Рыбалка в шлюзах Камской ГЭС
Пермский форум – Teron.online
КамГЭС – Красава.
окунь большой 09.02.2014 – 19:15
arhi77 09.09.2005 – 12:03
dimetr70 (20.09.2012 – 10:43) писал:
Наткнулся на ссылку по уровням воды
Может пригодится, есть графики.
haos_86 (09.05.2012 – 07:09) писал:
Меня интересует, что сейчас ловят на КамГесе.
No-Name 09.09.2005 – 12:22
Вчера вечером там был, ловят в основном окуня некрупного, при мне пара мужиков достали по судачку.
arhi77 09.09.2005 – 12:46
Леспромхоз 09.09.2005 – 19:01
White 09.09.2005 – 23:35
уралочка 10.09.2005 – 00:30
дворНИК 10.09.2005 – 07:26
Fisherman 10.09.2005 – 11:13
Mixrutka Ainz 11.09.2005 – 09:59
Окуняку – на поперы и поверхностные воблеры, на попугаев и на чупа-чупсы
Язика можно достать на вертушку
Судачка под левым берегом на кострах потролить
С обоих берегов белую рыбу – но сезон уже ушел
Falcon_D 05.10.2005 – 14:42
Andrei 29.10.2005 – 12:21
скай 30.10.2005 – 09:53
Леспромхоз 30.10.2005 – 11:50
скай 31.10.2005 – 09:34
Geck 31.10.2005 – 13:00
С субботы на воскресенье ловил в р-не Ширяихи (правый берег между лесозаводом и сосновым бором). На донку . Донок было всего две. С 19 до 01. Сначала пробовал на червя- ерши все мозги выклевали. Примерено в 20 часов перешел на “резку” с “бели”. До 24 часов поймал двух -1.5 кг и 0.8 кг. и еще 3 нереализованных поклевки( крючья мелковаты стояли). Местные ловят с лодки ,болванят в отвес на тюльку. Разговаривал с одним, который ловил недалеко – “не видел ни одной тычки. “, но позавчера поднял 5 шт. Говорит ловят уже недели 2-3, с переменным успехом.
“Бурлаки” Камской ГЭС
После написания поста “Мулы” Панамского канала. с некоторым удивлением обнаружил, что и у нас ,оказывается, была похожая система.
Одним из наиболее известных сооружений в Перми является Камская ГЭС, официально принятая в эксплуатацию в 1964 году.
Здесь же имеется система шлюзов, предназначенных для пропуска судов и леса в плотах.
А продвижение плотов обеспечивали небольшие промышленные электровозы II-КП4Б “Бурлак”.
Специально для них вдоль шлюзов были уложены пути стандартной колеи (1524 мм), электрифицированные постоянным током 600 Вольт.
Электровозы изготовил Новочеркасский электровозостроительный завод в 1953 – 1956 гг. Обслуживаются “Бурлаки” на территории шлюзов, в небольшом депо.
Все “Бурлаки” и депо находятся на закрытой территории шлюза, но иногда их можно увидеть с построенного над шлюзом автомобильного моста.
Благодаря своевременному уходу и техническому обслуживанию, несмотря на почтенный возраст, несколько электровозов остаются работоспособными до сих пор.
Только работы для “Бурлаков” сейчас практически не осталось.
Пропуск плотов с лесом прекратился в начале 1990-х годов.
Время от времени они используются в технологических целях при обслуживании и ремонте шлюзов и для развоза рабочих бригад.
Под капотом – лебёдка для тяги плотов.
Этот – с навесным роторным снегоочистителем.
Тут похоже дооборудовали небольшим краном.
Действительно, 4 вагона метро (как выяснилось, типа «Д») были получены в конце ХХ века, но не для замены работающих «Бурлаков», а на запчасти, как говорится, «на дербан».
Это, правда, слабо помогло решению проблемы.
В порядке опыта тележки метро были подкачены под электровоз № 03, собственная ходовая часть которого к тому времени сильно износилась.
Кузова же вагонов и поныне используются в качестве сараев.
При осмотре одного из них выяснилось, что он полностью сохранил внутренний интерьер.
Даже схемы Филёвской линии московского метро продолжали висеть над каждой дверью!
4 ноября 1994 года на западной нитке шлюзов Камской ГЭС произошла авария.
Во время шлюзования произошло открытие нижних ворот, и проходивший по шлюзу буксир-толкач «Дунайский-31» с двумя гружёными баржами с потоком воды снёс ворота всех расположенных ниже камер (пять ворот из семи).
В результате погибли два рыбака, ловивших на Каме рыбу в запретной зоне гидроузла.
Поток воды через разрушенный шлюз был остановлен оперативным закрытием аварийных ворот.
Восстановление шлюзов было завершено только в 2012 году.
На Камской ГЭС прошел рейд по ловле рыбаков-нарушителей
Пермская речная полиция провела рейд по ловле рыбаков-нарушителей Это мероприятие можно условно назвать, «Ловись, рыбак». Его цель – предотвратить подледный лов рыбы, да и вообще выход на замерзшую гладь реки в запретных местах.
Несмотря на будний день, холодную погоду и запрещающие знаки – на льду аншлаг. Десятки рыбаков увлечены подледной ловлей в непосредственной близости от шлюзов Камской ГЭС. Но поймать нарушителей не так-то просто. У берега образовалась наледь и пройти к клевым местам можно разве что в рыбацких сапогах. У сотрудников речной полиции таковых с собой не было, однако пробраться к нарушителям все же удалось. Как только полицейские преодолели наледь, рыбаки принялись быстро сворачивать удочки. Но спастись бегством удалось не всем.
– Вам что от меня надо?
Константин Загорский, оперуполномоченный УР в речном порту г. Перми:
– Данное место является запретным для улова рыбы, так как оно находится в запретной двухкилометровой зоне.
У большинства отговорки стандартные: не знали, что нельзя. Или не хотели знать. Ведь клев в районе нижнего бьефа Камской ГЭС почти всегда хороший.
– Вон, видите сколько… Килограммчика три
Анатолию удалось ускользнуть от стражей порядка. Признается, при виде сотрудников полиции испугался. Ведь штраф за выход на лед в неположенном месте – от 2500 рублей. Пришлось уходить обходными путями.
– А знаете, что запрещенное место нельзя рыбачить?
– Да, тут все знают, но все равно рыбачат. Кругом запретные зоны, куда нам деваться, нам жить осталось два понедельника, может быть.
А можно и до понедельника не дожить. Рыбалка здесь крайне небезопасна, не устают предупреждать полицейские.
Константин Загорский, оперуполномоченный УР в речном порту г. Перми:
– Так как выше по течению располагается у нас Камская ГЭС, при сбросе воды которой здесь может произойти отрывание льда с рыбаками. Ну, и вынос их на середину реки Кама. Лед может сломать на мелкие куски, соответственно, люди, находящиеся на нем окажутся в воде.
За примером далеко ходить не нужно. Как мы уже рассказывали несколько дней назад двое незадачливых рыболовов невольно совершили небольшой круиз по Каме. Благо оба сумели перескочить со льдины на железобетонные конструкции, торчавшие из воды примерно в 20-ти метрах от суши. Их спасли, но очень часто подобные приключения заканчиваются трагично. За сезон в Прикамье под лед уходят десятки рыбаков.
Екатерина Леонова, Александр Худяков, Телевизионная служба новостей
Судоходный шлюз Камской ГЭС в Перми
В состав сооружений Камского гидроузла, расположенного на реке Каме в Перми, помимо водосливной плотины, совмещённой со зданием ГЭС, а также русловой и пойменной намывных плотин, входит двухниточный шестикамерный судоходный шлюз.
Вид на восточную нитку шлюза, мост и диспетчерскую. Фото: Марат Рафиков
Обслуживание шлюза находится в ответственности Пермского района гидротехнических сооружений и судоходства — филиала ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей» (Камводпуть). В эксплуатацию шлюз был сдан 1 мая 1954 года. 5 мая 1954 года состоялось первое шлюзование. Первоначально через шлюз пропускали только плоты с древесиной. 19 июля 1954 года состоялось первое шлюзование пассажирских судов.
Пермский шлюз шестикамерный, с двумя параллельными нитками, расположен у левого берега — подобных судопропускных конструкций, с таким количеством камер, на водных путях России нет. Все сооружения шлюза растянулись в длину на 2,5 километра. Полезная длина каждой камеры — 239,7 метра, ширина — 29,82 метров. Глубины на верхних порогах 7,75 метров при НПУ Камского водохранилища, на нижних — 3,92 метра при проектном уровне Воткинского водохранилища. К шлюзу ведут подходные каналы, верхний из которых имеет длину 700 метров и ширину 80 метров, а нижний — длину 550 метров и ширину 80 метров. Длина причальных линий в верхнем подходном канале: слева 250 метров, справа 423 метра, в нижнем подходном канале по 250 метров.
Вид на восточную нитку шлюза. 2006 г. Фото: Михаил Архипов
Высотный габарит судов ограничивают автодорожный и железнодорожный мосты и 5 линий электропередач. Надводный габарит судов, шлюзуемых без ограничения, 11 метров, пропускаемых по специальной технологии — 13,5 метра. Средняя продолжительность пропуска составов и крупных судов 144 минуты, включая время захода и выхода из камер шлюза.
В советские времена одну из ниток Пермского шлюза использовали для перегона плотов с лесом с верховьев Камы, но в 1980-х годах такой вид сплава был прекращен. Еще пермский шлюз интересен тем, что проводку несамоходных судов барж и плотов в 1950-1960-е годы прошлого века в нем осуществлялась с использованием железнодорожной тяги — электровозов, оборудованных специальными лебедками. Электровозов было 18 штук постройки 1953-1956. Под кабиной с обоих сторон было установлено по два вертикальных барабана для троса и за ними лебедка для плотоведения. Для переброски электровозов с одной нитки на другую использовался кран, размещенный под автомостом.
4 ноября 1994 года на правой нитке шлюза (при движении по Каме вниз) произошла крупная авария. Во время шлюзования сверху в низ грузового состава (буксир-толкач и две баржи), во время опорожнения верхней камеры произошло открытие нижних ворот этой же камеры, в результате чего состав устремился вместе с потоком воды в следующую камеру, снеся затем все последующие ворота нижерасположенных камер. В результате аварии погибло два человека — рыбаки, ловившие рыбу в запретной зоне шлюза, которых смыло волной. От полного разрушения нитки шлюза и сброса воды из Камского водохранилища в нижний бьеф, где расположена Пермь, спасли действия персонала шлюза, успевшего закрыть аварийные ворота, расположенные ниже последней камеры.
Западная нитка шлюзов, выведенная из работы после ЧП. 2006 г. Фото: Михаил Архипов
Сейчас в составе гидроузла 10 камер, а раньше, до аварии, было 12. Рабочих ворот в шлюзе – 12 (было 14), плюс двое ледовых ворот. Они закрываются на зиму и имеют усиленную конструкцию и переднюю наклонную стенку. Все ворота, включая ледовые, на обоих нитках заменены и рабочие, за исключением одних самых нижних на западной нитке, так как в аварии 1994 года они пострадали больше всего – конструкции стен были «вырваны с мясом». После аварии правую нитку шлюза не восстанавливали и в эксплуатацию не вводили.
Ледовые ворота на шлюзе Камской ГЭС
Ледовые ворота на шлюзе Камской ГЭС
Другие шлюзы, расположенные на реке Каме
Камский каскад шлюзов
Камский каскад шлюзов – ничего подобного нет в мире!
Известно ли вам, что Камский шлюз, расположившийся вверх по течению реки чуть выше Перми, считается одним из самых уникальных в мире. Его в полной мере можно отнести к одной из главных достопримечательностей города.
Шлюз расположен в 912 км от устья реки Кама в створе Камской ГЭС. В чем же состоит его уникальность? Дело в том, конструктивно он решен в виде 6-камерного каскада, когда судно поочередно в процессе подъема или спуска поочередно переходит в одну из камер шлюза. Шестикамерная конструкция позволяет снизить нагрузку на гипсоносное русло Камы и снизить расход воды при прохождении через него судов. Ступенчатый подъем или спуск судов и плотов осуществляется шагом в 3 м на каждую ступень. Исходя из этого, увеличивается время шлюзования, которое занимает в среднем около двух с половиной часов. Размер каждой из камер имеет стандартную величину – 240 метров в длину и 30 метров в ширину. В зимний период камеры осушаются и могут быть использованы в качестве доков для отстоя судов.
Шлюз – сложное гидротехническое сооружение, позволяющее переводить суда из одного водоема в другой, имеющий отличный от первого уровень воды.
Во-вторых, Камский шлюз – двухниточный. «Западный» и «Восточный» шлюзы позволяют вести одновременное параллельное шлюзовование судов по двум направлениям.
В-третьих, проводка через шлюз могла осуществляться с помощью специальных электровозов. В основном это новшество использовалось для проводки плотов с верховий Камы. По сравнению с обычной буксирной тягой, электрическая позволяла сократить время шлюзования в два раза.
В-четвертых, в Камском шлюзе применена совершенно иная конструкция стен камер. В отличии от широкоприменямых железобетонных стен, камский шлюз оборудован из металлического шпунта – металлического профиля с закругленными пазами по краям для смыкания с соседним профилем.
По первоначальному проекту 1937 года шлюз предполагал его однокамерное исполнение со следующими параметрами: длина 290 метров, ширина 30 метров, максимальный шаг 55 метров. Проект 1943 года уже предполагал двухниточный шестикамерный шлюз с длиной камеры 175 метров, шириной 18 метров и шагом 4 метра. В окончательном техническом проекте общая судоходная длина шлюза выросла до 2 620 метров, а сам шлюз – до 1 500 метров.
Начало перекрытия Камы при строительстве Камской ГЭС началось 6 октября 1953 года и завершилось через 12 дней. 18 апреля 1954 года началось наполнение Камского водохранилища. 1 мая 1954 года началось опытное шлюзование шлюзов Камской ГЭС. В этот день в «Западной» ветке отшлюзовался катер КамГЭСстроя. Верхний бьеф Камской ГЭС превышает уровень 108 метров, нижний – 88 метров.
Во время активного использования водных магистралей Прикамья в качестве сплава плотов для этих целей использовалась «Восточная» нитка, «Западная» была предоставлена для пассажирских и грузовых судов.
После 1994 года в Камском шлюзе используется только его «Восточная» нитка. 4 ноября 1994 года в «Западной» ветке произошла крупная авария, которая могла иметь последующие катастрофические последствия. В результате этого могла оказаться под водой часть районов Перми, лежащих ниже Камской ГЭС по течению реки, а число жертв катастрофы исчислялось бы десятками человек.
Итак, 4 ноября в «Западную» ветку шлюза со стороны водохранилища зашел буксир-толкач «Дунайский-31», который вел две баржи с максимальной загрузкой калийными удобрениями. После начала шлюзования самопроизвольно открылись ворота №2 камеры шлюза. Увлекаемые потоками обрушившейся массы воды вниз ринулись судно и его груз. В результате были пробиты все последующие ворота №№3-7. Благодаря оперативной реакции диспетчерской службы шлюза удалось закрыть нижние аварийные откатные ворота. Но и здесь не обошлось без роковой техногенной ошибки – именно в этот момент произошло короткое замыкание на подстанции Камской ГЭС и аварийные ворота не успели полностью сомкнуться, в течении нескольких минут происходил самопроизвольный сброс воды и перевозимой части удобрений.
В итоге произошедшей аварии погибли два рыбака, смытые огромным напором воды. Они занимались рыбалкой в запрещенном для этого месте вблизи шлюзов. «Западная» ветка шлюза была полностью выведена из строя. Восстановительные работы здесь завершились лишь в 2012 году, в октябре этого же года было проведено успешное испытание шлюза.
В 346 километрах ниже по течению от Камского шлюза находятся шлюзы Воткинской ГЭС.
Как устроены шлюзы (анимация на примере Чебоксарской ГЭС)
Посмотрите вид на Чебоксарскю ГЭС и шлюзы:
Почему шлюзы строились одновременно с плотинами, понятно.
А знаете ли вы, что сегодня во многих местах сами шлюзы и ГЭС вместе с плотиной принадлежат разным ведомствам?
ГЭС – РусГидро, а шлюзы – Росморречфлоту. Вот такая ирония приватизации.
Впрочем, что это я? Обещал без отступлений!
Тогда давайте сначала смотреть видео, а потом уже – детали на фотографиях.
Перед тем скажу только, что на шлюзы обычно экскурсий не водят, поэтому предоставленную возможность пришлось использовать на полную катушку – поставил старый Canon S3 IS над пропастью и начал таймлапс снимать:
Ну а потом ещё взял свою систему моделирования и сделал модель шлюза с анимацией, чтобы показать на модели, как ворота закрываются, откуда вода течёт и всё такое.
Ибо что такое шлюз? Это тот же бассейн из классической задачи по арифметике: в одну трубу вливается, в другую выливается. Ничего сложного!
Обратите внимание, что на речных шлюзах не требуется никаких насосов: вода наполняет шлюзовую камеру или вытекает из неё сама, стоит только открыть задвижки.
А вот на каналах, проходящих через водоразделы (как канал имени Москвы), насосы нужны (хотя не обязательно на самих шлюзах).
[ Хотите посмотреть, как математическая модель этого бассейна выглядит? ]
Математическая модель этого “бассейна” чуть посложнее двух труб: кроме них, ещё ведь корабликом и воротами управлять надо. И вода чтобы в трубах текла:
Что? Язык незнакомый? Ну это нормально! 😉
Всё-всё-всё, больше не буду забивать голову премудростями. Просто смотрим видео и всё увидим сами.
Правда, вмонтированная (для красоты) фотография пульта управления шлюзом – от Нижегородской ГЭС, но, думаю, наши меня за это простят! 🙂
Ну а теперь фотоподробности.
Напомню, что крыша машинного зала Чебоксарской ГЭС одновременно является мостом через Волгу:
Поэтому чебоксарцы и гости столицы обычно видят нашу ГЭС из окна автомобиля, а в лучшем случае (если остановиться перед мостом) примерно так:
Чтобы видеть всю красоту и мощь гидротехнического сооружения, надо подняться на гору к роще.
Туда мы в детстве приезжали на велосипедах, чтобы посмотреть на великую стройку и испытать радость труда (“это такое чувство, которое испытывает поэт, глядя на строящуюся плотину”).
Ну или взобраться на Башню управления шлюзами – именно там и стоял мой фотоаппарат на штативе:
Кто забыл или в первый раз – по клику мыши фото открывается в большом размере!
Это был вид сверху. А вот сама Башня, вид снизу:
Как выглядит сей Центр?
Пульт управления немудрёный и не особо современный (но здесь этого достаточно – не аэропорт же):
Есть и ещё одна интересная система. На них видно все суда, идущие по Волге вверх и вниз (все, у которых есть ГЛОНАСС/GPS и специальные средства передачи данных).
На экране виден синий трек очередного теплохода. Мы хотели его подождать, но так и не дождались – он был далеко и шёл медленно:
Собственно, в скорости и есть основной недостаток водного транспорта. Скоропортящиеся продукты на барже не повезёшь.
Зато очень удобно везти строительные материалы. То, что сегодня их возит по автодорогам армия Камазов – просто преступление против экологии, да и здравого смысла. И нас не покидает надежда, что водный транспорт будет, в конце концов, восстанавливаться и развиваться.
Посмотрите на заглавное фото или вот на эту красивую баржу, которая входит в шлюзы Нижегородской ГЭС – какая грузоподъёмность! Чтобы перевезти столько груза Камазами из одного волжского города в другой, надо сжечь цистерны топлива и разбить сотни километров трассы.
Стоп. С разбитой трассой всё понятно, а вот с цистернами топлива? Впрочем, КПД всего судна по грубым прикидкам составляет всего 3%. Так что нынешние технологии водного транспорта существенно проигрывают грузовому транспорту (суммарный КПД около 8%) – и ещё более – железнодорожному. Поэтому пока забудьте всё, что я говорил абзацем выше – здесь требуется отдельная тема для анализа и сравнения!
А пока Волга, увы, довольно пустынна:
Но давайте не будем отвлекаться и продолжим знакомство с работой шлюза.
Вот для полноты картины вид “в пропасть” с Башни:
На первом фото была сдвоенная баржа, которая заняла весь шлюз.
А тут будет всего один маленький кораблик:
Каждому судну диспетчер шлюза указывает место, которое ему нужно занять в шлюзе – номер рыма для швартовки, а капитану большого корабля помогают следить за положением такие указатели:
Кораблик швартуется к рымам – большим поплавкам, которые ходят по рельсам в нишах стен шлюзовой камеры, поднимаясь и опускаясь вместе с водой и судном:
Наш кораблик идёт вниз, поэтому теперь необходимо закрыть верхние ворота.
На большинстве шлюзов Волжско-Камского каскада они сделаны в форме подъёмной стены:
Обратите внимание на едва показавшиеся из воды “зубцы” – это неподвижное основание, укреплённая стена, которая помогает воротам выдерживать напор громадной массы водохранилища.
Посмотрите, какое маленькое расстояние от них до верхней границы воды (4 метра)!
Судно с осадкой больше 3,6 м здесь просто не пройдёт (40 см – необходимый по регламенту запас). А если из-за маловодья, какое имело место этим летом, уровень воды в водохранилище чуть понизится, то и более мелкие суда уже не смогут пройти.
На Чебоксарской ГЭС такое жёсткое ограничение возникло из-за того, что уровень водохранилища не поднят на проектную высоту. На проектной отметке 68 метров ворота надо будет немного приподнять, но порог станет уже 6 м, что гарантированно хватит для всех волжских судов.
Верхние ворота вблизи:
Здесь мы видим рабочие и дублирующие их аварийные ворота одновременно (шлюз полностью заполнен водой).
Аварийные ворота нужны на случай выхода из строя или планового ремонта рабочих ворот.
Когда нет шлюзующихся судов, можно проводить регламентные работы по техобслуживанию механизмов, что мы сейчас и видим.
С помощью теодолита производится контроль прогиба ворот:
Только представьте, эта железная громадина всё-таки ощутимо прогибается под давлением воды в водохранилище – до 1,5 см аварийные и меньше сантиметра рабочие ворота!
Подъёмный механизм у ворот гидравлический:
Маслонасосы для обслуживания верхних ворот:
В шлюзах всегда много птиц:
Потому что здесь удобно подбирать рыбу, которая остаётся на поднимающихся из воды воротах:
Перейдём к нижним воротам.
Опять же на большинстве волжских шлюзов они сделаны в виде громадных двустворчатых дверей:
В закрытом состоянии двери сходятся под заметным углом, чтобы противостоять напору воды в шлюзовой камере:
На Чебоксарской ГЭС предусмотрены специальные меры, чтобы вытекающая из шлюзовой камеры вода не размывала берег. Часть сливается из-под ворот (бурлящая вода на снимке), а часть – далеко от шлюза и от берега – к середине Волги:
Чтобы избежать волн при наполнении шлюзовой камеры, здесь также предусмотрены специальные меры – сложная распределительная система, гасящая скорость потока воды и равномерно распределяющая его по шлюзу. Снаружи видна часть этих специальных камер. Они остались недостроенными, потому что тогда решили не поднимать воду до проектной отметки. Сейчас, если подъём всё-таки будет, придётся достраивать:
Наконец, вода из шлюза выпущена, можно открывать нижние ворота:
Посмотрим внимательно в окрестности нижних ворот:
Прямо под мостом, над аварийными воротами, видны рельсы, которые как будто обрываются в пропасть. Они использовались при строительстве, да и сейчас могут быть использованы – только нужно опустить большую балку, которая видна слева вверху, прямо под мостом – это не что иное, как подвижный пролёт железнодорожного моста. Он ляжет поперёк шлюза, и рельсы будут продолжены!
Что ещё интересного можно увидеть?
Например, хоздвор между шлюзовыми камерами:
И немного брутальных конструкций на закуску:
Источники:
http://teron.online/index.php?showtopic=52458&st=890
http://pikabu.ru/story/burlaki_kamskoy_gyes_7213140
http://rifey.ru/news/perm/show_id_47899/22-11-2016-na-kamskoy-ges-proshel-reyd-po-lovle-rybakov-narushiteley
http://www.cruiseinform.ru/places/kamskiy-gidrouzel/sudokhodnye-shlyuzy-kamskoy-ges/
http://kamatravel.ru/blog/kamskiy-kaskad-shlyuzov/
http://alexey-donskoy.livejournal.com/142746.html