3 просмотров
Загрузка...

Тоска по ностальгии или тоже Сделано в СССР

• Автор:

Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20.

После прочтения статьи Bigmihha «Сделано в СССР» меня торкнуло. Конкретно торкнуло. И я ударился в воспоминания.

Меня заразил рыбалкой дед, с которым я летом ходил на дачный пруд ловить карасей и карпов, которых туда специально запускали. Ловили на поплавочную удочку на червя, которого сдабривали анисовыми каплями. Было мне тогда примерно лет 6-7 от роду. Потом я сам стал ходить на этот пруд и ловить карасей. Карпов через несколько лет практически не осталось, а больше их никто не запускал. Было это в Тульской области, а жил я тогда в Куйбышеве (ныне Самара).

Дома, на Волге, удавалось половить рыбу только когда я с бабушкой отдыхал на турбазе. Было это не больше 2-3 недель в год. Надо ли упоминать, что рыбу я ловил только поплавочной удочкой?! Бамбуковой поплавочной удочкой. Некоторые «останки» и сейчас еще стоят в каком-то углу. Ловил либо с берега, либо с небольшого причала для лодок. Попадались ерши, пескари, плотвички и редким бонусом влетали подлещики с ладошку, при поимке которых радости не было предела на весь день!

Так продолжалось несколько лет. Взрослых рыбаков в моем окружении не было, поэтому я с завистью слушал рассказы друзей, которые с кем-то из родителей или родственников ездили на настоящую, серьезную рыбалку.

В какой-то момент родители купили мне книгу. Вот эту.

Именно с этой книги моя «болезнь» начала прогрессировать!

Читал я ее взахлеб! Она была больше художественная, чем научная, хотя много чего из нее я для себя почерпнул! С этого момента «болезнь» начала прогрессировать.

Потом как-то я практически заставил бабушку, которая периодически брала в библиотеке книги, взять мне подшивки журнала Рыболов за несколько лет. Их я тоже прочитал от корки до корки и тоже взахлеб. А потом я заставил родителей этот журнал выписать! Стопка номеров до сих пор лежит в шкафу, хотя смотрел я их последний раз очень давно!

Родители видимо смирились с моей «болезнью» и подарили мне как-то клееный спиннинг из бамбука (тот что справа на фото). А потом я их ракрутил, не помню уж как, на покупку другого спиннинга (слева на фото). Это уже был какой-то стеклопластик, наверное. При это, спиннингом я пробовал ловить всего несколько раз и естественно безрезультатно. Про то, что рыбу надо искать — я тогда не подозревал совсем.

Вот они, мои первые спиннинги!

Катушки тогда были вот такие.

Уже позже мне купили и безынерционную Диану 201.

Моя первая безынерционка Диана 201.

Леску использовали клинскую, а за ГДРовской STROFT гонялись по всему городу! Это был предел мечтаний и совершенства! К тому же она была жетлая.

Блесен я тоже накупил по тем временам не мало!

Набор колебалок, кажется из Питера (тогда Ленинграда)

Тяжелые колебалки и 2 вращалки. Хорошо помню, что крайняя справа называется «Окуневая».

Еще тяжелые колебалки.

А вот и оснастка, про которую я писал в статье «Как я ловлю стайного окуня».

Несколько самодельных оснасток для ловли стайного окуня на самодельном же мотовильце.

Когда в 1988г мы с семьей переехали в Тулу, моя страсть несколько поутихла. Рыбачил я только летом на даче на карася. Но со временем став более самостоятельным, в том числе и финансово, а так же с появлением разных рыболовных журналов, а затем и интернета «болезнь» вновь стала прогрессировать с новой силой! Что сейчас и наблюдается в полной мере!

Вот как-то так!
Всем НХНЧ!

ЖОР или короткие рыбацкие рассказы

В последних публикациях на сайте прошла волна рыбачьих историй. Я не отношу себя к заядлым рыбакам, но жить на Волге и не рыбачить, это всё равно, что гулять по саду и вишенку в рот не положить.

Вначале 80-х целый месяц стояла удушающая жара, от которой страдали все вокруг от растительности до животных. Друзья уломали меня вылезти из раскалённых джунглей города и провести зорьку на природе, да ещё побаловать себя рыбалкой. С товарищем вечером перебрались на левый, не застроенный берег реки с планами порыбачить утром. Неожиданно начал накрапывать долгожданный дождик, который впрочем, не помешал нам, т.к. товарищ вытащил купленную п.э. пленку, сваренную в виде трубы. Под защитой этой плёнки и шума падающих капель мы мирно заснули и проспали до рассвета. Ранним утром мы выяснили, что дождь прекратился, но сильно похолодало и поднялся ветер, разогнавший на Волге крутую волну. Мой товарищ предполагал с берега «на резинку» потаскать жирную чехонь, а я рыбачить с лодки «на кольцо».

Холод, ветер и волна, сильно поубавили моё желание выходить на открытую воду, но где «наше не пропадало». Сбросив на воду, предварительно накаченную лодку, я выгреб не очень далеко от берега и бросил якорь. Люди старшего поколения, наверное, помнят надувные лодки производства резиновой промышленности СССР. Страшно тяжёлые, с толстыми стенками они имели баллоны малого диаметра. Это сразу позволило волнам захлёстывать внутрь лодки воду. Чертыхаясь, я опустил кормушку, и размотал две зимние удочки, насадил червя и опустил крючок за борт. И тут случилось неожиданное, не успел крючок опуститься на пару метров, как последовал рывок и приличный подлещик оказался у меня в лодке. И понеслось. Рыбачить на две удочки оказалось невозможно. Бросив крючок за борт можно было сосчитать до трёх, и на счёт три на крючке висела рыба. Именно висела, не нужно было даже подсекать. Я как в бреду таскал рыбу раз за разом. Это была в основном бель. Подлещики, подязики, крупная плотва и чехонь. Один раз вытащил крупного пескаря длиной сантиметров двадцать пять. Что для меня было полной неожиданностью, т.к. пескарь любит чистую воду, а вода на Волге уже в те годы чистотой не отличалось. Давно исчезли в Волге пиявки, раки и пескари, чему я был свидетель в школьные годы.

Я очнулся от наваждения, когда обнаружил, что не могу насадить на крючок червя. Я сидел в лодке полной воды, сам насквозь мокрый и закоченевшие конечности совершенно не гнулись. Клёв продолжался, но «жадность губит фраера». Одеревеневшими руками я снялся с якоря, и еле двигая веслами, направился к берегу поправлять здоровье, благо было чем. Ведро рыбы я надёргал, завялил, и долго потом приглашал друзей на пиво, скрашивая пивцо рассказом о «ЖОРЕ» рыбы свидетелем которого я оказался один раз в жизни.

Однажды двигаясь на моторке на вечернюю зорьку в составе теплой компании в один из волжских затонов. Кругом на лодках стояли рыбаки и оживлёно таскали рыб. На одной из «Казанок», мимо которой мы проезжали, рыбак энергично вываживал из воды видимо крупную добычу. Неожиданно он издал вопль ужаса, как ужаленный заскочил на нос катера и там застыл. При этом он продолжал издавать крики о помощи. Заинтересовавшись таким поведением, мы подрулили к нему. В лодке извивалось длинное и толстое змееподобное тело. С большим трудом мы определили, что это был угорь. Рыба не типичная для Волги, но по построенному Волго-Балтийскому каналу стала осваивать новые регионы. Я второй раз был свидетелем поимки этой рыбы на Волге. На предложение рыбаку отдать её нам он с радостью согласился, предоставив снимать её с крючка нам. За давностью лет, я не помню её вкус, но говорят, в копчёном виде он восхитителен.

Просто ностальгия — Рассказы о рыбалке

В редакцию на мое имя пришло письмо. Мне оно показалось занятным. Простая женщина из Мари-Турекского района незатейливо пишет о своем увлечении рыбалкой. А послала рассказы ее сестра Людмила Чемекова, забыла, правда, написать полностью имя любительницы посидеть с удочкой. Но это и не важно. Пусть она будет просто И.А.Саксеева, это ведь дела не меняет, там у себя в деревне они, прочитав газету, разберутся что к чему. А читателям «Марийской правды» думаю, понравятся рассказы о рыбалке, написанные простой деревенской женщиной, скажем так — от сердца.

Людмиле Витальевне спасибо за то, что такое письмо послала и хорошо, если она, прочитав газету, позвонит мне по телефону 42-68-28.

Владимир Чистополов.

Моя сестра живет трудно, но не унывает. Я знала, что она очень любит рыбачить, а недавно заинтересовалась ее рыбацкими рассказами, которые и решила послать в редакцию «Марийская правда».

С уважением Л.В.Чемекова. Сестру мою зовут И.А.Саксеева.

Хозяин пруда

Читать еще:  Рыбалка на реке Урал

Я человек несуеверный. Люблю рыбачить или просто отдыхать у воды. Выросла у реки и хорошо плаваю. В один прекрасный день после обеда была уже на пруду. Пруд старый, запруду когда-то сделали для полива многолетних трав. Рыбаков немного. Погода была не очень хорошая для рыбалки. Посидела в одном, другом месте — нет клева. Ну, думаю, пора домой. Толку нет. Вот попробую еще закинуть удочку под ивой плакучей. Вдруг ветер прекратился, начался клев. Поймала двух карасей с ладошку. Увлеклась, ничего не замечаю. При очередном выуживании карася леска запуталась в ветвях ивы. Вот, думаю, зараза, как это я не досмотрела.

Оборвала леску. Крючок остался в ветвях ивы. Привязала другой крючок и закинула удочку. Посмотрела вокруг. Никого не видать, только один мужчина сидит на том берегу. Во рту торчит трубка. Одет в зеленую плащ-палатку. Ну ладно, думаю, я — не одна. Еще можно порыбачить.

Вдруг звонит телефон, дочь: «Ты что так долго». Посмотрела на часы — времени уже около 10 вечера. Глянула на другой берег. Мужчина все так же сидит. Ну, думаю, ты меня пересидел. Собрала удочки и пошла домой. Позже спрашиваю у знакомых рыбаков: «Кто так долго рыбачить любит из мужчин?» — и описала этого рыбака. Мужики смеются, говорят, что это был хозяин пруда. И еще сказали, что нельзя одной ходить на рыбалку, особенно вечером. Ну, думаю, больше сюда одна вечером на рыбалку не буду ходить.

Чертенята

Иногда хочется развеяться от трудов деревенских хоть на несколько часов. Особенно после сенокоса. Устаешь от жары и от боязни, что вот брызнет дождь и смочит твое сено.

Наконец сено скошено, убрано, все на месте. Хочется после этого как-то отдохнуть. Вот мы с соседским мальчиком лет 12 решили после обеда пойти на рыбалку. Он накопал червей и двинулись на пруд, где водятся караси, лини и окуни. Приехали, разобрали удочки и сидим. Он — в одном месте, я — в другом. Но друг друга видим. Смотрю, мой мальчишка таскает рыбку за рыбкой. А у меня ни поклевки. Мальчишка кричит: «Иди сюда, тут лини клюют». Подошла, но все равно плохо клюет. Одни мелкие окуни.

Смотрю, мужики на надувной лодке ставят сети. Поставили и уехали. Вот, думаю, из-за таких браконьеров рыба и не ловится на удочку. Начало темнеть, я с десяток мелких окунишек поймала, и все, перестало клевать. У моего партнера тоже не очень. Говорю: «Давай домой», — а сама уже собираю удочки. Мельком взглянула туда, где стояли сети. Вижу, бегут трое пацанов, все какие-то черные, как в мультфильме, кистей рук не видать и ног не видать, и кидаются в воду, где стоят сети. Думаю, пришли сети грабить. Я тихонечко подхожу к своему мальчишке и говорю: «Пошли быстрей отсюда. Смотри, трое пацанов грабят сети, а то и к нам могут прицепиться, отнять улов, еще что-нибудь». Быстренько собрались, идем торопимся. Пацаны вышли из воды и бегут по берегу к другой сети, и все так же не видать ни кистей рук, ни ступней ног, и у них нет сумки для рыбы. Напарник говорит: «Это же чертенята выпускают рыбу из сетей».

Следующий раз пришли на рыбалку и разговорились с рыбаками. Они рассказали, что в те сети ни одной рыбки не попалось, и сети порвались, когда выбирали. Вот, думаю, какие хорошие чертенята борются с браконьерами.

Нельзя безобразничать!

Я выросла на берегу небольшой речушки, которая впадает в Уржумку, а Уржумка — в Вятку. С самого детства пристрастилась к рыбной ловле. Правда, большую рыбу поймать не могла, но все равно от этого получала огромное удовольствие. Выйдя на пенсию, смогла полностью предаться своей страсти. Как-то утром пошла на пруд, который от нас в трех километрах. Пришла, разобрала удочки. Не успела ни одной рыбки поймать, подъезжает машина и выходит из нее мужчина и говорит: «Это мое место. Я здесь вчера рыбам подкормку бросил». Ну я спорить не стала, отвечаю ему: «Отлично, садись рыбачь на своей подкормке». Собираю снасти и ухожу в другое место, где никто рыбу не кормил. Закинула три удочки: с коротким удилищем, средним и длинным.

Клевать начало только на длинное удилище на навозного червя. А две другие снасти рыба не замечает. Клюет с интервалом где-то 3-4 минуты, караси грамм по 150-200. Обычно клев заканчивался всегда к 9 часам утра, а тут я и не заметила, время уже 11 часов, а рыба все клюет. Ну, думаю, посижу до 12 часов и пойду домой. Остальные рыбаки уехали почти все, трое остались, безлошадные. Ждут автобус, чтобы ехать домой.

Вскоре подъехала черная иномарка. Выше по течению на лодке люди из машины переплыли на другую сторону пруда. Двое остались, а один поехал на лодке выше по течению. Я про себя подумала: сволочь, поехал сети ставить. А те двое что-то не поладили друг с другом. Орут, чуть ли не дерутся. Смотрю и думаю, вот уроды, скандалили бы дома.

Тишина была, никакого ветерка. Вдруг солнышко закрыла маленькая тучка. А те двое разгорячились, разделись до трусов. Про себя думаю: как терпит такое хозяин пруда? Нарушителей покоя. Не успела еще до конца додумать, поднялся сильнейший смерч с северной стороны и пошел прямо на мужиков этих. Всю одежду, удочки, два ведра оцинкованных — все унес смерч на самое глубокое место. А драчуны разбежались в разные стороны со страху. Немного погодя подплыли на лодке, собрали одежду, которая осталась на плаву и уехали. Ни один не рискнул залезть в воду и достать утонувшие удочки и ведра. Вот, думаю, какой строгий хозяин пруда. Нельзя безобразничать на берегу. Я бы никогда не поверила этому, если бы все не увидела своими глазами. Это хозяин — так хозяин. Всем воздаст по заслугам.

А у меня в это время все клюет непрерывно. Ну, говорю про себя, спасибо хозяин за рыбу и доброту. На сегодня мне хватит. Собрала удочки и поехала домой. Дома взвесила рыбу – 7 кг. Рыба вся как на подбор. Ни одной маленькой. Вот так иногда бывает на рыбалке. Это чистая правда.

Туман

Я живу в таком месте, где три пруда. Их соорудили еще в советские времена. В прудах водятся караси, остальная рыба в меньших количествах. В одно утро решила поехать на рыбалку. Вышла на улицу, а такой туман, дальше своего носа ничего не видать. Но раз собралась, свое решение не люблю отменять. По шоссе ехать на велосипеде на ближайший пруд — нечего думать. При теперешних водителях — сшибут. Решила поехать на пруд, куда можно проехать, не пересекаясь с шоссейной дорогой. Еду на велике, впереди бежит собака, помесь пустолайки с охотничьей. За 200 метров до пруда собака свернула в сторону и погналась за какой-то дичью. Я подъехала к пруду и никак не могу найти место, где раньше удила рыбу. Туда, сюда, везде трава высокая, крапива и репейник. Пока металась, появилась собака и нашла мне тропку к воде. Туман немного поднялся над водой, поплавки можно увидеть. Думаю про себя, это плохой знак, что не смогла найти дорогу к своему месту. Но делать нечего. Разбираю удочки, закидываю. Не успела закинуть — тут же поклевка. Двумя удочками не успевала ловить. К 9 часам утра вся была в мыле. Клев бешеный. Про себя думаю, хватит мне рыбы. Караси. Все – красавцы, как на подбор. Туман немного рассеялся. Смотрю: и мое место тут же рядом. Сворачиваю снасти и еду домой. После тумана пыталась ловить на этом месте рыбу, но ни разу не смогла поймать ни одной. Что это такое было, до сих пор понять не могу. Вот так туман помог наловить мне рыбы.

Ностальгия.

Не знаю, ностальгия ли это, либо просто воспоминания о молодости, но в те времена мы жили намного дружнее и добродушнее, нежели нынешние компании.

В конце семидесятых годов прошлого века у нас образовался отличный дружный коллектив, в который входили и рабочие, и инженеры, и начальники. Плодотворно потрудившись «на благо и во имя», мы добросовестно собирались на спортивных заводских спартакиадах «здоровья для…», в те времена это было в порядке вещей. Будь то зимняя, либо летняя спартакиада, мы непременно занимали в ней призовое место, пусть и не всегда первое.

Читать еще:  Ловля ротана зимой, выбор лучшей снасти, обзор наживок

За первые три места вручался кубок разного достоинства, но одинаковой цены, зато денежные премии для коллективов призеров были действительно достойными и колебались в районе триста-триста пятидесяти рублей. В то время это была приличная сумма, но поскольку деньги были общим достоянием, мы организовывали на них так называемые походы на природу всем коллективом с шашлыками, палатками и рыбалкой.

Готовились к таким походам мы основательно и с большим желанием. Любимые места на различных озерах и речках у нас появлялись сами собой, так как они были известны всем рыбакам нашего города. А посещение этих мест по раздельности друг от друга, давало обобщенное представление о клеве и качестве трофеев в области.

В тот раз место было выбрано путем общего обсуждения и голосования, и место это располагалось между озером Запольским и рекой Клязьмой в районе Спас-Купалища. На противоположном высоком берегу реки находился детский санаторий, потому и место среди рыбаков называлось «под санаторием». Почти традиционно и в том памятном году мы в очередной раз получили ту самую премию за второе место в летней спартакиаде. И, естественно, начались приятные приготовления и сборы в тот незабываемый поход…

После армии меня отец пригласил работать на завод Электроприбор в вычислительный центр (сокращенно ИВЦ), где он сам работал механиком по ремонту и обслуживанию вычислительной техники. Немного подучившись и освоив профессию, я начал работать в этом качестве с большим удовольствием. Вот там-то я и попал в тот удивительный, дружный коллектив единомышленников «рыбаловов-спортсменов».

Поскольку люди в коллективе были разного возраста, от двадцати до пятидесяти с хвостиком, каждый принимал разное участие и в спорте, и в жизни коллектива. Молодежь бегала, прыгала, кидала, стреляла, старшие играли в шахматы, а все вместе мы были команда-победительница. И все вместе мы отправлялись в очередные приключения.

Всё приготовлено, собрано, упаковано, утрамбовано в четыре автомобиля; «Москвич 407», «Москвич 412», в то время уже мой личный «Москвич 2140» и «Запорожец», по народному, «ушастый». Не забыто ничего, поскольку проверенно, перепроверено всё по нескольку раз, причем по списку, составленному сообща. Но это не всегда принимается некоторыми товарищами на веру, всегда есть сомневающиеся. Вот и в тот раз:

— А я боюсь, водочки мы маловато взяли на три дня, – озабоченно сокрушался основной претендент на победу в соревнованиях по приему алкаголя, хороший веселый мужик, неплохой механик, достойный рыбак и знатный пьяница.
– Бежать бы не пришлось в Пенкинский сельмаг, далековато….
— Геннадий Михалыч, — так по имени-отчеству этого персонажа звали многие, и даже начальник отдела Архипов Анатолий Тихонович, но хотя понятно, прикалывался. Да над ним многие подтрунивали, правда не злобно, так как человек он был добрый и исполнительный, а в некотором подпитии готовый горы свернуть.
– А про канистру со спиртом ты не забыл? Сам же целый месяц канючил, чтобы мы не забыли про «ртефикат». Проверь лучше свои снасти, а то голова забита у тебя только водярой.
— Тихоныч, так тож НЗ! – всё с такой же неподдельной озабоченностью молвил Генашка, а так его звали друзья и мы, собственно, все остальные. Нехилое НЗ, согласитесь…

На рыбалке вдалеке от дома, от жен и работы все выпивали столько, сколько могли и хотели. Именно по этому обстоятельству и возник впоследствии сериал фильмов об «Особенностях Национальных рыбалок и охот», но это много позже. А тогда, в конце «застойных» семидесятых, всё происходило по такому же национальному сценарию.

Однажды мне Михалыч пожаловался, мол, он накануне «недоперепил», я пожал плечами, так как ничего не понял из сказанного, а оказалось всё очень просто — он, де, вчера «выпил меньше, чем хотел, но больше, чем смог. » — воистину русский каламбур.

— А зачем ему на рыбалке удочки, все равно потеряет, – не удержался от сарказма уже всем нам известный дядя Толя. Он хоть и работал в другом цехе, но на такие мероприятия его всегда брали с собой, так как с ним было очень весело, да и дружили с Тохой все мужики. На замечание своего другана Генашка, на удивление уже не совсем твердым голосом, не иначе где-то за углом успел «принять на грудь», парировал:

— Уж кальс…с. оны то… то… точно не забуду н.. наадеть, как некоторые…. иик, — вспомнил он давнюю историю с зимней поездкой на Волгу, (я вам о ней упоминал ранее).
— Геннадий Михалыч, ты где это и когда уже успел махнуть? – удивленно поинтересовался шеф.
— Я ниигде не пиил… ик.. Просто икота пристала.
— Да ты, я смотрю, уже «лыка не вьешь», — продолжал Тихоныч напирать, на что Генашка, не раздумывая, на полном серьезе ответил коротко, но ясно:
— ВьЮююуу… ик, – такой ответ всех очень порадовал и насмешил, и мы в приподнятом настроении начали устраиваться по машинам.

Итак, в путь-дорогу. До чего же приятны такие минуты, минуты отъезда. Еще впереди две ночи и три дня рыбалки, общения с природой и с друзьями. Дорога не особенно дальняя и известная всем до мелочей, не отвлекала от созерцания пейзажей в окне, водители не в счет, на дорогу смотреть им нужно хочешь — не хочешь.

Хотя Володя Голубев, владелец «Москвича 407», не особенно заморачивался этим правилом и активно принимал участие в разговорах, очень часто повернувшись на сто восемьдесят градусов от направления движения, чем пугал своих пассажиров и заставлял смотреть их на дорогу вместо себя. Хорошо, что тогда еще не было такого движения и дороги были свободными от заторов и пробок. Разговоры и анекдоты коротали путь настолько, что вот уже и оно — озеро Запольское.

Этот сравнительно большой и очень красивый водоем во Владимирской области всегда привлекал к себе туристов и отдыхающих. На берегу располагалось несколько студенческих лагерей, и людей кругом было предостаточно. Наш маршрут пролегал по дамбе озера дальше к реке. Дамба около двух метров с крутым, невысоким берегом тянулась несколько километров и заканчивалась густым ивовым лесом. Дальше дорога по ровному как стол полю уходила в дальние лесосеки, там и протекала всеми любимая река Клязьма. Наша конечная цель — во…он тот раскидистый дуб, возвышающийся над растительностью пониже. Там и будет наш лагерь и дом на несколько дней. Красотища!

Наконец все подъехали и заняли автостоянки в тени деревьев. Двенадцать мужчин разного возраста как одна команда, не сговариваясь занялись разгрузкой и обустройством лагеря. Те кто помоложе, сразу отправились на заготовку дров, так как ночи без костра на рыбалке — всё равно что свадьба без цветов – пьянка, да и всё. Тем более, что готовить уху и жарить шашлыки необходимо было почти сразу.

Примета не брать с собой на рыбалку рыбу ни в каком виде в данной ситуации была неуместна, поэтому рыбу на уху Тихоныч заранее поймал здесь же, только накануне. Благо рыбак он был отменный, и рыбы потому было в изобилии, тем более уже почищенной.

Все занимались разными делами, и только не особо утруждающий себя работой Генашка был озабочен проблемой более серьезной, чем подготовка лагеря и готовка пищи, ведь были же просто огурцы, которыми можно было сразу закусывать. И он не вытерпел:

— Тихоныч, а Тихоныч! Надо бы отметиться с приездом, а то как-то неуютно. — Тоха, я правильно грю?
— А то! — солидарно и в унисон заметил дядя Толя. Все так же дружно поддержали наших главных авантюристов, но решили до готовности лагеря «принять» только по единой для отметки приезда. Тихоныч согласился с общими доводами и обратился к нашему инженеру-электронщику:

— Котов! – почему-то Валерия Васильевича, моего хорошего старшего друга, называли многие по фамилии, — у тебя стаканчики недалеко, ты вроде бы укладывал посуду? Валера в свою очередь повернулся к Вовчику Костяненко, владельцу «Запорожца» и испросил оного:

— Володька, ты сумки укладывал в багажник своей машины, там в красной спортивной сумке посуда, тащи. Тот, не вынимая изо рта сигарету, обратился к своему лучшему другу Жданову, кстати, тоже Генашке:

Читать еще:  Санки для рыбалки зимой своими руками, пошаговая инструкция, чертежи и схемы

— Ген, не в службу, а в дружбу, принеси сумку из своей машины, сумку я отдал тебе, в мою тарантайку она не влезла. Тут Тоха одним ловким движением руки извлек на свет божий раскладной стаканчик и пропел строчку из песни Высоцкого: «. Иванов принес с собой стакан». Это был сигнал к действию, и в одно мгновение у всех в руках невесть откуда появились стаканчики разных цветов и форм. И рыбалка началась…

Вечерело. С реки повеяло свежестью. Многоголосый хор, состоящий из нестройного кваканья лягушек, стрекотания сверчков и пения птиц, посвящал свой концерт уходящему дню и это был гимн природе. А мы, невольные, но благодарные слушатели, поднимали очередной тост за это великолепие и за то, что «все мы здесь сегодня собрались…».

Костер давал достаточна света и тепла для уюта и мы, расслабившись и захмелев от вкусной ухи, запаха шашлыка и выпитого спиртного, вели умиротворенные беседы, а воспоминания о таких вот вечерах в прошлом давали пищу к веселым рассказам, которым не было конца.

Просто ностальгия

А вот тоже был случай на рыбалке.

Когда-то была у меня старенькая резиновая лодка. И, как это случается со старыми вещами, она прохудилась. Денег на новую не было, времени на ремонт тоже. Я долго ею не пользовался, но нашёлся добрый человек и за сходную цену подлатал.

И вот – рыбалка, на которой без лодки ну никак. Но я-то готов к трудностям. Погрузил лодку, палатку, спальник, матрасик, снасти, ложку, нож, чашку, кружку, прикормку и ещё 100500 жизненно необходимых для рыбалки предметов. Ура! Ура! Ура! Поехали.

Приезжаем на место. А водоём такой, что оброс по периметру камышом да рогозом, и к воде не подойдёшь. Надо продираться сквозь довольно узкие проходы в камыше на большую воду. Погода прелесть: конец октября, но +15.

Приехали рано, около пяти утра. Достаём лодки, слегка перекусили. Ну как перекусили… Ну, вы меня как рыбаки рыбака понимаете, что надо сделать, чтобы весь день был свободен. Но без фанатизма и со вкусом.

Вот хочу немного подробнее на этом месте остановиться. Так сказать, свой рецепт. Смотрите: пять утра. Есть пять минут на перекус. Берёте газовую горелку, которая зажигалка, ещё она же паяльная лампа. Берёте охотничьи сосиски (или ещё есть белорусские «кабаносы» (название такое)). Нанизываете на палочку и хорошенько обрабатываете паяльной лампой (газовой), чтобы шкурка потрескалась и местами даже почернела.

Ещё вы ж не забыли заморозить пару пластиковых бутылок воды и положить их в ящичек-термос и в этот же ящичек положить ещё одну бутылочку, но уже не пластиковую… э, даже не знаю, как вам сказать, чтобы меня здесь не забанили. Ну, вы поняли.

И ещё один ингредиент – свежий помидорчик. Так вот, всё это вместе создаёт просто непередаваемый вкус, аромат и главное – настроение. На этом месте можно уже сказать: «Рыбалка удалась!»

Но настоящий Рыбак (с большой буквы) тем и отличается от любителя, что знает: важен не только процесс, но и… уха. А для ухи нужна рыба. Поэтому мы быстренько перекусили, выложили лодки и начали их качать.

И тут как молния в мозгу… интрига… представьте, как в фильмах: напряженная музыка, и вдруг взрыв, яркая вспышка. Та-дам. Вёсла взять забыл. Твою ж дивизию. Вот сказать, что я погрустнел – это ничего не сказать. Был бы хоть какой-то лесок, что-то можно было бы придумать. Но кругом степь и гребенщик, в котором и 10-сантиметрового ровного ствола нет.

Но… Как же хорошо, что есть настоящие друзья. Увидев мою грусть, или, скорее, услышав, они подошли поближе, чтобы послушать, посочувствовать, дать дельный совет. Например, перегибаешься через левый бортик, гребёшь левой ладошкой, перегибаешься через правый, правой ладошкой, и так далее. Ещё советовали реактивный способ, благо гороха в прикормке много. Ну и тому подобное.

Ну ведь люди ж помочь хотят от всей, так сказать, души. Ну и, конечно же, поиздеваться. Не зло. А как иначе?

Короче, взял меня Василич на буксир. Слава Богу. Вышли на воду. Немного поплавали, нашли место, недалеко друг от друга встали. Забросили снасти. Благодать.

День прошёл незаметно. Под вечер уже собираемся на берег. Василич решил по-быстрому сплавать за угол посмотреть, разведать, что там да как. «Ну, — говорю, — шуруй, я подожду».

Стою, жду. Смотрю – из-за другого угла выплывает Витёк. Проплывает мимо, говорит: «Может, тебя на буксир взять? Что ты будешь тут стоять, Василича ждать?» — «Почему нет, — говорю, — конечно, поплыли», и уже верёвку ему кинул. Как вдруг опять – как током прошибло. Ситуация: возвращается Василич на наше место, а меня нет. Вёсел у меня, напомню, нет. Уйти я сам не мог. О том, что Виктор мимо будет проплывать, он не знает. Куда я делся? Утонул? Хорошо, если человека сразу кондратий не хватит. «Нет, — говорю, — дождусь Василича».

…Вот. О чём я хотел сказать? Сейчас ноябрь, меняется погода, грязь, холодно, на рыбалку не попадаю. Скучно, грустно. Коньяк хороший, в коньячном фужере, маленькими глоточками, закусывать не нужно, а надо. Закушу-ка сладкими моментами прошедших лет…

• Главная
  • Архив
  • РКГ

Ностальгия

Меня привозили к бабушке в начале лета, а забирали в конце августа, чтобы успеть к первому сентября в школу. В воспоминаниях моих эта пора остается светлым, добрым и незапятнанным раем. И пусть будет так. Там, в деревне, я впервые взял в руки удочку из орешника-лещины. Там, на деревенском пруду, я терпеливо дожидался танца поплавка, сделанного из простого гусиного пера. И именно там я с трепетом взял в руки свою первую пойманную рыбку — серебристого карасика.

От некоторых «болезней» время не лечит. Такая болезнь, как рыбалка, со временем только прогрессирует, по крайней мере, у меня.

Каждое утро я вставал до восхода солнца, копал червей, брал алюминиевый бидончик и убегал на пруд, ставок, по местному названию. По пути срывал яблок или груш и «завтракал» ими. Пруд, мелкий, теплый, наполовину заросший разной водяной зеленью, ждал меня, призывно маня, распускающимися по поверхности кругами от кормящейся рыбы. А рыба -это караси, серебряные и золотые карпики и пескари. И несмотря на обилие подводного корма, рыбки не оставляли без внимания предлагаемых им червяков и почти всегда радовали хорошим клевом, часто гостя в моем бидончике.

А вокруг дышала жизнью, цвела, пела на разные птичьи голоса природа. Особенно мне запомнилась одна невидимая птичка, все время, как мне казалось, спрашивающая: «Ленина видел, Ленина видел?» Ну, конечно, видел, на значке октябрятском, например, хотелось ответить ей. Но она никогда не показывалась. Или, бывало, сидишь в тишине, не двигаясь, смотришь на поплавок, ждешь поклевки и вдруг видишь, что рядом с твоей босой ногой сидит, явно с недобрыми намерениями, огромная лягушка, почти что царевна. И тогда от испуга прыгаешь в одну сторону, а лягушка с чувством выполненного долга — в другую.

А потом, днем, становилось жарко, клев постепенно заканчивался. Я шел к роднику, вдоволь пил сладчайшую, бесконечно вкусную воду и, взяв удочку и улов, уходил домой, зная, что еще вернусь, обязательно прибегу сюда вечером. Я шел, и босые мои ступни, почти полностью утопая в мягкой, нагретой полуденным солнцем пыли, оставляли четкие следы, а важные, надменные гуси вытягивали красноклювые головы на длинных шеях, как бы пытаясь заглянуть в бидон и проверить улов. И я, весело смеясь, убегал от них.

Бабушка, как всегда, работала на огороде, а на плите меня ждал, завернутый для тепла в полотенце, наваристый украинский борщ или вареники с вишней, творогом или картошкой, или. Да чего там только не было.

А потом бабушка приходила, хвалила меня за улов, и мы вместе с ней, сидя на крыльце, чистили карасиков, а курицы, страсть как любившие рыбью чешую, в драку клевали ее.

Сегодня это все называется красивыми словами: пастораль, идиллия. А тогда мне было просто хорошо и спокойно. И сейчас, в своем нынешнем возрасте, сидя на берегу какого-нибудь озера, дожидаясь поклевок карасей, я в то же время нахожусь наполовину там, на берегу деревенского пруда, в своем далеком, но не забытом детстве.

Источники:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.