55 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рыбалка на Сунде

Рыболовное судно

А ну на@ с палубы.

Зима в северной Атлантике

Для справки: это рыболовный траулер типа «Моонзунд», длиной 120м.

Штормование носом на волну

В Выборге спустили на воду морозильный траулер «Норвежское море»

Сегодня в Выборге спущен на воду траулер-процессор «Норвежское море» проекта KMT01, предназначенный для АО «Архангельский траловый флот» (входит в НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум»).
Серия:
Заводской № 935 — заложен 31.05.2017 — спущен 05.12.2018 — «Баренцево море»
Заводской № 936 — заложен 29.01.2018 — спущен 17.05.2019 — «Норвежское море»
Заводской № 937 — заложен 25.05.2018
Эскизный проект траулера разработан фирмой «Skipsteknisk» (Норвегия), технический проект — «Морское Инженерное Бюро» (Украина)
Технические характеристики:
Дедвейт: 2840 т.
Главные размерения: длина — 86 м, ширина — 17 м, осадка — 8.9 м.
Максимальная скорость хода: 15 узлов
Автономность: 30 суток
Экипаж: 49 человек
Судно предназначено для ловли донных пород рыб, сортировки, потрошения и филетирования рыбы, а также для выпуска кормового фарша, ликвидных рыбных отходов и рыбной муки. Установленное на борту траулера технологическое оборудование позволяет ежесуточно выпускать 110 т. мороженной рыбной продукции, 25 т. рыбного филе и 9 т. рыбной муки и рыбьего жира.

Мелочь пузатая

Внимательно посмотрите на эту фотографию. Обратите внимание на внешнюю несуразность.

Это не фотошоп. Это реально работающее рыбодобывающее судно.

Всегда меня рыбаки восхищали.

Как они на своих скорлупках в море ходят.

В первый раз на рыбацкий сейнер типа РС я попал. лет в 12. Папа кореша работал на этом сейнере, вот этот папа и организовал нам экскурсию. Ну, да, тогда я масштабов не осозновал и не понимал, поэтому и был восторг — ого-го, какой большой.

Потом вырос, кой-чего повидал, и теперь уже при виде «рысака», сейнера типа РС, совсем другое — ого-го, какой маленький. Да как же они, едрён-батон, на нём в море то по полгода выхаживают?

А вот поди ж ты, и выхаживают, и живут, и работают. И некоторые всё жизнь свою на таких пароходиках оставили, и переходить на большие не хотели.

Есть, конечно, рыбацкие суда и большие. И не просто большие, а очень большие. Уровень комфорта и технической оснащённости получше, чем на маленьких. С фабриками на борту, которые гонят уже готовый продукт прямо в море. Обратите внимание на банки рыбных консервов, на некоторых так и написано на этикетке — сделано в море.

Но маленьких пароходиков всё равно больше.

Прибрежный лов, далеко ходить не надо.

Штурманам знаком этот кошмар, когда рано поутру, или под вечер из порта вырывается армада мелких рыбачков и несётся в районы лова. А уж когда что-то сезонное пошло, там вообще, что-то несусветное начинается. Прут по всем курсам, лезут под самый нос на пересечку.

В каждой стране есть свои традиции кораблестроения. Особенно ярко эти традиции проявляются в строительстве рыбацких судов. Под свои особенности рыбалки, под свою рыбу. Если суда дальнего или океанического лова ещё похожи друг на друга , то прибрежный лов совсем другая песня.

Очень отличаются рыбаки японской постройки и, например, скандинавы. Пусть даже и самой современной постройки. Разная рыба, разные способы добычи.

А вот по размерам могут быть схожи.

Попался мне на глаза вот такой рыбачок, норвежской постройки.

Зовут его T.A. SENIOR, а вот эти буковки и цифирки на борту — F-50-H — это, грубо говоря, номер лицензии на вылов рыбы. Глянул патруль на эти цифирки и буковки, и сразу им стало понятно, где и кто выдал лицензию. И кому. И, что за пароходик.

Заинтересовал меня этот пароходик, совсем игрушечный же.

Полез искать по нему инфу.

Ну, да. 15 метров в длину, 8 метров ширину.

Но осадка — без малого 5 метров.

На такие соотношения длина-ширина, осадка — 5 метров.

Но самое интересное впереди.

Как он там ловит рыбу, какими сетями, этого я не особо понял, всё таки специфика другая.

Зато понял как он рыбу из кошелька достаёт.

Трубу на борту видите? С раструбом? Высасывает он, паразит, рыбу из кошелька.

Ну, дык вот. этот же пароходик может делать и готовый продукт на борту.

Неет, не консерву, а филе из трески.

А может и живьём рыбу доставлять на берег.

Проектировщики исхитрились, и воткнули на пароход танк объёмом в 120 кубов для живой рыбы.

Пароход на стадии строительства.

И подрульку втулили.

Экипаж этого чуда — 6 человек.

Как живут? Можно глянуть, что уж.

Европодход к комфорту жилых зон мне всегда нравился.

Решения у них поуютнее, чем у азиатских корабелов.

Но. впрочем, что заказал, то и построили. Любой каприз за ваши деньги(с). Будет заказана отделка кают чёрным деревом, будет за это уплочено — получайте каюты с отделкой.

Нет заказа? Что ж, эконом класс на выходе.

И постирушки устроить можно. Вода есть в избытке.

Осмелюсь заметить, не все так на берегу живут.

Что там с самым маниящим местом на судне, с мостиком?

Да тоже неплохо.

Не очень манящее место на судне — машина. Преисподняя. Царство Аида. Приют маслопузых.

Главный — Yanmar 6AYM

Запас бункера — 20 тонн, весьма экономичный пароход получился.

Вспомогательные Nogva Motorfabrikk AS.

Энергии берёт прилично

Впрочем, даже предусмотрено место под мелкий ремонт.

Ну, и фабрика. Тут вот и гонят филей тресковый.

И всё, едрёна мать, автоматизировано.

А так посмотреть. лилипут какой то.

Мне нужна треска(с). хыыыы.

Вообще, как покопался, то обнаружил, что норвеги просто обожают такие малипусенькие пароходики. Вот с чем это связано, не обнаружил. (Подсказали — что-то с налогами связано, вроде).

А маленьких там. очень много.

Хотя маленьких пароходиков в тех районах у всех хватает. И у датчан, и у немцев, у всех.

Вот ещё один маленький норвег. Этот не рыбак, это перевозчик рыбы из районов промысла.

Кто желает, может сходить на сайт проектировщиков, посмотреть, что они там ещё удумали —

Для тех, кто работает на рыбаках, думаю, будет интересно.

Быт моряка-рыбака

На волне постов про отсутствие в жизни счастья в море морской романтики, хочется добавить и свои пять копеек. Правда в данном случае речь пойдет о рыбопромысловом флоте в отличии от.

Торговый (транспортный) флот и рыбопромысловый, это как дальнобойщики, гоняющие фуры в Европу и трактористы, взрывающие чернозем, в родном колхозе. Одни колесят по разным странам, заходя в разные порты чуть ли не каждую неделю. Вторые работают в районе промысла по 3-4 месяца, а то и по полгода. Ну это в общих чертах, везде есть свои нюансы.

Работал в море я с 1992 и примерно до 2004. Начинал 4 помощником капитана и несколько последних рейсов старшим помощником. Работал в основном на БАТМ типа Пулковский меридиан.

А в начале приходилось и на таких. Плавзавод

И плавбаза тип В-69

Всех основных моментов почему в море нечего делать не нужно становиться моряком, коснулись предыдущие ораторы :). Я хочу заострить внимание на некоторых отличиях. Что всегда бросалось в глаза, при посещении коллег из транспортного цеха флота, бля, как же у них просторно. Ну конечно, у них же не занято пол парохода рыбцехом. Им не нужно расселять в тех же объемах по 100-120 человек. Сейчас была минутка ненависти зависти 🙂

На БАТМе душ и туалет в каютах только у капитана, старпома, стармеха, завпроизводством. И у них же в каютах по две комнаты. У остальных условия попроще. У обработчиков в каюте по 4 человека, остальные попадают в этот промежуток между min и max. Есть небольшое ответвление с четырьмя 2-х местными каютами в стороне от всех. Там всегда селили малочисленных женщин попавших в экипаж. Этот коридор обычно так и называют «улица 8 Марта». Женщины обычно попадали в экипаж в качестве поваров, уборщиц, прачки, буфетчицы. На моей памяти, другие должности на БАТМе они не занимали. Произвол и сексизм, однозначно 🙂 На плавзаводах и плавбазах женщин было гораздо больше и занимали они самые разные должности. В том числе и обработчики.

Учитывая, что народу в экипаже много, на плавзаводе доходило до 350 и более, жизнь в коллективе более насыщенная и разнообразная. Но также поделена на вахты и подвахты, поэтому все вместе экипаж собирается не часто и создается впечатление, что народу понаприписывали не так много.

Отдельно хочется сказать про обработчиков. Кого я только не встречал в этой роли. Были просто молодые парни без опыта, люди среднего возраста, где то уже состоявшиеся и почти пенсионеры. Учиться на обработчика не нужно. Нужно было получить сертификаты после курсов по ТБ, медкомиссии и основ борьбы за живучесть. Попадались военные в отставке, музыканты с высшим образованием, учителя, строители, был даже летчик. В основном конечно плоды вербовки в деревнях и селах, по крайней мере в начале моей карьеры. Сейчас, возможно, ситуация сменилась.

В начале 90-х, заходы в инпорты были редкостью. Считалось удачей после полугода работы зайти на несколько дней в инпорт, получить накопившуюся валюту и прибарахлиться. Бывало, что в последние дни рейса заход отменяли. Нецензурный стон разочарования от этой новости достигал 9 баллов и оббегал земной шар два раза, принося ущерб флоре, фауне и здоровью руководства компании.

Основные минусы работы в море, те же, что и в транспортном флоте. Но сейчас, оглядываясь назад, с высоты жизненного опыта, хочется сказать о главном. Это импотенция 🙂 невозможность каждодневного роста и движения вперед в личностном развитии. Работая в море по нескольку месяцев оказываешься в информационной блокаде. Монотонный график работы полностью поглощает тебя, плохие погодные условия только усугубляют ситуацию. Вахты 4 часа через 8, один раз подвахта на 4 часа в заводе. Полностью выспаться за раз просто невозможно. После такого радуешься перегрузам, там промежутки побольше, хоть поспать можно нормально. Кроме того, заработок сильно зависит от вылова. Это тоже довольно сильно давит психологически. Рыбаки, в районах промысла, работают обычно группами судов. Постоянно все следят друг за другом, кто, где, сколько выловил. Интриги такие, что Лавров с МИДом нервно курить, ломая папиросы, в стороне. Выйдя в рейс, оказываешься в изоляции на довольно большой период. Списаться с парохода в рейсе можно, но сопряжено с определенными трудностями, особенно если ты специалист и тебе нужна замена. Приходя на берег, понимаешь, что ровесники тебя обскакали в развитии. Кто то уже завел семью, детей. Кто то переучился и ушел в другую отрасль. Кто то поменял место жительства. Жизнь на берегу бьет ключом, кипит по сравнению с морем. Каждый день ты видишь новые возможности. А в море постоянно одна программа в круглом телевизоре 🙂

Работа в море удобна тем, что живешь на всем готовом и не тратишь деньги каждодневно, получая в конце рейса кучкой. Это подходит для тех, кому нравится монотонный труд и у кого нет сил или желания контролировать систематические траты на жизнь. Со временем вырабатывается график жизни «в море работаю-зарабатываю, на берегу отдыхаю-трачу», по крайней мере у меня было так. Было очень тяжело переключиться на режим ежедневной экономии в береговой жизни. Я считаю, что все кто думает «я тут получаю по 30 тыс, а ты там ого-го» просто не дошли еще до понимания, что не все меряется зарплатой. Не стоит тратит даже часть жизни на «вот еще годик позаколачиваю, а потом. «. Нужно заниматься только тем, что нравится. Но конечно пока сам не попробуешь, трудно делать выводы.

В рыбацком флоте разнообразие работы в том, что не знаешь, что и сколько достанешь тралом в следующий раз. Вот это ожидание приятно будоражит, рыбаки меня поймут. Причем не всегда это рыба. Прилов, это вообще отдельная тема. Порой чувствуешь себя почти археологом. И конечно свежая рыба в меню во всех её проявлениях.

На этом пока все, всем добра и котиков, если кому интересно с удовольствием продолжу.

Суда рыболовные: типы

Рыболовные суда — это лодки, катера или корабли, при помощи которых люди осуществляют промысел рыбы, китов, тюленей, а также любых других животных, которые могут обитать в море, океане, озере, речке и т.д.

Общие сведения

В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается примерно четыре миллиона рыболовных судов коммерческого использования. Однако тут очень важно отметить, что подсчитать реальное количество судов, которые используются для ловли рыбы, практически невозможно, так как многие люди занимаются частным промыслом.

История развития ловли рыбы довольно длительная. На сегодняшний же день это занятие переросло в полноценную промышленную отрасль. Такое развитие привело к тому, что людьми были изобретены разные типы рыболовных судов. Существуют такие виды, как траулер, плавучая база, дрифтер, сейнер, тунцелов и другие промысловые суда. Стоит отметить, что именно коммерческие рыболовные суда первыми стали снабжаться такой техникой, как радионавигационные приборы, помогающие определить местонахождение косяка рыбы.

Читать еще:  Увлекательная поездка

Разделение на классы. Дрифтер

Рыболовные суда в настоящее время разделяются на несколько классов в зависимости от своих размеров, а также способа ловли.

Существует такой класс, как дрифтер. Данный корабль принадлежит к малым и среднетоннажным типам судна. Название же этого судна произошло от английского слова drift, что означает дрейф. Названо оно было так не случайно, а потому, что ловля рыбы осуществляется в то время, пока судно спокойно дрейфует. Отлов добычи же осуществляется за счет плоской сети, которая в высоту может достигать от 3 до 15 метров, а ее длина может достигать 5 км. К особенностям конструкции этого типа корабля стоит отнести то, что у него низкий борт, а также много свободного места в носовой части палубы. Это место предназначено для расположения устройств, занимающихся выборкой сети.

Траулер

Рыболовные суда-траулеры считаются одними из наиболее распространенных типов кораблей. Для того чтобы увеличить количество пойманной рыбы за один заход, эти большие судна используют траловые сети — тралы. Также на этих судах происходит и первичная обработка всей пойманной добычи. В настоящее время все рыболовные суда, принадлежащие к этому типу, оснащаются холодильными установками и морозильными камерами, которые предназначены для хранения пойманной рыбы в то время, пока экипаж все еще находится в плавании. Тут стоит отметить, что существует несколько подклассов траулера. Главное отличие между этими видами заключается в способе, которым они ловят рыбу.

Бывает рыболовный траулер с боковым тралением, рыболовный траулер с кормовым тралением, большой рыболовный траулер, большой автономный траулер и т.д. Как видно из их названия, разница между большинством кораблей заключена в месте размещения трала, от чего изменяется и процесс ловли рыбы.

Стоит отметить, что вакансии на работу на рыболовные суда — это большая редкость. Несмотря на то что работа очень тяжелая, за нее платят хорошие деньги даже обычным матросам.

Ярусники

Следующим типом ловли рыбы стал ярусный лов. Использование этого метода подразумевает охоту за такой рыбой, как треска, тунец, палтус, сайда. Суть этого метода заключается в том, что в море спускается крючковая снасть с наживкой. Данная снасть крепится к длинному тросу, который и называют ярусом. По этой причине все корабли, использующие этот метод рыбной ловли, называют ярусниками.

В то время, пока судно следует к точке, где будет проводиться ловля рыбы, экипаж занимается насадкой наживки на крючки. Длина труса может составлять до 5 км. В таком случае имеется примерно 4500 крючков, на которые необходимо надеть наживку. Для того чтобы опустить снасть с крючками на самое дно, где и кормятся рыбы, используют якоря. Однако существуют и более продвинутые морские рыболовные суда типа ярусника. Модернизация заключается в том, что на борту корабля имеется автоматическая система насадки наживки на крючки. Скорость насадки достигает четырех крючков в секунду.

Сейнер

Сейнеры — это рыболовные суда, матросы которых ведут лов рыбы, используя такой метод, как кошельковый невод. Данный невод поднимается из воды при помощи грузового крана корабля. Используется этот метод очень активно для ловли такой рыбы, как сельдь. Наибольший улов можно получить весной, если промышлять ловлей рыбы в городе Sitka, расположенном на Аляске. По своей конструкции сейнер — это самое простое рыболовное судно с одной палубой, а также надстройкой, которая чуть смещена в сторону носа корабля. На корме судна располагается рабочее пространство, где происходит хранение и обработка невода, а также тут располагается поворотная площадка, из которой он выметывается при облове. Стоит также отметить, что сейнер обычно буксирует за собой небольшую моторную лодку. Для того чтобы обнаружить большую стаю сельди во время ловли, у этого судна имеется эхолокатор.

Плавучие базы

Чаще всего происходит так, что рыболовное судно выгружает свой улов на рыбоперерабатывающий корабль. Данная категория считается наиболее многочисленной, а функционирует она обычно вдали от берега. На борту таких судов обязательно имеется место для хранения, а также для переработки рыбы. Среди характеристик таких кораблей можно выделить то, что их максимальная грузоподъемность может достигать от 2 000 до 3 000 тонн. Кроме этого, такие объекты имеют на своем борту оборудование, которое вполне способно осуществлять все процессы по переработке рыбы, включая очистку, разделку, замораживание и т.д.

Численность экипажа, который обслуживает это судно и работает на нем, доходит до 90 человек. Фото рыболовных судов этого типа всегда найти проще остальных, так как размеры этой категории корабля намного больше остальных. Стоит отметить, что такие корабли довольно долго находятся в тех районах, где ведется промысел рыбы, а потому они чаще всего комплектуются плавучими базами. На таких базах расположены административные органы флота, места отдыха экипажа, госпитали и средства для связи с землей.

Гарпунные суда или драги

Использование гарпунных судов оправдано лишь в охоте на очень крупную дичь. Чаще всего этой дичью являются киты. Такие судна оборудованы большими гарпунами, к концам которых крепится канат, а наконечник обладает либо заостренными концами, либо поворотными лапами. Тут стоит отметить, что ловля кита чаще всего осуществляется не одним судном. Для этого используют целые китобойные флотилии, а хранение и переработка добычи осуществляются на плавучих базах.

Однако в настоящее время ловля кита запрещена практически всеми странами, кроме Японии, Исландии и Норвегии. Рыбная ловля — это очень прибыльный промысел, однако стоит подготовиться к тому, что большую часть года придется проводить в море.

Быт рыболовного судна БАТМ часть 1

Всем доброго дня, спасибо за ваш интерес, как понял из вопросов в комментариях с прошлого поста — многие интересуется как устроен быт на рыболовном судне типа БАТ-М.

Начну с матчасти самого экипажа. Внимание, длиннопост. В конце поста описание кто и в каких условиях живет.

Экипаж на моем судне состоит из:

Капитана-директораКЭП» отвечает за все и всех, принимает все решения, ловит рыбу. Одним словом — голова. Ненормированный рабочий день, но при этом еще стоит вахту с третьим помощником);

Технолога (на севере в Российских компаниях должность называется «Заведующий заводом» («Тихон«, «Зав» — отвечает за продукцию которую делает завод от начала и до конца; Ненормированный рабочий день);

Старшего помощника капитанаСТМ» — отвечает за корпус судна, помещения, пожарный план, . также ловит рыбу, несет вахту на мостике. Работа посменно 4/8)) ;

Второй помощник капитана2ПК» — отвечает за ларек, за заказ продуктов, ловит рыбу, несет вахту на мостике. Работа посменно 4/8));

Третий помощник капитана3ПК» — отвечает за пиротехнику, канцелярию, ловит рыбу, несет вахту на мостике. Работа посменно 4/8));

Старший механик ( «ДЕД» — отвечает за машину, реф.установки. Ответственное лицо. Принимает решения касательно машины, элетрочасти, реф.установок. Ненормированный рабочий день);

Рефрижераторный механикРЕФ» — отвечает за работу рефрижераторных установок. Работа посменно 4/8));

Старший электромеханик (1-ый электромеханик) («СЭМ«, «Электрон» — отвечает за электрическую часть судна, работу лебедок, электромоторов и всего подобного.Работа посменно 4/8);

Помощник капитана по радиоэлектронике или начальник радиостанции (с советских времен название должности) («ПКРЭ«, «Начальник» — отвечает за работу навигационной, промысловой, рыбопоисковой аппаратуры, судовую связь, всевозможных датчиков показывающих подводную обстановку. Связь, камеры, компьютеры, «умная техника» и все что с ней связано — его заведование. Также аварийные средства связи и знание аппаратуры ГМССБ (Глобальная морская система связи при бедствии) );

Старший тралмастерСтаршой» — отвечает за трал и все что с ним связано. Ненормированный рабочий день);

Первый механик наладчикНаладчик» — отвечает за работу в заводе механизмов и аппаратуры, которая относится к заводу. Работа посменно 6/6);

ДокторДОК» — лечит экипаж. Ненормированный рабочий день);

Рыбный МастерРыбМастер» — помощник «Тихона» следит и руководит согласно указаниям «Тихона» в заводе в свою смену. Ему подчиняются матросы обработки. Сортирует рыбу, ведет процесс заморозки, упаковки, расфасовки в трюмах. Рыбмастеров — 2 человека. Работа посменно.);

Траловый МастерТралМастер» — помощник «Старшого». следит и руководит согласно указаниям «Старшого» на палубе в свою смену. Ему подчиняются матросы тралвахты. Ставит трал, выбирает трал, выливает рыбу. Ремонтирует трал. И все что связано с ним. Тралмастеров — 2 человека. Работа посменно.);

2-ой Электромеханик и электрик — помощники электромеханика. Имеют еще своё заведование. Работа посменно 4/8.

Помощник реф.маханика и реф. машинист — помощники РЕФ-а. Имеют еще своё заведование. Работа посменно 4/8.

2-ой механик наладчик. Помощник первого механика наладчика. Имеет свое заведование. Работа посменно 6/6.

Боцман — помощник СТМ по корпусным работам. Красит, мастерит, чинит, исполняет все указания при швартовке. На все руки мастер. Ненормированный рабочий день.

2,3,4 механики — помощники ДЕД-а, несут вахту в машине. Имеют свое заведование.

— Мотористы 2, 3, 4 вахты — помощники 2,3 и 4 механиков соответственно, в машине.

Токарь, Слесарь, сварщик — тут все понятно. Рабочий день.

1 повар, 2 повар — готовка. Посменная работа 12/12.

Буфетчица — обслуживает салон командного состава. Накрывает завтрак, обед и ужин.Рабочий день.

официантка — обслуживает общую столовую. Рабочий день.

прачка — стирка вещей. Рабочий день.

Траловая вахта (палуба).Работа посменно 6/6:

Матрос-Лебедчик — стоит на мостике и управляет огромными лебедками, которые тянут трал. Работа посменно 6/6.

Матросы траловой вахты — «Тральцы» работают на палубе посменно, в подчинении у тралмастера. Если много рыбы и нет работы не палубе, их могут привлечь помогать в завод.

Матросы завода. Работа посменно 6/6 :

матрос-бункеровщик — заливает рыбу, затем подает ее из огромных чанов и сортирует.

матрос-обработчик — сортирует рыбу

матрос-ванщик — ведет учет где какая и как долго рыба морозится.

матрос-заливщик — заливает рыбу в специальные морозильные шкафы.

матрос-выбивщик — выбивает из морозильных шкафов замороженную продукцию.

матрос-упаковщик — упаковывает рыбу.

матрос-трюмный — раскладывает рыбу в трюме.

Расселением по-каютам занимается СТМ, поэтому, заселение на судах может варьироваться. Сменщики могут и не жить друг с другом. Если живут вместе — то отдыхают посменно, соответственно.

Кто, где и как живет.

Матросы живут от 2 до 4 человек. Редко, когда матрос живет один.

Каюты матросов находятся на палубе завода (нижняя палуба). На этой же палубе находится общий сан.узел и душевая, которая находится в заводе. На этой же палубе живут рыбмастера, мотористы.

Палубой выше (верхняя палуба) находятся каюты боцмана, «улица 8 марта» (участок на судне, где в каютах живут только девушки), повара, прачка, официантка, буфетчица), каюты тралмастеров, помощников РЕФа, 2-го наладчика, 3 механика, поваров, помощников 1-го электромеханика, токарь, сварщик, слесарь. Расположена общая столовая экипажа. Баня. Сан.узел.

Еще выше (палуба бака) живут: СПК, 2ПК, Доктор, Тихон, ДЕД, РЕФ, 1 механик-наладчик, СЭМ, Старшой. Одноместные каюты. Тихон, ДЕД и СПК имеют в каютах душ и сан.узел.На палубе расположена столовая офицерского состава. Расположен общий душ и сан.узел.

На палубе нижнего мостика живет капитан-директор, начальник, 3ПК.

У капитана душевая и сан.узел в каюте. Причем, каюта-рабочее место. Приемная и отдельно спальня. На палубе расположен сан. узел.

Как видите, это очень похоже на муравейник. Скажу одно — хороший экипаж это очень важный аспект. Потому как Вам с этими людьми работать и жить.

В следующий раз постараюсь написать поподробнее о работе и взаимодействии экипажа в целом. О том как проводят свободное время. О бане, тренажерном зале, кАчках, умницах, которые «ловят дельфинов», специфики перегрузов, трудностях и тому подобную рабочую бытовуху.

Промысловое оборудование

Оснащение промысловых судов орудиями лова и соответствующими устройствами зависит от типа судна и метода лова рыбы. В морском рыболовном промысле основными методами являются лов рыбы при помощи донного и разноглубинного трала. Наряду с этим определенные сорта рыбы ловят посредством крючковой снасти, на свет, с помощью электрического тока и другими способами. Донные тралы используют на рыболовных ботах, траулерах с бортовым и кормовым тралением, а также на судах для лова и переработки рыбы. Они служат для лова красного окуня, наваги, сельди и других сортов рыбы. Донные тралы, имеют форму воронки. Эти тралы буксируют при помощи ваеров длиной 200—2000 м (стальных проволочных тросов диаметром 11—28 мм). Различают донные и пелагические тралы, т. е. тралы, которые можно буксировать на определенных глубинах.

Лов при помощи донного трала

1 — куток; 2 — верхняя распорная доска; 3 — распорная доска; 4 — ваеры

Раскрытие выброшенных за борт тралов происходит во время буксировки. Если донный трал буксируется судном, то раскрытие происходит в горизонтальном направлении за счет приделанных к ваерам траловых досок, представляющих собой плоские деревянные доски прямоугольной или овальной формы длиной 1 — 3 м и шириной 0,5—2 м в зависимости от размера сети. Эти траловые доски расположены под углом от 30 до 40° относительно направления буксировки; под влиянием гидродинамических сил они растягивают створки сети. Раскрытие в вертикальном направлении осуществляется с помощью кухтылей, размещенных в верхней подборе (верхняя сторона устья ceти), и соответствующих грузов, находящихся на нижней подборе (грунтроп). У донных тралов, буксируемых двумя судами, раскрытие происходит за счет тяги судов, кухтылей и грузов, расположенных соответственно в верхней и нижней подборах сети.

Читать еще:  Цаган Аман. Ловля сазана на фидер

Лов посредством пелагического донного трала (верхний рисунок)

1 — куток; 2 — грузики; 3 — алюминиевые кухтыли; 4 — стальной трос; 5 — утяжелители; 6 — ваеры.

Лов ceтью (нижний рисунок)

1 — буйки (кухтыли); 2 — верхняя подбора с поплавками; 3— нижняя подбора с грузиками.

Ceти используют главным образом на логгерах для ловли сельди, скумбрии и лосося. Их длина может быть от 20 до 70 м, а высота от 5 до 15 м. На верхней подборе (верхней кромке) сeтeй расположены плавучести (пробки), а на нижней — грузы, если вожак находится в верхнем положении. При другом его расположении достаточно утяжеления только за счет вожака. Если косяки рыб встречают на своем пути такие вертикальные прямоугольные сетевые порядки, рыбы головами входят в ячейки сeтeй. Испытывая давление на горло, рыбы расставляют жабры и при движении назад застревают в ячейках ceти (пассивное рыболовство). Ставные мелководные ceти применяют преимущественно на сейнерах для лова пелагических косяков рыбы — сельди, сардины, анчоуса, тунца и макрели. Обнаруженный косяк рыбы при помощи сейнерной лодки или второго сейнера окружают кольцеобразно выложенным сeтeвым порядком, который затем замыкается боковыми поводцами. Рыба оказывается в сeтeвом мешке, который подтягивается к рыболовному судну. За счет широкой приемки ceти на борт рыба, пойманная в заборной части ставной мелководной ceти, подается на судно с помощью сачков или рыбонасосов.

Лов рыбы на свет (рисунок слева)

1 — источник свете; 2 — коническая ceть.

Электролов рыбы (рисунок справа)

1 — электрод; 2 — рыбонасосы.

Лов на свет используется для сортов рыб, которых привлекает свет, таких как балтийская килька, ставрида и сайра. Конические ceти диаметром 3—4 м и длиной около 4 м снабжаются подводной лампой мощностью 1000 Вт. Лов производится в темноте. Лампу включают на 1—2 мин, чтобы привлечь рыбу, затем коническая ceть с относительно большой скоростью поднимается. Вместо конических ceтей применяют также рыбонасосы. Электролов рыбы основан, с одной стороны, на том, что сильные импульсы тока убивают рыбу. Этот метод распространен при лове больших рыб крючковой снастью. С другой стороны, рыба под воздействием полей постоянного тока при наступающем оглушении направляется от катода (отрицательного полюса) к аноду (положительному полюсу). Это явление используется на промысловых судах с рыбонасосами. В качестве положительного полюса здесь служат йсасывающее отверстие насосного трубопровода или расположенные позади стальные листы, а в качестве отрицательного полюса — стальные листы, находящиеся спереди на определенном расстоянии. Рыба, оглушенная электрическим током, плывет в сторону всасывающего отверстия и откачивается насосом. Поля переменного тока в рыболовстве не применяют, так как они отпугивают рыбу. Крючковая снасть используется для лова тунца, угря, семги, трески, скумбрии и палтуса. Различают два вида рыболовной снасти — общеизвестные «удочки», состоящие из удилища (прутка) и лески с одним или несколькими крючками, и донные крючковые снасти (ланглини). Последние представляют собой тонкую леску, на которой на расстоянии от 1 до 2 м закреплены короткие лески с рыболовными крючками. Длина лесок составляет от 1 до 2 м, длина ланглиней — 5000 м и более. На рыболовные крючки в качестве приманки насаживают мелкую рыбу, куски крупных рыб, блесну или рыбу из пластмассы. Ланглини выполняют как в виде донной крючковой снасти с грузилами и плавучестями для лова угря, так и в виде поверхностной крючковой снасти с плавучестями для лова лосося и тунца.

Тип и размеры промыслового устройства траулеров зависят от метода лова, рыболовных снастей и типа судна. Кроме установок для переработки, консервирования и хранения улова рыболовные суда должны быть оснащены устройствами для вымета и приемки на борт ceти. К ним относятся подъемные механизмы для вымета за борт и приемки на борт более или менее наполненной ceти, а также лебедки для стравливания и подтягивания к борту ваеров рыболовного трала, крыльев ceти и кутка. Лов рыбы при помощи донных тралов осуществляется с борта или с кормы судна. У траулеров бортового траления на главной палубе перед мостиком стоит траловая лебедка. От ее канатных барабанов ваеры проходят мимо люков рыбных трюмов к расположенным около фок-мачты центральным роульсам (блокам с перпендикулярной осью вращения); при этом через направляющие роульсы ваер левого борта подводится к носовой траловой дуге, а ваер правого борта — к кормовой. Оба ваера выводятся затем за борт через подвесные вращающиеся блоки траловых дуг. Носовая траловая дуга находится в нос от фок-мачты на расстоянии около 2 м от нее; расстояние между обеими траловыми дугами составляет 25—30 м. Верхняя часть траловой дуги расположена на высоте 3 м от палубы. Закрепленные на палубе траловые дуги дополнительно подкрепляются распорками из круглой стали, причем распорки проходят от верхней части траловой дуги к мачте или к надстройке.

Промысловые устройства

а — траулера бортового траления с донным тралом; b — траулера кормового траления с донным тралом; с — траулера кормового траления с качающейся дугой; d — траулера кормового траления с траловой дугой; е — логгера; f — сейнера.

1 — кормовая грузовая стрела; 2 — блоки на штаг-кариаке; 3 — гинь-тали; 4 — носовая грузовая стрела; 5 — носовая тралевая дуга; 6 — кормовая траловая дуга; 7 — траловая лебедка; 8 — центральный роульс; 9 — коренной ролик траловой дуги; 10 — бортовой роульс; 11 — ваеры; 12 — кормовой бортовой ваерный ролик; 13 — подвесной блок; 14 — оттяжка; 15 — куток; 16 — барабан для вытяжного троса; 17 — вытяжной трос; 18 — распорная (траловая) доска; 19 — качающаяся траловая дуга; 20 — подвесной блок траловой дуги; 21 — гидравлический цилиндр; 22 — траловая дуга донного трала; 23 — подвесной направляющий ролик; 24 — шпиль; 25 — бортовой рог; 26 — сетевыборочная машина; 27 — сеть; 28 — сететрясная машина; 29 — рол.

На фок-мачте помещаются либо гинь-тали грузоподъемностью около 50 кН и носовая грузовая стрела (патент) грузоподъемностью от 10 до 20 кН, либо блок талей и стрела грузоподъемностью 30 кН. Расположенная на палубной надстройке в районе кормовой траловой дуги грузовая стрела траулера имеет грузоподъемность 20—3.0 кН. Гинь-тали служат для подъема на борт кутка с уловом, причем ходовой конец заводится на турачку траловой лебедки. Как гинь-тали, так и другие подъемные механизмы служат для работы с донным тралом и его частями. Над люками рыбных трюмов на штаг-карнаке расположены грузовые блоки грузоподъемностью до 5 кН. При использовании других способов работы с тралами эти грузовые блоки не нужны. Штаг-карнак помещается между фок-мачтой и бизань-мачтой. При отсутствии бизань-мачты штаг-карнак, служащий также для сушки ceти, крепится к дымовой трубе. У траулеров кормового траления донный трал выметывается, буксируется и принимается на судно через кормовой слип. Поэтому траловая лебедка находится либо позади мостика, который тянется обычно от одного борта до другого, либо на самом мостике. Часто вместо большой лебедки с двумя канатными барабанами и двумя турачками устанавливают две раздельные однобарабанные траловые лебедки и шпили или вспомогательные лебедки. Управление этими лебедками и шпилями осуществляется с центрального поста управления, расположенного на кормовой палубной надстройке. Если судно не оборудовано траловой дугой для донного трала или качающейся траловой дугой, то блоки траловой дуги для ваеров устанавливают на опоре, находящейся над слипом, или на мостике над слипом. При помощи шпилей или турачек траловой лебедки и вытяжных концов (стальных тросов с крючками) донный трал поэтапно через слип втаскивается на рабочую палубу, длина которой меньше длины самой сети. Для выполнения опасных и тяжелых работ на турачках часто предусматриваются две вспомогательные лебедки для вытяжных концов. В качестве подъемных механизмов при работе с сетью перед порталом устанавливают колонны с гинями или двуногие мачты со стрелами грузоподъемностью 30—60 кН. При наличии качающейся траловой дуги с гидравлическим приводом колонны с гинями или двуногие мачты не требуются. При выметывании ceти качающаяся траловая дуга поворачивается назад, и сетевой куток стравливается через подвесной ваерный блок траловой дуги так, чтобы остаток ceти и ее части скользили по кормовому слипу. Выборка кутка осуществляется посредством качающейся траловой дуги, повернутой в корму; затем траловая дуга с помощью подвешенного кутка поворачивается вперед.

Промысловое устройство судов бортового траления похоже на устройство траулеров бортового траления, а промысловое устройство судов кормового траления почти аналогично промысловому устройству траулеров кормового траления. Если судно для лова и переработки рыбы имеет оборудование, позволяющее использовать различные методы лова, то промысловое устройство такого судна будет большим, сложным и более тяжелым, соответствующим большим ceтям. Промысловое устройство логгера, находится на палубе в носовой части судна и состоит в основном из тралового шпиля, направляющих ролов и сетеподъемного механизма, а также магазина для буев. Вожак обычно проходит от тралового шпиля через носовой клюз. Постановка ceти происходит через направляющий рол. Выборка вожака идет от клюза через ролик киповой планки траловым шпилем, а сеть подтягивается сетеподъемным механизмом через направляющие ролы. В процессе подтягивания рыба вытряхивается из ceти. Так как обычные логгеры можно использовать только в сезон, то для увеличения рентабельности их часто оснащают донным тралом. Дополнительное оборудование для лова рыбы при помощи донного трала похоже на оснащение траулера бортового траления. Промысловое устройство сейнеров находится в кормовой части судна. Характерными частями устройства являются вращающаяся площадка или решетка для ceти, а также мачта-однодревка позади надстройки для выборки ceти при помощи грузовых талей и шпиля. Крючковая рыболовная снасть используется на судах типа яхт длиной от 20 до 50 м, например на судах для лова тунца в Тихом океане. Лов Происходит с кормы или кормовых платформ. Суда для лова рыбы донной крючковой снастью оснащаются одной траловой лебедкой или одним траловым шпилем. Сила тяги составляет 0,3—0,5 кН, скорость выборки — 0,5—0,7 м/с.

Рыболовные суда. Суда флота рыбной промышленности

К рыболовным судам относятся лодки, катера или суда с которых осуществляется промысел рыбы, китов, тюленей или других живых ресурсов в океане, море, озере или реке. Всех их можно разделить по цели использования на несколько типов: коммерческие — промысловые суда, любительские или браконьерские.
В настоящее время насчитывается около четырех миллионов рыболовных судов коммерческого использования.
На самом деле фактическое число рыболовецких судов определить невозможно. В древности рыболовы выходили на промысел на плотах или лодках, построенных из коры деревьев или выдолбленных из бруса хвойных деревьев. Закрепленный на мачте парус, дал возможность рыбакам уходить дальше в море и вести разнообразные промыслы. Прекрасными рыбаками древности считались викинги, которые создали для этого промысла специальное судно.Чрезвычайно большое разнообразие размеров, внешних архитектурных форм, состава, расположения и назначения помещений судов флота рыбной промышленности обусловлено прежде всего их назначением и преимущест-венной специализацией, т.е. видами и количеством выполняемых функций.
Помимо этого, технические характеристики и особенности производст-венно-технологического оборудования определяются формой организации промысла: автономной или экспедиционной.
При автономной организации добыча морских биообъектов, их перера-ботка в полуфабрикаты или в готовую продукцию и транспортировка в порты производится одним и тем же судном.
При экспедиционной организации операции добычи, переработки улова, временного его хранения, перегрузки и транспортировки в порты для после-дующей реализации продукции производятся судами разного назначения с разными составами промыслового и технологического оборудования.
С учетом сказанного выше флот рыбной промышленности можно под-разделить на следующие пять классов:
— добывающие и добывающе-обрабатывающие суда; — обрабатывающие суда;
— приемо-транспортные суда;
— научно-исследовательские суда; — учебно-производственные суда.
I. Добывающие и добывающе-обрабатывающие суда
Это класс судов, предназначенных для добычи всевозможных пород и видов рыб, беспозвоночных, головоногих и брюхоногих моллюсков (крабов, креветок, осьминогов, кальмара, трубача, трепанга, морского гребешка), мор-ских млекопитающих животных (моржей, тюленей, котиков), а также мор-ских водорослей.
В зависимости от непосредственного назначения эти суда подразделяются на следующие группы:
— рыболовные;
— креветколовные; — кальмароловные; — зверобойные;
— водороследобывающие.

Рыболовные суда предназначены для добычи разнообразных рыб теми или иными орудиями лова (донные и пелагические тралы, снюрреводы, ко-шельковые неводы, дрифтерные сети, крючковые ярусы — донные, придон-ные, подвесные, вертикальные, кольцевые).
В зависимости от специализации все рыболовные суда подразделяются на следующие группы (отряды):
— траулеры; — сейнеры;
— тунцеловы;
— ярусные суда.
Траулеры. Это наиболее распространенный отряд рыболовных судов, основным орудием лова которых являются тралы. Однако многие из них, особенно средние и малые, имеют промысловое оборудование, часто съем-ное, позволяющее применять и другие орудия лова, такие как дрифтерные сети, снюрреводы и крючковые ярусы. Это позволяет использовать такие су-да в любое время года в зависимости от миграций, скоплений и поведения тех или иных пород рыб.
В зависимости от размеров, способа траления (бортового или кормово-го) и степени переработки улова траулеры подразделяются на крупные су-пертраулеры — БАТМ, большие морозильные — БМРТ, РТМ, рефрижератор-ные — РТР, нерефрижераторные — РТ, средние — СРТМ, СРТР, СРТ, малые -МРТР, МРТ, СТБ.
Супертраулеры — БАТМ (большие автономные траулеры морозильные). Это суда неограниченного района плавания с дальностью плавания 12000…15000 миль и автономностью около 130 суток, при численности лич-ного состава до 150 чел. Их назначение — лов рыбы разноглубинными и дон-ными тралами в отдаленных районах Мирового океана как автономно, так и в составе экспедиций. Объемы грузовых помещений, их тепловая изоляция, холодопроизводительность морозильной установки, имеющееся на борту технологическое оборудование позволяют принимать в море улов от других добывающих судов, производить его замораживание в неразделанном виде и переработку в целый ряд готовых продуктов:
— выработка рыбных консервов;
— выработка рыбьего и полуфабриката медицинского жира;
— переработка непищевого прилова и отходов рыбообработки на рыбную муку.
Изготовленная продукция может храниться на борту судна с последую-щей ее доставкой в порты, или перегружаться на приемно-транспортные рефрижераторные суда.
Рыболовные суда этого типа имеют следующие значения элементов и технических характеристик:
— главные размерения: L = 100…130 м; В = 17… 19 м; d— 6,5…7 м; — водоизмещение А = 7500… 10000 т;
— мощность главного двигателя ,Nе- 3000…3500 кВт; — скоростьхода Vs = 13,5…15 уз.
Большие траулеры подразделяются на БМРТ, РТМ, РТР, РТ и имеют неограниченный район плавания.
БМРТ — большие морозильные рыболовные траулеры в зависимости от предполагаемого района их эксплуатации и конкретного состава технологи-ческого оборудования имеют дальность плавания 10000… 17000 миль с рей-совойавтономностью60…80сутокпричисленностиэкипажа95…15человек.
Все суда снабжены в качестве орудия лова разноглубинными и донными траламиимогутэксплуатироватьсякакавтономно,такивсоставеэкспедиций.
Объемы грузовых рефрижераторных трюмов и твиндеков, кладовых и цистерн, установленное технологическое оборудование позволяют использовать БМРТ для приема в море от добывающих судов улов и последующую его переработку на обезглавленную и потрошеную рыбу, изготовление филе, консервов из печени трески и минтая, выработку рыбной муки и жира, изго-товление икры.
Переработанная рыба может храниться на судах в количествах, которые определяются вместимостью грузовых помещений.
Компрессорные рефрижераторные установки в качестве хладагента со-держат аммиак, а рассольная система охлаждения трюмов, твиндеков и кла-довых консервов обеспечивает поддержание в них требуемой температуры от
— 8 °С до — 25 °С.
На некоторых судах установлены дистанционные гидрометеорологические станции и промышленные телевизионные установки, а в качестве поисковой аппаратуры используются гидролокаторы и эхолоты.
Линейные размеры и основные характеристики этих судов:
— главные размерения:L = 75…95 м; В = 14… 16 м;d= 5,5…6,5 м; — водоизмещение А = 3500.. .6500 т;
— мощностьглавногодвигателя,Nе = 1400…2800 кВт; — скоростьхода Vs = 12,5…14 уз.
РТМ — рыболовные траулеры морозильные. Эти суда по своему назна-чению, дальности плавания, установленному технологическому оборудованию и рефрижераторным установкам практически не отличаются от БМРТ, но имеют несколько меньшие размеры и мощность энергетической установки, а именно:
-главные размерения: L = 65…75 м; В= 13…13,5 м;d

Читать еще:  Озеро Жижицкое. Рыбалка на подлещиков и лещей.

— водоизмещение А = 2500.. .3400 т;
-мощностьглавногодвигателяNе =950…1700кВт; -скоростьхода Vs= 11,5… 13,5 уз.
РТР — рыболовные траулеры рефрижераторные. Дальность их плавания вдвое меньше, чем БМРТ и РТМ и составляет 5000…6000 миль при автоном-ности около 30 суток, с экипажем 25…45 человек.
Отсутствие мощных морозильных установок нередко обусловливает ис-пользование этих судов в составе экспедиционного лова с передачей уловов, добываемых тралом, на рыбообрабатывающие плавбазы.
В автономном режиме работы они могут вырабатывать соленую и све-жеохлажденную рыбопродукцию, жир, муку и консервы из печени.
Рефрижераторные установки РТР способны обеспечивать температуру в охлаждаемых помещениях лишь в пределах от — 5 °С до + 2 °С, которую вы-рабатывают холодильные компрессорные агрегаты с хладагентом фреоном-12 и системой охлаждения непосредственного испарения.
Для поиска рыбы используются эхолоты.
Линейные размеры и технические характеристики судов этого типа: — главные размерения:L = 50…55 м; В = 9,0… 11 м; d= 4,0…4,5 м;
— водоизмещение А = 1100… 1600 т;
— мощностьглавногодвигателя,Nе = 600…1300 кВт; — скорость хода Vs = 12… 13,5 уз.
РТ — рыболовные траулеры могут совершать переходы без пополнения запасов в пределах 3000…4500 миль при продолжительности рейса до 20 суток, имея на борту 40…55 человек.
Так как рефрижераторная установка на этих судах не предусмотрена, то работая в траловом лове автономно, они могут производить соленую рыбо-продукцию, рыбий жир и рыбную муку.
В качестве поисковой аппаратуры используются эхолоты. Основные элементы и характеристики судов этого типа:
— главные размерения:L

4,5 м; — водоизмещение А = 1200… 1800 т;
— мощность главного двигателя ,Nе = 600…800 кВт; — скорость хода Vs= 12.. .12,5 уз.
Средние траулеры подразделяются на СРТМ, СРТР и СРТ. Как и боль-шие, все эти суда имеют неограниченный район плавания. При дальности плавания 7500…9500 миль и автономности 30…35 суток, экипаж составляет около 30 человек.
СРТМ — морозильные и СРТР — рефрижераторные суда, с практически одинаковыми элементами корпуса и главного двигателя. Одинаковы у них и орудия лова: тралы, кошельковые неводы, дрифтерные сети, бортовые сайровые ловушки,анекоторыеснабженысъемнымоборудованиемдляярусноголова.
Стационарно установленное промысловое оборудование состоит из тра-ловых лебедок, силовых блоков, электрических дрифтерных шпилей.
Съемное промоборудование обычно включает в себя бортовые дрифтерные ролы с механизмами для выбирания поводцов, электроприводные сете-выборочные и сететрясные машины, а также устройства для лова сайры бор-товыми ловушками.
Поисковая аппаратура состоит из гидролокаторов и эхолотов.
Различия рассматриваемых двух типов средних рыболовных траулеров обусловлены установленными на них рефрежираторными установками, тех-нологическим оборудованием и изоляцией грузовых помещений.
СРТМ — суда, предназначенные для замораживания улова, выработки охлажденной и малосоленой продукции, изготовления пресервов.
Для этих целей устанавливается следующее технологическое оборудо-вание:
— бункеры для охлаждения и кратковременного хранения улова; — льдогенераторы;
— линии ручной разделки рыбы;
— линии производства пресервов с закаточными машинами.
Компрессорные рефустановки с хладагентом аммиаком и воздушной системой охлаждения поддерживают в трюмах температуру — 18 °С, а в мо-розильных аппаратах — 28 °С. В качестве теплоизоляционного материала ис-пользуется полиуретан, штапельное стекловолокно с толщиной изоляционного слоя по бортам и подволоку 250…400 мм.
СРТР — суда, предназначенные для выработки малосоленой и охлажденной продукции. Обычно устанавливаемое оборудование включает в себя:
— линии обработки посолом;
— линии приема рыбы и охлаждения ее льдом; — линии ручной разделки рыбы;
— линии с рыборезками для производства охлажденной продукции; — льдогенераторы.
Рефустановки с хладагентом фреоном-12 и воздушной или рассольной системой охлаждения трюмов обеспечивают поддержание в них температуры от — 2 до -5 °С. Изоляцией трюмов служат пакеты винидура, минерального войлока, пеностекла с толщиной изоляции 250 мм.
Элементы и характеристики судов СРТМ и СРТР:
— главные размерения: L = 40…50 м; В — 7,5…9,5 м; d— 3…4 м; — водоизмещение A = 700… 1100 т;
— мощностьглавногодвигателя,Nе = 400…700 кВт; — скорость хода Vs = 10… 12,5 уз.
СРТ — нерефрижераторные суда, осуществляющие лов рыбы тралами и дрифтерными сетями с последующей выработкой соленой продукции и жира из печени.
Их промысловое оборудование состоит из траловых лебедок и дрифтер-ных шпилей. Для дрифтерного лова на борту имеется съемное оборудование, состоящее из бортового рола с механизмом для выборки поводцов, электро-приводных сетевыборочной и сететрясной машин.
Технологическое оборудование включает в себя ручную обработку рыбы посолом и установку для выработки жира из печени.
Главные размерения и технические элементы этих судов:
— главные линейные параметры: L — 30…35 м; В = 7,0…7,5 м; d=3,0…3,5 м; -водоизмещениеА=450…470т;
-мощностьглавногодвигателяNе =220…300кВт; -скорость хода Vs = 9… 11 уз.
Дляпоискарыбыиспользуютсягидролокаторыиэхолоты.
Запасы топлива и пресной воды обеспечивают дальность плавания 6000…7500 миль при автономномности 25…30 суток с экипажем на борту около25человек.
Малые траулеры. Эти небольшие суда, осуществляющие лов рыбы тра-лами преимущественно для ее сдачи на обрабатывающие суда или на береговые рыбоперерабатывающие предприятия, делятся на три типа: МРТР, МРТ и СТБ. МРТР — малые рыболовные траулеры рефрежираторные. Эти суда, по-мимо передачи улова на обработку, могут также вырабатывать малосоленую и охлажденную продукцию, а также изготавливать пресервы. Устанавливаемое для этих целей технологическое оборудование включает льдогенераторы и
полуавтоматическиезакаточныемашины.
Рефрижераторная установка, имеющая в качестве хладагента фреон-12 и использующая рассольную или воздушную системы охлаждения, обеспечивает поддержаниетемпературы втрюмеот-2до-4°С.
Промысловое оборудование этих судов ограничено лишь траловой ле-бедкой для работы с разноглубинными или донными тралами, а для поиска рыбыустановленыэхолоты.
Район плавания МРТР ограничен максимальным удалением от порта-убежища 50 милями. Автономность пребывания на промысле ограничена 8…20 сутками. Экипаж на промыслесоставляет 7… 15 человек.
Основныеданныеэтихсудов:
— главные размерения: L = 25…30 м; В = 5,5…7,5 м; d = 2…3 м;

— водоизмещение A = 150…350 т;
-мощностьглавного двигателя Ne =110…225 кВт; -скорость хода Vs = 9…9,5 уз.
МРТ — малые рыболовные траулеры. Как и малые рефрижераторные траулеры, эти суда ограничены районом плавания до 50 миль удаления от порта-убежища. При экипаже 5…6 человек их автономность не превышает 10 суток.
Установка на этих судах каких-либо технологических механизмов и уст-ройствнепредусмотрена.
Изпромысловыхустройствимеетсялишь траловаялебедка. Техническиеданныеэтихсудов:
-главныеразмерения:L

Рыбак: узнаешь, как тяжело трудиться на сейнерах, будешь по-другому смотреть на рыбу

Рыбаки на промысловом сейнере. Подробнее — Алла Волохина в рубрике «Найди себя» на радио «Вести ФМ».

«На далёком Севере ходит рыба-кит, а за ней на сейнере ходят рыбаки. Но нет кита, но нет кита, но нет кита — не видно. Вот беда, ну, вот беда, ну, до чего ж обидно!»

Эту веселую песенку молодой Юлий Ким написал перед тем, как поехать работать на Камчатку, о которой он тогда еще ничего не знал. На самом деле работа рыбака на сейнере — это адский труд. Особенно в северных морях. Особенно в шторм. Только для сильных телом и духом мужчин. Автоматизация, машины много помогают людям, но тяжелой и опасной ручной работы на рыболовецких судах по-прежнему предостаточно. И чем старше судно, тем ручного труда больше. Российские судовладельцы покупают на вторичном рынке за границей 30-летние траулеры. Какие-то из них — в приличном состоянии, другие — почти развалюхи.

Вытащить трал из моря, когда хлещут штормовые волны — и холодно, и трудно. Лица рыбаков закрыты масками от обжигающего ветра и ледяного дождя. И нужно постараться, чтобы тебя самого не вынесло волною за борт, потому что иногда рыбаки пренебрегают страховочными поясами. Случалось, что траулеры, даже большие, тонули при выборке трала в шторм, потому что судно заливало водой.

Самое напряженное время для рыбака — путина. Там и работа, и заработок. В рыболовном краю, на Камчатке, есть пароходы, которые работают «на город», как говорят камчадалы, то есть круглый год. Ловят минтай, треску, камбалу, сдают сырцом на берег. Другие трудятся только зимой и плюс еще пару месяцев. Как работает судно — зависит от судовладельца.

Сам рыбак может быть полгода в море, с заходом домой, полгода на суше. Либо в другом графике. На форуме моряков рыбного флота рыбаки рассказывают о своей работе так: «Я могу прилетать на судно и улетать с него тогда, когда захочу. Надоело работать, значит, недели за 2 я должен предупредить кэпа о том, что хочу домой. А как надоело дома сидеть, сообщаю, что хочу поработать». Другие жалуются, что работают по 12 часов в сутки, выходной — вторая половина воскресенья. И согласия на такой график у них работодатель не спрашивает.

Заработки рыбака могут зависеть от погоды, от состояния судна, которому может потребоваться ремонт, от поведения рыбы. Она может взять и уйти. Прилично зарабатывают на ловле краба, но не каждого возьмут, нужно иметь определенный опыт. Да и не каждый опытный пойдет. Развелось много компаний, которые обманывают рыбаков с оплатой, и они опасаются устраиваться на эту работу.

Как рассказывают промысловики, которые мотаются по свету, заключая контракты то тут, то там, американцы, как и новозелландцы, не берут на свои рыболовные суда неграждан или без вида на жительство. А у европейцев рыбак получает контракт, как иностранный гражданин — со сниженной зарплатой. Тем не менее, она может быть выше, чем на родине у рыбака.

Условия у работодателей — разные. Питание на судне бывает 3- или 4-разовым. Выдают теплую одежду, обувь и сигареты. За пьянство на борту — штраф. Кто-то обещает санаторное лечение ежегодно или материальную помощь вместо этого. Зарплаты очень разные. Для ориентира приведу условия одного отечественного работодателя: разнорабочий на рыболовецком судне — до 80 тысяч рублей, бригадир — до 180. Чтобы работать на рыболовецком судне, надо закончить хотя бы курсы. А лучше иметь диплом техникума или колледжа.

И вот что еще. Один раз увидев хотя бы видеоролик о том, как трудятся на рыболовецких сейнерах, будешь по-другому смотреть на рыбу в супермаркете.

«Соленые волны, соленые дни. А в небе горит, горит, горит звезда моряка».

Рубрика об интересных профессиях выходит по понедельникам, средам и пятницам. А большую программу «Найди себя» слушайте по воскресеньям в 12 часов.

Источники:

http://pikabu.ru/tag/%D0%A0%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE/hot
http://fb.ru/article/351178/suda-ryibolovnyie-tipyi
http://pikabu.ru/story/byit_ryibolovnogo_sudna_batm_chast_1_6057105
http://seaships.ru/fishercraft.htm
http://morez.ru/suda-flota-rybnoj-promyshlennosti/
http://radiovesti.ru/brand/60992/episode/1371453/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector