0%B2%D0%B5%D0%BA_%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%8C
http://blog.wikium.ru/vek-zhivi-vek-uchis-andragogika-kak-uchitsya-vzroslym.html
http://frazy.su/28308-vek-zhivi-vek-uchis-2/