27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Привлечение читателей

Оригинальные способы привлечения читателей в библиотеки. Опыт разных стран. Часть первая.

Популяризацией библиотек озабочены во всем мире, не только в родном Отечестве. Сегодня расскажу о нескольких удачных проектах из разных уголков мира, действительно принесших и приносящих результаты.

В штате Северная Каролина, США, в небольшом городке Шарлот в обычной публичной библиотеке есть специально выделенная для подростков зона. Лофт, по-русски, чердак, имеет свои правила, отличающиеся от правил поведения в библиотеках. Посещать Лофт могут лишь подростки двенадцати — восемнадцати лет и несколько выбранных библиотекарей для обслуживания. В Лофте необязательно соблюдать тишину. Молодые посетители общаются, записывают музыку, создают клипы, пользуются компьютерами, и, наконец, читают. Стены на «чердаке» стеклянные, рисовать на них не возбраняется. Три главных правила Лофта — проявляй уважение к другим, к себе и к месту, в котором присутствуешь. Организаторы задумали зону как своеобразное убежище от учителей и родителей, при этом подростки занимаются любимыми делами, от пресловутого влияния улиц ограждены. Авторы проекта, конечно, ожидали успеха «предприятия», но не в таких масштабах. Территорию лофта на следующий же год пришлось увеличить в два раза, и заинтересованность в литературе в городке среди молодежи по статистике выросла.

На фото пример оформления лофта.

В Бельгии стали проводить в читальных залах романтические свидания-знакомства для одиноких людей. В качестве эксперимента на первые рандеву пригласили дюжину человек. Свечи и вазы с цветами на столах, и даже вино в бокалах, все как полагается для знакомства, только место проведения необычное. Положительный нюанс подобных встреч, люди больше раскрываются и лучше узнают друг друга, рассказывая о предпочтениях в литературе. Можно походить по залу, выбрать любимую книгу, прочесть отрывок, подходящий случаю или соответствующий жизненным приоритетам знакомящихся. Задумка понравилась, на электронную почту библиотеки массово пошли просьбы продолжать мероприятия. Власти предложили инициаторам провести тренинг «Как организовать романическое свидание в библиотеке» для сотрудников всей библиотечной системы страны, который успешно прошел в Антверпене. Более трехсот библиотек Бельгии сейчас практикуют подобные акции-свидания. За три последних года этим оригинальным способом нашли спутников десятки одиночек.

Свидание в библиотеке.

Не только романтические, но и деловые или дружеские встречи приятно проводить в «храмах книг».

Интересное, и как выяснилось, действенное привлечение читателей, используется в Великобритании. Для формирования библиотечного фонда задействуют молодежь, при этом не только постоянные посетители принимают участие в приобретении и выборе книг, но и те, кто совсем не ходил в библиотеки. Система поощрений (бесплатные посещения кино или кафе, бесплатные курсы по обучению офисной техникой, бесплатный интернет) плоды приносит неплохие. Приятно, что даже негативно относящиеся к библиотекам, стали проявлять заинтересованность.

Новшество в публичной библиотеке Сингапура, так называемая «тихая» музыкальная студия, была задумана для привлечения уже состоявшихся и подающих надежды музыкантов. Особое оборудование дает возможность сделать звук минимальной громкости, дабы не мешать другим посетителям. Библиотека имеет внушительный фонд музыкальных материалов на электронных носителях, участникам «тихой» студии созданы оптимальные условия для творчества, они могут пользоваться собственными переносными или имеющимися музыкальными инструментами. Генератор JamHub mixer подает звук прямо в наушники музыкантов. Идея прижилась, кроме использования студии по прямому назначению, посетители активно пользуются и музыкальным, и книжным фондом.

«Тихая» музыкальная студия (Silent Studio) в публичной библиотеке Сингапура.

Библиотека на велосипедах. Проект Books on Bikes в Сиэтле из экспериментального стал постоянно действующим. К велосипеду прикрепляют особенные прицепы, сконструированные таким образом, что видно их содержимое. Вместительность прицепа довольно большая, двести пятьдесят книг спокойно можно расположить. Библиотекари на велосипедах с прицепами разъезжают по общественным местам, «библиотека на велосипедных колесах» позволяет прочесть классику или новинки даже в глухих провинциях, чтобы взять книгу достаточно иметь билет читателя. Кстати, записаться можно на ярмарке. Например, удачно придумали поместить лоток с книгами на сельской ярмарке, среди прилавков с овощами и фруктами книжная лавка особенно привлекает внимание. Фермеры не часто выбираются за пределы своих хозяйств, но вот пропустить ярмарку они не могут. Сельчанам понравился такой сервис, часто приходится выезжать уже двум или трем необычным лоткам, книги разбирают «на ура», сдают в следующий визит на ярмарку.

Публичная библиотека Бостона (США) организовала релаксационные классы с тренингами по гимнастике Цигун. Приверженцев восточных практик все больше, этим и воспользовались сотрудники бостонской библиотеки, предоставив кроме помещения для занятий специально подобранную экспозицию литературы, обновляющуюся постоянно. Наплыв новых пользователей превзошел ожидания.

Интересных и необычных форм для привлечения читателей много, по сути, это не паханое поле для фантазии творческих и любящих свое дело людей.

В читальном зале пусто? 13 способов вернуть читателя в библиотеку

Мероприятия в библиотеках

Формат библиотечных мероприятий каждая библиотека выбирает самостоятельно, в зависимости от предпочтений читателей. Кроме общественных мероприятий (например, городские или национальные праздники), существует ряд проектов и акций, которые библиотеки могут организовать сами.

Библио-глобус. Проводятся встречи, посвященные книгам об истории, культуре, традициях других стран и народов.

Библио-кросс. Устраивается конкурс, в рамках которого читатели должны за отведенное время прочитать максимальное количество книг на определенную тему. Победитель, прочитавший наибольшее количество книг, получает приз.

Творческие вечера. В этих мероприятиях могут участвовать как библиотекари, так и сами читатели. Как правило, это музыкальные вечера, посвященные различным творческим деятелям, поэтические вечера, лекции приглашенных специалистов или дискуссионные встречи.

Выставки. Формат выставок может быть совершенно разным, в зависимости от интересов или потребностей читателей: книжные выставки, устные обзоры книг, день открытых дверей и многие другие.

В этой статье мы рассказывали более подробно о разновидностях мероприятий, которые можно проводить в библиотеках вузов.

Активность в социальных сетях

Ведение группы или страницы библиотеки в социальных сетях не обязательно ограничивается обычными поздравлениями с календарными праздниками или отчетами о проведенных мероприятиях. Позвольте читателям самим помочь вам в организации последующих встреч.

Конкурсы — это библио-кросс, конкурс на лучшие рекомендации книги, конкурсы, посвященные важным литературным датам, творческие конкурсы и многие другие.

Блиц-опрос. Интересуйтесь мнением ваших читателей по поводу различных услуг, которые оказывает ваша библиотека. С помощью опросов вы сможете выяснить, о чем бы они хотели поговорить (или послушать) на ближайшем литературном вечере.

Веб-квесты — своего рода интернет-игра с подписчиками, где присутствует четко сформулированная структура: определены роли участников, центральное задание, прописан сценарий, руководства к действиям, список информационных ресурсов и заключение.

Демотека — места для выставок читателей

Подвешенная книга

Зарубежный опыт

Чтение положительным образом влияет на культуру и нравственность любой страны. Во многих зарубежных библиотеках разрабатывают собственные стратегии и программы для привлечения читателей, а иногда находят для этого весьма оригинальные решения.

Волонтерская помощь

В публичной библиотеке города Кин в Нью-Гэмпшире (США) ученики старших классов и студенты в удобное для них время выполняют различные небольшие обязанности: расставляют книги, восстанавливают старые издания, помогают в организации библиотечных проектов, доставляют книги в дома инвалидов и пожилых читателей.

Таким образом многие библиотеки компенсируют нехватку рабочих рук. Также волонтерское движение стало важным компонентом в формировании ценностей у молодежи.

Молодежные советы

Молодежные советы играют существенную роль не только в процессе социализации подростков, но и в развитии самих библиотек. Члены молодежных советов берут на себя организаторскую деятельность: пишут рецензии к книгам, проводят обсуждения книг, поддерживают веб-страницу совета, готовят авторские программы и многое другое.

Также молодежный совет обеспечивает маркетинговую деятельность, благодаря чему налаживаются пути взаимодействия между библиотекой и читателями.

Библиотечное граффити

В библиотеке Карнеги в Питтсбурге (США) подростки украсили торцы книжных полок собственными рисунками. При этом библиотекари не участвовали в процессе и предоставили молодым художникам полную свободу. Этот проект получил высокие оценки от других читателей, а художников наградили за старания.

Чтение вместо штрафа

Библиотека штата Огайо неординарно подошла к решению проблемы задержек возврата книг. Вместо того, чтобы наказывать читателей финансово, библиотекари предлагают задержаться в читальном зале и читать в присутствии библиотекарей. Согласно правилам, 10 центов от штрафа приравнивается к 1 минуте чтения.

Как привлечь не-читателей в библиотеку?

Донна ФЛЕТЧЕР

Донна Флетчер — библиотечный консультант, в течение десяти лет занимающаяся исследованием людей, никогда не посещавших библиотеку. Она хорошо знает, кто такие не-читатели и как лучше им рассказать о существовании библиотеки и множестве услуг, которые она предоставляет.

— Расскажите немного о себе и вашей деятельности в библиотечной сфере.

— Я работаю в библиотечной сфере около десяти лет. Раньше занималась рекламой и маркетингом и уже тогда начала изучать людей, никогда не пользующихся библиотеками. Обычно я разрабатываю для публичных библиотек различные анкеты и стратегические планы. Сейчас веду сайт в интернете по библиотечному анкетированию, работая с библиотеками по сбору и анализу мнений жителей местного сообщества, заинтересованных сторон и сотрудников библиотек.

— Кто такие не-читатели библиотеки? Как они выглядят?

— Существует много видов не-читателей, и в каждой библиотеке они «свои». Например, недалеко от моего дома есть библиотека. Мы организовали в ней встречу, и оказалось, что не-читатели данной библиотеки — очень пожилые люди, а их дети давно закончили школу, поэтому все они покупают нужные книги сами.

В другой библиотеке, с которой я работала, удалось найти не-читателей, просто не имеющих представления о том, что они могут получить в данном учреждении. Почему? Некоторые живут не очень близко, другие не интересуются книгами, третьи не знают о новых видах библиотечных услуг (активностях, электронных книгах, образовательных программах). Все зависит от конкретных обстоятельств и от того, как библиотека продвигает себя в местном сообществе.

В США множество услуг не оцифрованы. Некоторые люди даже не знают о том, что в библиотеках есть компьютеры. В маленьких библиотеках бывают не очень удобные часы работы. Ну, и конечно, люди просто не имеют представления о том, какие услуги им может предложить библиотека.

— Что могут сделать библиотеки, чтобы выяснить, кто является их не-читателями? С чего начать?

— Прежде всего, необходимо, конечно, найти этих людей и попытаться с ними поговорить. С разработанной нами анкетой довольно просто выяснить, что людям на самом деле интересно и что они в действительности хотели бы найти полезного для себя в библиотеке. Кроме того, важный источник информации — беседы с посетителями вашей библиотеки: как они её воспринимают, какие услуги самые востребованные. В процессе моего исследования я выделила день для опроса читателей одной из библиотек в пригороде Чикаго. И выяснилось, что так называемые не-читатели — всего лишь родители детей, которых они туда привели, совершенно не имея представления о том, что и для них самих там тоже предусмотрено много разного вида услуг.

Читать еще:  Первые весенние рыбки

— Что библиотеки могут сделать, чтобы привлечь читателей и увеличить их количество?

— Необходимо пригласить людей, не посещающих библиотеку, и показать всё, что у вас есть. Хотя библиотеки и пытаются продвигать себя и свои услуги, но, будучи специалистом по рекламе и маркетингу, могу сказать, что это довольно сложная задача. Самый правильный вид продвижения — иметь в штате активных людей, которые радуются посетителям и которым нравится знакомить их с библиотечными услугами. «Проходите, пожалуйста, давайте я покажу вам это и это!» Такой подход на самом деле работает. В некоторых библиотеках есть специальная стойка, за которой сидит библиотекарь, выполняющий подобную функцию и умеющий интересно рассказывать людям о библиотеке.

— Как результаты ваших исследований влияют на стратегию библиотек?

— Однажды мы проводили почтовое анкетирование в пригороде Чикаго, где выяснили, что главная причина непосещения библиотеки — доступность информации, книг и фильмов из других источников, например, в интернете. Особенно мы сфокусировались на тех не-читателях, у которых есть дети до 18 лет, и оказалось, что их смущают некоторые изъяны местной библиотеки (тесное пространство, небольшой выбор литературы, отсутствие возможности припарковаться) — и это главные причины, по которым потенциальные читатели не посещают это учреждение. Но в целом люди вовсе не настроены против местной библиотеки. 54% просто ездили в другие близлежащие библиотеки, потому что находили там больше материалов и более удобное и просторное помещение. Опрашивая читателей в библиотеке, я выяснила, что родители, пришедшие туда с детьми, не пользовались её услугами, потому что для них не было никаких интересных предложений, мало книг на иностранных языках, а главное — они не могли оставить своих малышей в детской комнате без присмотра, чтобы пойти в отдел для взрослых. В данном случае администрация библиотеки приняла решение, что нужно предлагать книги и материалы на иностранных языках и перенести часть взрослой книжной коллекции в детскую комнату.

— Что вы можете посоветовать библиотекам, ищущим новые пути привлечения не-читателей?

— Как я уже говорила, следует пойти в те места, где собираются не-читатели, рассказать им о библиотеке и попытаться их заинтересовать, насколько это возможно. Нетрудно убедить людей пойти в библиотеку, хотя зачастую это зависит от того, насколько сам приглашающий им симпатичен. Но всё получится, особенно если библиотека предлагает интересную программу.

Перевела с английского Елена Юшкова

Современные формы и метомы и методы привлечения читателей в библиотеку: на примере деятельности библиотек России

Современные формы и метомы и методы привлечения читателей в библиотеку:

на примере деятельности библиотек России

ведущий библиотекарь организационно-методического

отдела ОГАУК «Томская областная детско-юношеская

библиотека» г. Томск

Проблема привлечения читателей в библиотеку, пробуждения и развития интереса к книге и чтению, возвращения им радости общения с книгой стоит на повестке дня любой библиотеки. Но библиотека в прежнем понимании этого слова не имеет былой привлекательности для нынешнего «компьютерного поколения». Теперь современного посетителя в библиотеке интересуют не только книги, но и новые информационные носители, возможность доступа к ресурсам Интернета.

Уже не секрет, что для нынешних школьников именно презентационные, мультимедийные, мобильные формы проведения мероприятий являются самыми интересными и привлекательными. Городские общественные акции, молодежные диспуты, фестивали, литературные конференции, флэш-мобы и другие новые интерактивные мероприятия – это далеко не полный перечень того, что предлагают своим молодым пользователям библиотеки России.

Так в городской библиотеке им. г. Красноярска всегда шумно и весело проходят мероприятия с использованием напольной интеллектуальной игры «Дорогами истории», по основным событиям Великой отечественной войны. Эта игра пришлась по душе не только старшеклассникам, но и студентам первых курсов техникумов и университетов города. Помимо событийных игровых полей, есть и клетки, знакомящие ребят с важными деталями военных действий и людьми, чьим мужеством была завоёвана победа. Остановившись на клетках «Тыл», «Оружие Победы», «Флот», «Герои», «Союзники», игроки получают карточки с интересными энциклопедическими данными. Эта информация помогает им более полно ощутить масштаб происходивших событий, глубже погрузиться в тему. Игра «Дорогами истории» позволяет рассказать школьникам о войне больше, чем они могут почерпнуть из учебников. А, самое главное, проходя по этой своеобразной карте, участники игры задумываются о своей сопричастности к истории страны.

Работая с маленькими читателями (7-10 лет) библиотекари наряду с традиционными формами и методами работы находят и нетрадиционные, при которых знакомство ребят с книгами осуществляется с помощью игрушек или театрализованных праздников.

Чтобы привлечь внимание маленьких читателей к литературе о животных, библиотекарь Янушевской библиотеки Витебской области оформила специальный уголок: рекомендательный список литературы о животных находиться в картонной собачей будке. В ней живет игрушечный щенок Тяпа. Малыши, прочитавшие выбранную книгу, должны отблагодарить щенка – принести ему в подарок свой рисунок. Сегодня стены библиотеки украшают рисунки, и даже настоящие полотна талантливых читателей-детей.

Библиотечная рекламная продукция так же привлекает детей к книжным новинкам, к литературе на различные тематики. Уже на раз было замечено, что буклеты, имеющие необычную форму, яркий дизайн обложки привлекают к себе повышенное внимание юных читателей. После прочтения таких буклетов, рекомендательных списков книг дети чаще просят литературу у библиотекаря.

Так, например, большим спросом маленьких читателей пользовался буклет – совет по толерантности «Уметь прощать – это по-настоящему круто!», выполненный в виде корзины с фруктами сотрудниками Центральной детской библиотеки имени города Ачинска, Красноярского края. Каждый фрукт – это совет как научиться прощать, впустить в свое сердце любовь к окружающим и наполнить радостью свою жизнь.

Библиографический список «Кругосветное путешествие» так же был популярен у юных жителей Ачинска. Он был выполнен в виде автомобильного колеса и знакомил читателей с городами, природой, культурой разных стран. Страницы издания были украшены дорожными картами и моделями автомобилей, на которых размещалась информация о книге, прочитав которую можно было узнать больше о какой-либо стране.

Работа по продвижению книги и чтения вдохновляет сотрудников библиотек на поиск новых форм воздействия на реального и потенциального читателя, но также библиотекари продолжают высоко оценивать возможности традиционных формах работы, одной из которых является – библиотечная выставка. Грамотная, яркая, оригинальная выставка помогает привлечь внимание читателя, служит рекламой не только конкретных книг, но и библиотеки в целом.

В библиотеках Ярославского муниципального района Ярославской области организована выставка «Книга на экране». На полках рядом с телевизором расположились произведения, которые легли в основу сценариев, ставшие известными по всему миру кинороманов. Сотрудники библиотек постарались подобрать самые различные произведения, которые смогли бы заинтересовать и взрослых и детей. Цель выставки – убедить людей в том, что кино – это реализация замысла режиссера, а вот то, что в действительности хотел сказать автор, можно узнать, только прочитав произведение.

14 февраля в День святого Валентина на абонементе Центральной городской библиотеки им. Н. Крупской в городе была оформлена необычная выставка-сюрприз «Свидание вслепую с. книгой». На выставке, были подобраны книги классиков и современников о великом чувстве – любви! Обложки книги обернуты плотной бумагой, так, чтобы читатели не знали автора или название, но на ней была расположена ключевая фраза – о чем книга.

Так же библиотекарям удается совместить традиционную выставку с новыми формами работы. Примером такого «союза» может служить – сторисек. С английского «сторисек» переводится как «мешок историй», то есть это мешок, в котором находится художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными материалами, стимулирующими детское чтение. Это могут быть игрушки, реквизиты, аудиокассета или компакт-диск, языковая игра, шпаргалки для родителей. В библиотеках России эта форма работы очень популярна. Особенно большое распространение она получила в ГБУК Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека». Сотрудники данной библиотеки вместо мешка стали использовать чемоданы, разделив их по тематике: «Большое читательское путешествие», «Книги о войне», «Чемодан Шерлока Холмса» и т. д. Эти чемоданчики привлекают детей и взрослых в читальном зале и на детском абонементе библиотеки.

Не только ребенку, но и подростку важно знать, что библиотекари готовы прийти на помощь в выборе книг, подсказать что-то в случае затруднений, дато проверенную информацию на библиотечных уроках и часах. Подростки ценят, когда их мнением интересуются, предоставляют возможность для его выражения, и не случайно все чаще на выставках используют такой «элемент» как – библиотечный квилт – информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов. Тематика таких стендов разнообразна: правовое информирование населения, рукоделие, исторические события и другое.

Например, библиотечный квилт на тему: «Пристрастия, уносящие жизнь», посвященный вредным привычкам, который проходил в библиотеке-филиале №9 Централизованной библиотечной системе города Ельца Липетской области. На стенде была представлена различная информация о влиянии алкоголя, табака и наркотических веществ на организм человека. В течение всего времени среди читателей библиотеки проводился опрос «Стоит ли мерить жизнь миллилитрами?». Стикеры с ответами читателей и информация, представленная библиотекарями, образовывали узор лоскутного полотна на информационном стенде.

В копилке опыта Российских библиотекарей есть совершенно неожиданные мероприятия, которые произвели определенный резонанс и были замечены горожанами, средствами массовой информации различных городов нашей страны. Вот некоторые из них:

В один из октябрьских дней всех читателей, пришедших в Центральную библиотеку им. Ю. Гагарина (город Новочебоксарск) ждала акция «Книги на вес». Книги, журналы, которые брали в этот день на дом, взвешивались и тщательно записывались. Рекордом дня признан вес в 3,5 кг. Сколько всего книг взяли читатели в этот день? Подсчитать оказалось не сложно: 68 кг 200 г разнообразной литературы выдано читателям библиотеки. Все остались довольны этой акцией и читатели, и библиотекари, было много веселья, смеха, шуток. Также читателей заинтересовало, а какая книга в центральной библиотеке самая тяжелая. Ею оказалось «Остромирово Евангелие» весом в 5,5 кг. Акция «подвешенные книги» стали уже традицией в современных библиотеках. Суть этой акции проста: на протяжении определённого времени посетители библиотеки могут «вывешивать» книги. Задача читателя — выбрать самую лучшую из прочитанных книг и написать к ней краткую аннотацию. Акция «За стеклом», которая была проведена сотрудниками центральной городской библиотеки Копейска Челябинской области. Суть акции была такова: в обеденный перерыв молодые сотрудницы устраивались в «витрине» библиотеки с книжкой в руках. У каждой девушки был свой образ – восточной красавицы, домохозяйки, молодой мамы и светской львицы. По итогам этой акции: количество читателей–увеличилось. Программа минимум – изменить представление, что библиотека – скучное место, была выполнена.

Читать еще:  Как самостоятельно организовать рыбалку за границей

МБУК «Объединение детских библиотек» г. Тольятти реализовал проект «Растем вместе с книгой». Для этого был создан «Литературный ростомер». Были подготовлены библиографические рекомендательные списки, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 01.01.01 г. , 0+, 6+, 12+. Был подготовлен баннер, позволяющий измерять рост читателей

Наиболее прогрессивное направление по привлечению читателей это — аромамаркетинг. Ведь обоняние — это второй анализатор по важности после зрения. Например, в некоторых детских библиотеках мира (а теперь уже и в России) используют запахи шоколада, печенья, кофе с молоком. Для абонемента подойдут приятные цветочные ароматы. Благодаря им читатель подольше задержится в помещении. Запахи кока-колы и попкорна — удачные варианты воздействия на молодежь. Они могут подойти для читальных залов. При умственном перенапряжении целесообразно применять ароматы базилика, можжевельника и эвкалипта, а сандал и лаванда способны в два раза снизить вероятность ошибки при работе на компьютере.

Для того, чтобы стать привлекательным местом для современного подрастающего поколения библиотеки меняют свой внешний облик, свое отношение к читателям, придумывают новые современные формы обслуживания. Ведь читатель, чувствуя, что к нему относятся с симпатией и пониманием, откликнется на любые предложения, поучаствует в любой акции, станет участником любого библиотечного мероприятия. А значит, он не раз придет в библиотеку и возьмет книгу.

Как захватить и удержать внимание читателя

Что такое «проблемная статья» и как добиться того, чтобы её дочитали до конца.

Главный редактор «Дела Модульбанка», соавтор книг «Пиши, сокращай» и «Новые правила деловой переписки».

Есть статьи, с которыми читатель решает конкретную жизненную задачу: инструкция по оплате налогов, советы по выбору вина, путеводитель по видам транспорта в Барселоне. Здесь не надо ничего выдумывать, надо всего лишь ответить на актуальные вопросы в простой и удобной форме. Вы это знаете: раскладываем информацию в предсказуемую структуру, снабжаем информативными подзаголовками, пишем простым языком. Читатель пробежится по тексту и всё поймёт.

А есть другие статьи — проблемные. В них автор берёт сложную тему и подаёт её так, чтобы читатель стал сопереживать, скорректировал свои взгляды, сделал открытие. Такие статьи требуют большого труда и мастерства, и не каждый автор за всю свою жизнь что-то такое напишет. Но если вы решитесь, будьте готовы потратить два-три месяца, чтобы собрать качественный материал, выстроить драматургию и соблюсти правила хорошей подачи.

Расскажу, как писать проблемные статьи, на примере темы о вакцинации. Это сложная тема, которая вызывает много споров, поэтому попробуем.

Что интересно, эта статья большая и занудная, а до конца дойдут самые замотивированные читатели. Не жалуйтесь потом.

Качественный материал

Статью о вакцинации можно собрать на основе статистики и последних исследований. Это будет хороший, полезный материал, на подготовку которого уйдёт неделя. Выпустили — работаем дальше.

С проблемной статьёй так не получится. Это целое расследование, которое должно перевернуть мир читателя. Для этого нужен глубокий и разнообразный материал.

Качественный материал описывает проблему с разных углов. Чтобы статья о вакцинации меняла что-то в мировоззрении читателя, в ней должны быть участники с разным положением в рассматриваемой теме:

  • родители, которые делают все прививки;
  • антипрививочники;
  • врач-терапевт или иммунолог;
  • воспитательница детского сада;
  • взрослый, которому не сделали прививок в детстве;
  • сотрудник фармакологической компании.

С каждым участником надо поговорить лично.

Кроме сбора мнений готовим факты: официальную статистику, рекомендации ВОЗ, последние медицинские исследования.

На сбор такого материала уйдёт месяц, два, три или полгода. Его будет так много, что можно будет распечатать и обклеить листочками весь Букингемский дворец. И вот вообще непонятно, с какого конца взяться и всё это оформить. Я знаю только один волшебный способ, который направляет эту работу.

Главная мысль

У статьи должна быть объединяющая идея, на которую мы будем насаживать материал. Эта идея в итоге станет мыслью, которая осядет в голове читателя после текста. И чтобы так получилось, каждая часть статьи должна работать на эту мысль. Давайте на примере с вакцинацией.

Я собрала материал про вакцинацию, и мне нужна главная мысль. Мне не подходят мысли типа «Без прививок мы все умрём», «Антипрививочники — идиоты» или «Прививки — это безопасно». Всё это слишком прямолинейно и очевидно. Надо что-то более тонкое. Что-то вроде такого:

Так. Ещё раз, без выпендрёжа. Главная мысль такая: «Не делать прививки будет невозможно». То есть мы рассказываем в статье о том, что вакцинация развивается, появляются прививки от разных болезней, это научный прогресс, который не получится остановить, несмотря на все антипрививочные движения.

Эта мысль показывает проблему с нового угла. Мы не вступаем в бесконечный спор о пользе и страхах прививок, а поднимаемся над ним, показываем глобальную перспективу.

Волшебство в том, что главная мысль может быть даже не написана, но каждый кусочек статьи её выдаёт, и в итоге читатель сам приходит к этому заключению. И задача автора — отобрать материал, который будет на это работать.

Вот что нам пригодится из всего, что мы назвали в первой части этой статьи.

Мнение родителей-антипрививочников создаст конфликт. В тексте будет история конкретных родителей, они станут голосом всего антипрививочного движения. И этот голос будет вступать в противоречие с глобальной тенденцией. Это и будет ключевой конфликт статьи, на котором выстроится повествование.

Вот герой фильма ужасов подходит к закрытой двери в тёмную комнату. У него колотится сердце, но он тянется к ручке. Откроет или не откроет? Это конфликт страха с любопытством. Зритель не может оторваться в этот момент, потому что интересно, какое чувство в итоге победит.

Конфликт объясняет мотивы и поступки героев, сталкивает разные точки зрения, заставляет историю продвигаться вперёд. Но это такая сложная и большая тема, что о ней надо писать отдельно. Пока давайте вернёмся к структуре на основе главной мысли.

Родители, которые делают все прививки. Они усилят контраст с антипрививочниками, но я не стану уделять им слишком много внимания. Достаточно комментария с объяснением, почему они решили делать все прививки. Комментарий этих родителей подтвердит тенденцию и главную мысль, что все там будем.

Нам подходит любой вариант: и взвешенное, аргументированное мнение, и что-то вроде «Да мы особо не думали, в поликлинике сказали делать, вот мы и делаем. Все ж делают».

От иммунолога понадобится рассказ о его практике. Вспышки инфекций в последние годы и как с ними боролись, несколько историй со смыслом «Один мальчик не сделал прививки и умер». Хорошо, если врач расскажет, как обстояли дела 10 лет назад. Так комментарий покажет современное состояние проблемы и её трансформацию за последние годы.

Воспитательница детского сада — герой на периферии проблемы. Обычно в теме прививок между собой рубятся родители, которые за прививки, антипрививочники и врачи. Сотрудники образовательных учреждений стоят в стороне, поэтому мнение воспитательницы немного сломает ожидания читателя.

Нужно, чтобы воспитательница не просто рассказала, сколько у неё в группе привитых детей, а ещё поделилась личным мнением, сказала какой-то факт, который знают не все: «Есть такие прививки, после которых ребёнку запрещено ходить в сад две недели, если в его группе есть непривитые дети». Такое замечание покажет, что непривитые дети создают сложности другим. В общем контексте статьи будет понятно, что с этим будут бороться и глобальная тенденция победит.

Взрослый, которому не сделали прививок в детстве. Он нам интересен, только если теперь собирается сделать прививки. Так он подтвердит главную мысль.

Если он не собирается прививаться, его мнение будет дублировать мнение антипрививочников, а это сломает драму. Антипрививочники — главные герои статьи, они борются с системой, и это создаёт сильный конфликт. Если наш взрослый без прививок тоже антипрививочник, лучше его вообще не добавлять в статью, потому что тогда история главных героев поблёкнет. Так они в статье будут единственные борцы с системой, а со взрослым — не единственные. А это уже не так драматично.

Комментарий сотрудника фармакологической компании будет ключевым в статье. Он поддержит главную мысль, расскажет о процессах разработки новых вакцин, испытаниях, продажах. Будет хорошо, если сотрудник объяснит, как вакцины становятся эффективнее и безопаснее. Так он будет опровергать убеждения антипрививочников.

Может показаться, что сотрудник фармакологической компании нам не подходит, потому что это заинтересованное лицо. Но на самом деле для нашей главной мысли неважно, что он заинтересован. Он объясняет тенденцию, и этого достаточно.

Но здесь важен образ этого героя. Если он будет ушлым продажником, он не вызовет доверия. Это должен быть вдумчивый профессионал, биохимик, который хорошо разбирается в теме вакцинации и знает индустрию.

Кроме комментариев участников, понадобятся статистика и факты. «В США делают прививок больше, чем у нас», «В Италии запретили принимать в детские сады детей без прививок», «Число заболевших корью выросло в четыре раза по сравнению с прошлым годом». Эти факты подтверждают глобальную тенденцию и обостряют конфликт.

Хорошо сформулированная главная мысль — это инструмент для отбора материала. Если мысль не сформулировать, в статью можно забирать хоть всё, что нашли, но тогда и она станет абстрактным рассуждением по теме. А если есть главная мысль, текст обретает чёткую структуру и бьёт в читателя.

С главной мыслью есть проблема. Если её сформулировать до сбора материала, получится субъективное расследование. Автор будет собирать статистику и комментарии, исходя из этой мысли. Поэтому хорошо, когда мысль сформировалась уже на основе собранной фактуры, и надо быть готовым, что половина фактуры окажется ненужной и улетит в мусорное ведро. Не жалко. Статья от этого только выиграет.

Введение и структура

Худший способ начать статью — написать что-то вроде «Споры о рисках прививок не утихают который год». Или «Все знают о необходимости делать прививки». Так начинают, когда переписывают статьи из интернета и сказать по делу нечего.

Читать еще:  Рецепты ухи из семги: ингредиенты, советы по выбору, очистке и разделке рыбы

У нас же много фактов, комментарии специалистов, интересные герои. Давайте начнём статью с истории:

Наталья, мама трёхлетней Марины, сидит напротив меня и негодует: «Представляете, говорят, что скоро в сад не будут брать без прививок!». Я рассматриваю обстановку. Плита на кухне такая чистая, что буквально видно отражение потолка, в углу бурлит посудомоечная машинка, в холодильнике — запеканки из «Азбуки вкуса». Наталья наливает свежий эрл грей.

На этом история прерывается, введение заканчивается. Но вы запомните этот фрагмент, я к нему вернусь.

Это такой прием: выбрать главную историю и выдавать её по кусочкам. Я выбрала историю мамы, которая против прививок: начинаю с неё, а потом буду чередовать с другим материалом. Так я удержу внимание читателя до конца статьи: ему будет интересно, чем же всё закончится, в чём мотивы героя, а вдруг он переубедится? Не переубедится, и задачи такой нет, но у читателя до последнего будет надежда, если он верит в пользу прививок.

Историю этого героя мы делим на кусочки и выдаём в течение всей статьи, а между ними — другой материал. Структура получится такой:

  • Введение с историей антипрививочника «Мама трёхлетней Марины негодует…».
  • Факт о детских садах в Италии. Получится такой мостик от истории к дальнейшему повествованию: «Мама Марины права. Например, в детские сады Италии уже не принимают детей без прививок…».
  • Комментарий воспитательницы.
  • Ещё один кусочек истории про маму-антипрививочника.
  • История взрослого без прививок.
  • Комментарий иммунолога.
  • Кусочек истории про маму-антипрививочника.
  • Статистика про корь.
  • Комментарий родителей, которые делают все прививки детям.
  • Кусочек истории про антипрививочников.
  • Прививки в США.
  • Комментарий фармакологической компании.
  • Завершающий кусочек истории про антипрививочников.

Статья будет плотной по информации, читать такое довольно сложно. А история антипрививочников, протянутая сквозь весь текст, даст мотивацию прочитать всё до конца. Заодно этот лейтмотив скрепляет повествование, задаёт композицию.

Ещё такая структура хороша непредсказуемостью. Было бы скучно выдать сначала целиком историю, потом один комментарий, второй, факт, ещё один факт. Поэтому мы чередуем историю с фактами и комментариями, так интереснее.

Каждый комментарий тоже можно разбить на кусочки и добавлять туда, где это уместно по смыслу. Например, сначала иммунолог может рассказать что-то к теме взрослого без прививок, а потом — к вспышке кори или зарубежной практике вакцинации.

Особенности подачи

А теперь вернёмся к той истории, которую вы должны были запомнить. Но если не запомнили, повторю:

Наталья, мама трёхлетней Марины, сидит напротив меня и негодует: «Представляете, говорят, что скоро в сад не будут брать без прививок!». Я рассматриваю обстановку. Плита на кухне такая чистая, что буквально видно отражение потолка, в углу бурлит посудомоечная машинка, в холодильнике — запеканки из «Азбуки вкуса». Наталья наливает свежий эрл грей.

В этой истории обратите внимание на детали, это первая особенность подачи.

Посудомоечная машинка не имеет отношения к теме прививок, но она здесь важна как деталь. Все эти упоминания про чистую плиту, машинку и «Азбуку вкуса» создают образ героини. Читатель видит, что антипрививочники — это не необразованные маргиналы, а приличные люди с достатком. Возможно, это сломает его представление.

Важно, что вывод о героине читатель сделает сам, по описанным деталям. Я не говорю: «У этой семьи достаток выше среднего», — а описываю их быт, и читатель сам всё понимает про достаток.

Ещё одна особенность подачи — безоценочность. Автор не имеет права осуждать антипрививочников или писать «Страхи антипрививочников — полная чушь». Задача автора — не навязывать своё мнение, а собрать факты, которые помогут читателю сформировать собственное.

С другой стороны, влияние оценки автора всё равно проявится. Мы же формулируем главную мысль, это и есть вывод. Но он подан настолько деликатно и ненавязчиво, что не воспринимается как авторская оценка.

Запомнить

Проблемные статьи должны максимально крепко удерживать интерес читателя, вовлекать его и пробовать скорректировать его взгляд на ситуацию. Вот что для этого нужно.

  • Материал по теме, который покажет проблему с разных углов. Это самое сложное в работе со статьёй.
  • Главная мысль. Она поможет отсеять лишнее и выстроить повествование.
  • Конфликт — столкновение двух противоположных идей, развенчание мифа или борьба героя статьи с системой, противниками, временем или с самим собой.
  • Непредсказуемая структура, которая будет удерживать внимание.
  • Беспристрастность — чтобы автор не навязывал своего мнения.

Заголовки, привлекающие читателя.

Где мы используем заголовки и подзаголовки?

Мы используем заголовки и подзаголовки:

1. В статьях — как в Сети, так и в бумажных СМИ,

3. В нехудожественных книгах.

В последнем случае они попадают еще и в оглавление.

Мы прописываем заголовки и подзаголовки не ради красоты или моды, а потому что они существенно облегчают жизнь нашим читателям. Благодаря им, люди быстро находят нужную информацию и не тратят время на то, что им в данный момент не нужно.

Чем отличается хороший заголовок от плохого?

Тем, что он служит своего рода дорожным указателем в море информации. Значит, хороший заголовок должен быть краток, прост и информативен.

Плохой заголовок не дает нужной информации и еще больше запутывает читателя. Например, кнопка «Далее» в меню сайта — это плохой заголовок. Куда далее? Зачем?

И совсем другое дело — кнопка «Книги» или «Рецепты». Сразу понятно, что и где лежит.

В статьях плохой заголовок может выглядеть так: «Необходимые каждому писателю знания». Да этих знаний горы! О чем именно идет речь в статье?

Гораздо лучше написать так: «Как начать роман» или «Первое предложение в книге».

Заголовки, привлекающие внимание.

Если мы хотим привлечь внимание читателей, нам нужно пообещать им нечто полезное и/или интересное.

Чтобы придумать хороший заголовок, нам надо решить: человек ищет именно эту информацию? Если да, то мы в заголовке четко указываем: данные сведения лежат тут. Например:

«Как готовить крабов»,

«Заголовки, привлекающие внимание».

Если человек просто листает журнал или гуляет по Сети в надежде найти что-то интересное, то мы сможем привлечь его внимание:

● новостью, которая имеет к нему отношение,

● обещанием сильных эмоций,

● обещанием «бытовой пользы».

Например, читатель и не думал специально искать 15 способов отбеливания зубов в домашних условиях, но раз уже заголовок попался на глаза, почему бы не пролистать статью?

● С 1 января тариф на ХХХ будет понижен.

● Дочь Анджелины Джоли мечтает стать мальчиком.

● Человек упал с 15 этажа и остался жив.

В первую очередь, мы должны ориентироваться на целевую аудиторию. Кто должен прочитать нашу статью? Профессиональные копирайтеры? Машинисты метро? Мамы детей в возрасте от трех до пяти?

Если мы четко знаем, для кого мы пишем, выносим заголовок то, что является важным для нашей аудитории.

У малыша болит живот. Что делать?

Если мы пишем для широких народных масс, то нам надо аппелировать к общим для всех потребностям: здоровье, секс, еда, безопасность, положение в социуме.

Заголовки для образованных и необразованных

Если ваша аудитория — люди простые, без образования, то, скорее всего, и работа у них из серии «бери больше, кидай дальше». Значит, их эмоциональные потребности будут удовлетворяться не за счет творчества и восхождения по карьерной лестнице, а за счет внутрисемейных разборок и чужих новостей.

Заголовки из серии «Что стало с губами Анджелины? Я в шоке!» — это как раз для этой категории людей.

Люди с образованием, как правило, имеют амбиции (иначе они не стали бы это образование получать), и их больше интересуют не чужие губы, а улучшение собственной жизни — во всех ее аспектах.

1. Если нам надо зацепить «простой народ», обещаем ему шок, трепет, интимные подробности и доказательства, что богатые тоже плачут.

2. Если нам надо зацепить более образованную публику, показываем, что вы приготовили для нее нечто ЦЕННОЕ.

Существует несколько хитрых трюков, которые позволяют привлечь внимание к заголовку.

1. Вы обещаете читателю структурированную информацию. Т.е. из заголовка понятно, что вы уже провели работу по систематизации сведений и даете их в «разжеванном виде».

●Что надеть на Новый год?

●10 самых красивых уголков планеты

2. Вы обещаете, что дадите читателю нечто большее, чем «просто текст». Видео, инструкцию и т.п.

●Как написать роман. Пошаговый план

3. Вы четко указываете, для кого предназначен ваш текст.

Как назвать книгу. Советы начинающим фантастам.

Удачные и неудачные подзаголовки.

Когда мы прописываем подзаголовки, мы должны придерживаться внутренней логики. То же самое касается разделов на вашем сайте.

Подзаголовки должны вести читателя в определенном направлении. Например:

●Как написать книгу

●Как опубликовать книгу

●Как разрекламировать книгу

Нельзя, чтобы текст терял вид. Например, если в середине заголовка вставить «Новые тайны о Пушкине», у заголовка исчезнет смысл. Нужно отслеживать не только путь читателя по вашему тексту (или сайту), но и согласованность подзаголовков друг с другом. Негоже, если один подзаголовок выглядит как «Форма куриных яиц», а другой «Как Иван Петрович завел свою первую курицу-несушку». Гораздо лучше, если все подзаголовки выполнены в одном стиле.

Самое главное в подзаголовках.

Необходимо заранее решить, какую функцию должны выполнять ваши подзаголовки. Если их основная задача — показать читателю, что и где лежит, то тогда самое важная часть должна идти сначала:

● Не «Как сделать французский маникюр в домашних условиях», а «Французский маникюр в домашних условиях».

Когда читатель будет сканировать взглядом оглавление или текст, он должен легко найти нужные ему сведения — буквально по первым двум словам.

Помним о том, что в большинстве случаев люди сначала проглядывают статью мельком, читают заголовки и подзаголовки и только потом принимают решение — будут они читать эту статью или нет. Следовательно, в подзаголовках у нас должны появляться фразы, которые либо намекают на то, что в основном тексте спрятано что-то интересное, либо объясняют прямым текстом: о чем тут идет речь.

Пример завлекающих подзаголовков см. чуть выше. А пример объясняющего заголовка выглядит так:

● Александр — самое популярное мужское имя в Москве.

Таким способом мы сможем донести до читателя ключевые факты, даже если он не будет читать всю статью полностью.

Источники:

http://itisme.ru/617/blog/originalnyje-sposoby-privljechjenija-chitatjeljey-v-bibliotjeki-opyt-raznyh-stran-chast/
http://lala.lanbook.com/v-chitalnom-zale-pusto-13-sposobov-vernut-chitatelya-v-biblioteku
http://gazetargub.ru/?p=11572
http://pandia.ru/text/82/231/65007.php
http://lifehacker.ru/uderzhat-vnimanie-chitatelya/
http://pikabu.ru/story/zagolovki_privlekayushchie_chitatelya_5447638

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector