21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оселедец. Старый казачий рецепт.

Тематические статьи

Старым казачьим способом


Старым казачьим способом

Выступая в поход, казаки непременно снаряжали повозку «медслужбы», в которой за войском следовали знахарь-костоправ или берегиня, именуемая также ведуньей. Их обязанностью было лечить людей и животных доступными в полевых условиях средствами. Не обходятся казаки без берегинь и сегодня, а главная из них занимает должность личного советника атамана.

1. На Дону давно открыт эффективный способ продления жизни и молодости. Рецепт прост: надо тщательно смешать 150 г хрена и 50 г меда, добавить один протертый лимон средних размеров, полученную смесь охладить и дать настояться в течение суток. Принимать омолаживающий раствор рекомендуется по 30 г в день за 30 минут до еды. Запивать желательно квасом на меду.

2. Войсковые целители умело пользовались обозными запасами. В качестве слабительного — ведь запоры в походе дело обычное — прописывали по 2-3 ложки сухих дрожжей, которые запивали настоем из шишек хмеля. А если кишечник, наоборот, расстроился, традиционный казачий рецепт таков: разболтать в половине стакана кипяченой воды 1 столовую ложку крахмала и залпом выпить.
Перед боем казаки по совету «медслужбы» употребляли «для ясности ума» кашу из запаренных отрубей. Дело в том, что отруби, как ничто другое, питают кору головного мозга необходимыми веществами.
Усталость, возникающая во время долгого похода, отступала, если съесть кусочек соленой рыбы.

3. Степь — это в первую очередь богатейшее разнотравье, так что фитотерапия у берегинь в особом почете. А больше всего они любят ароматный чабрец (тимьян ползучий)- за универсальность. От каких только недугов он не избавляет! Заболело горло? Просто сорви пригоршню чабреца да жуй — никаких настоев не требуется. Ослабел казак по мужской части — берегиня советует ему смешать столовую ложку измельченного чабреца поровну с медом и теплой водой и трижды в день съедать по такому липкому колобку. При сильных головных болях и умопомрачении смазывают голову чабрецом, сваренным с уксусом и розовым маслом. Поможет чабрец справиться и с ревматическими болями, артритом, воспалением седалищного нерва, когда болит шея и рука его наносят на больное место, предварительно смешав в равных пропорциях с красным вином и коровьим маслом. Всего же в арсенале казачьей медицины на основе чабреца насчитывается около тысячи рецептов!

4. Владеют берегини и оригинальными приемами массажа. Медовым, ликвидирующим боли в позвоночнике. Абдоминальным — массажем живота, с помощью которого изгоняется хворь из почек и пищеварительных органов. Многим, наверное, захочется попробовать массаж куриным яйцом, который восстанавливает биополе, снимает переутомление и сглаз. Он несложен, и его вполне можно сделать самостоятельно: яйцом в скорлупе в течение нескольких минут обкатывают по часовой стрелке те места, где явственно ощущается биение крови — виски, внутреннюю сторону запястий и локтевого сгиба, надключичную область, сердце, пах. Единственная проблема — яйцо должно быть свежайшее. Пусть не прямо из-под курочки, но уж точно не вчерашнее.

5. Святое казачье правило: ни в коем случае не ложиться спать головой на север или запад. Только на восток, на худой конец — на юг. Нарушишь его — не только вялым проснешься, но и, если речь идет о ночи перед боем, головы тебе, скорей всего, не сносить.

По материалам газеты «Секреты народных целителей» №08 за 2006 год

LiveInternetLiveInternet

Видео

Рубрики

  • Tomas Kinkade (13)
  • В мире животных (182)
  • Весна (83)
  • ВИДЕО (507)
  • Выпечка (1938)
  • ***Блины (183)
  • ***Булочки,ватрушки, плюшки. (140)
  • ***Кексы (93)
  • ***Куличи и Пасха (184)
  • ***Печенье (167)
  • ***Пироги. Шарлотки. Запеканки. (332)
  • ***Пирожки (117)
  • ***Рулеты (103)
  • ***Хлеб. (77)
  • Вязание(спицами,крючком) (992)
  • Дамский журнал (279)
  • Дачный участок (1055)
  • *Баклажаны (6)
  • *Капуста (8)
  • *Картофель (2)
  • *Клубника (12)
  • *Огурцы (15)
  • *Перцы (9)
  • *Томаты (30)
  • *Цветы (цветочные клумбы) (350)
  • День Победы (116)
  • Для детей (255)
  • Домашние заготовки (рецепты) (475)
  • Друзья! (79)
  • Женщина (205)
  • Журнал *Здоровье* (333)
  • Звезды экрана (188)
  • Звенящие кедры России (142)
  • Зима (97)
  • Картинки(картины,иллюстрации,живопись) (3135)
  • Клипарт (640)
  • Кнопочки переходы для ЛиРу (18)
  • Комнатное цветоводство (39)
  • Кошкин мир (84)
  • Куклы (194)
  • Кулинария(разные рецепты) (2984)
  • ***Вареники. Пельмени. Манты. Хинкали. (50)
  • ***Все из курицы (212)
  • ***Все из рыбы (222)
  • ***Готовим сыр (разное) (14)
  • ***для Нового Года и Рождества (210)
  • ***Запеканки (58)
  • ***Каши(разное) (19)
  • ***Кулинарные (кухонные)хитрости (33)
  • ***Напитки (Квас. Соки. ) (145)
  • ***Первые блюда (170)
  • ***Постные блюда (203)
  • ***Салаты (352)
  • ***Сало (15)
  • ***Сладости (91)
  • ***Соусы (19)
  • Легенды, притчи, афоризмы. (66)
  • Лето (50)
  • Маски(клипарт) (15)
  • Мир путешествий (911)
  • Музыка (353)
  • Натюрморты (315)
  • Новогодняя страничка (339)
  • Осень (132)
  • Открытки (120)
  • Пасха (97)
  • Пасхальные рецепты (62)
  • Праздники (349)
  • Программы для ПК. (309)
  • Птичий мир (110)
  • Разделители в PNG (8)
  • Рамочки (323)
  • Рамки для фото(PNG) (25)
  • Религия (96)
  • Рождество (70)
  • Рукоделие (332)
  • Своими руками (или сделай сам) (197)
  • Скрап набор (629)
  • Стихотворное (162)
  • Танцы народов мира (18)
  • Торты(кулинария) (561)
  • Уроки иностранного. (8)
  • Уроки ФШ (151)
  • Уют в доме (146)
  • Фарфор (антиквариат) (136)
  • Фоны, схемы для Дн. (102)
  • Фотокартинки (138)
  • Цветы (162)
  • Шьем сами (162)
  • Эзотерика (59)
  • Это важно! (51)
  • Это интересно (867)

Музыка

Всегда под рукой

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Зачем казаку чуб-оселедец?Одна из версий.

Чуб запорожского казака, или как говорили сами казаки, оселедец – это не просто элемент казацкого образа, это еще и целая легенда. Во-первых, нужно отметить, что лишь зрелые казаки, которые уже успели, что называется, понюхать пороха, имели право на длинный чуб. Такая прическа была под запретом для молодых воинов.

Как правило, чуб носили за левым ухом , так как по суеверным традициям считалось что справа у человека находится ангел(добро), а слева черт (зло).

Чтившие традиции «низового товариства» и во всем соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого храброго казака, должна быть обращена к левой стороне». В этом случае чуб был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.

Некоторые считают, что казачество переняло эту причёску от черкесов на Кавказе и использовало его, как знак принадлежности к верхам казачьего общества.

Но в то же время в Киевской Руси, согласно некоторым историкам, чуб бытовал и также свидетельствовал о принадлежности к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности величайшего полководца Древней Руси Святослава Игоревича (жившего, согласно традиционной истории, в Х веке). Вот описание встречи императора Цимисхия со Святославом на берегу Дуная, включённое в «Историю Льва Диакона» со слов очевидца: «. Он (Святослав) приплыл на скифской ладье. был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной её стороне висел локон волос, означающий знатность рода. в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами. «.

Описаны три уникальных черты облика запорожских казаков — висячие усы, при бритой бороде, чуб-оселедец и одна серьга в ухе, совершенно справедливо висевшая у Святослава, т.к. он был единственным сыном Ольги и Игоря и согласно казацкой традиции должен был (или мог) носить такую серьгу.

Поначалу только герои из героев и атаманы могли носить такой же, как у князя чуб-хохол. Позже, это стало казачьей модой. После упразднения Запорожской Сичи, когда казаки были переведены на Кубань, чуб стал иной формы, но из-под кубанки должен был торчать непременно.

Слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского «чоб» — гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак» переводилось, как «хохол». У воинственных готов длинный чуб означал посвящение богу Одину (готское «хох оол» — сын неба). Считается, что подобную причёску казаки заводили главным образом для форса, «на выхвалку». Что ж, и в этом имелся свой смысл. Чуб был для казака своеобразной визитной карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сечевики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест (не говоря уже о разведчиках, которые проникали в стан врага) мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором, даже если это была мусульманская чалма, всегда оставался на месте, был своего рода паролем при встрече с другим казаком.

Читать еще:  Зубатка — Cправочник рыболова.

Стоит вспомнить, что знать Египта у своих сынов брила голову, оставляя хохол. Это был признак знатного рода.

Кому из казаков разрешалось носить длинные чубы, и для чего они были нужны бесстрашным воинам

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Немного из истории казачества

Первые представители казачества появились на Руси на рубеже 14-15 столетий, и термин «казаки» на славянских землях был придуман для названия вольного вооруженного населения поселившегося на, так называемых «украинах». В то время и возникли несколько крупных казачьих сообществ, проживавших в низовьях Днепра, Дона, Волги.

Вследствие «Великого голода» в 1601—1603 годах многие землевладельцы, не имевшие возможности прокормить своих холопов, выгоняли их со своих владений. Люди, спасаясь от голодной смерти массами бежали на вольные «украины» и присоединялись к казачьим общинам.

В результате образовались крупные вольные казачьи войска, а именно Запорожское, Донское, Волгское, Яицкое. Первые упоминания в исторической летописи о казаках было в послании татарского князя Юсуфа Ивану Грозному. Ордынский воевода жаловался русскому царю на то, что «его подданные, живущие по берегам Дона, подстерегают и грабят его послов, возвращающихся домой после выполнения дипломатических миссий и везущих с собой причитающиеся в таких случаях подарки».

В 17-18 столетии государственная власть стала ограничивать свободу казаков, стараясь подчинить их своей воле. Восстания следовали за восстаниями, но карательные меры со стороны российских властей заставили казаков все же присягнуть на верность царю-батюшке. Так, в 1671 году, сразу после подавления разинского восстания, казаки были вынуждены принести присягу царю Алексею Михайловичу и впредь согласовывать все свои военные операции.

За всю историю казачества было множество великих казаков — первопроходцев и открывателей, миротворцев, настоящих патриотов отечества. Были и простые казаки — защитники земли родной, служившие «форпостом» на рубежах родины. Бывали и другие — казаки смутного времени, о которых стараются не вспоминать.

«Дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир»,— красноречивая фраза Наполеона о казаках, свидетельствует об их славе, отваге, удали и мужестве.

Зачем козаку нужен был чуб-оселедец и серьга в ухе

Длинные чубы-оселедцы носили зрелые казаки, понюхавшие пороху и проявившие героизм на полях сражений. Для молодых же, только начинающих проходить боевое крещение, такая прическа была под запретом. Чубы были не только элементом казацкого образа, а и важным атрибутом относящимся к казацкой легенде. Считалось, что казаки, загубившие в боях немало жизней и совершившие множество прегрешений перед Богом, были приговорены после смерти – «гореть в аду». Поэтому среди них ходило поверье, благодаря которому казаки свято верили, что чубы помогут им избежать злой участи: а именно за него смилостивившийся Господь все-таки вытащит бедолагу из адского пламени.

К слову, молодых казаков называли «джурами» и стригли обычно «под горшок». Прическа «укорачивалась» постепенно в процессе обучения воинскому мастерству и накоплению боевого опыта. Самым позорным наказанием для казака было сбривание чуба.

При том при всем чуб нужно было носить так, чтобы тот ниспадал на левую сторону. Это было нужно для того, чтобы волосы смахивали нечистую силу, которая якобы сидела у казака на левом плече и пыталась толкнуть того на безбожие. Оселедец был отличительным признаком настоящего казака, который не забыл о вере и осознал все свои неправедные поступки. Именно поэтому, у пленных запорожцев турки часто отрубали длинные чубы, чтобы их вера пошатнулась, и спасения из ада можно было не ожидать.

Серьги, изготовленные из серебра в виде полумесяца, казаки также носили не ради забавы. Они в себе несли информацию о социальном статусе воина. Серьга в левом ухе означала, что казак был единственным сыном в семье. А когда серьга носилась в правом, то это говорило о том, что ее владелец – последний мужчина в своем роду. Но бывали случаи, когда серьги носились в обоих ушах.

Во все времена казаки были образцом мужества и героизма, патриотизма и верности для своих современников и для новых поколений. Все эти качества и привлекали к ним особое внимание художников-живописцев от Репина, Сурикова, Васильковского и до современных мастеров жанровой живописи.

Казачество на полотнах русских художников-классиков

Говоря о казачьей вольнице, первым, что приходит на ум — это безусловно, полотно Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», ставшее символом запорожского казачества.

Невозможно также не вспомнить и известные живописные работы Василия Сурикова, потомственного сибирского казака. Это и знаменитое полотно «Покорение Сибири Ермаком» (1895г.) и «Степан Разин» (1906).

Запорожские казаки в живописи Сергея Васильковского (1854-1917)

Сергей Иванович Васильковский украинский живописец родом из Харьковской губернии. Его работы, посвященные запорожским казакам, вошли в историческую летопись Запорожской Сечи как одни из самых ярких эпизодов истории Украины.

И такой интерес не случаен: казаки сыграли ведущую роль в развитии государственности, сформировали богатейшие традиции, основанные на глубокой вере в покровительство Богородицы, вывели свой собственный кодекс чести.

Казаки в творчестве Рубо Франца Алексеевича

Рубо Франц Алексеевич, выдающийся русский художник-баталист. Автор знаменитой панорамы «Бородинское сражение». Немалая доля его работ посвящена русским и украинским казакам.

Казаки в живописи Юзефа Брандта

Уникальны многие полотна и рисунки польского художника Юзефа Брандта, на которых он отразил жизнь казаков от бытовых сценок до боевых схваток и сражений.

Справедливости ради нужно отметить, что образы казаков изображены исторически правдиво, так как Брандт много лет провел на Украине специально занимаясь изучением истории казачества.

Казацкая вольница на полотнах Андрея Ляха

Романтизированный образ казацкой вольницы нашел свое отражение во многих живописных работах современного художника Андрея Ляха.

Интересные факты о полотне «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина можно прочесть в обзоре

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

Добавление комментариев запрещено правилами блога. Разрешено только: модераторам, участинкам блога, зарегистрированным пользователям

Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:

Какие народы носили оселедец, кроме запорожских казаков?

В России и Украине длинный висячий чуб считается исключительно прической запорожских казаков, отличавшей их от всех соседей – татар, турок, поляков и русских. В действительности все было несколько сложнее. Мы даже достоверно не знаем, от кого казачки заимствовали свою столь непрактичную и неудобную, но яркую прическу: то ли от древнерусских варягов, то ли от тюрок-кочевников, среди которых и зародилась Запорожская Сечь.

В этой статье хочу рассказать, у каких народов, кроме казаков, также использовался оселедец.

Тюрки и другие народы Великой степи

Сейчас уже сложно установить, кто из них первый придумал выстригать волосы на голове, оставляя только один клочок. Но уже гунны, ко время своих европейских походов выглядели подобным образом, а это III-IV век.

У кочевников эта прическа называлась айдар и служила их отличием от окружающего земледельческого населения. Связана она была с их древней языческой религией – тенгрианством и была призвана защитить от злых духов.

Византийский литератор Лев Диакон оставил описание внешности варяжского князя Святослава, воевавшего против греков на Дунае: «Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос – признак знатности рода».

Викинги из Нормандии – захватчики Британских островов, тоже выглядели подобным образом, о чем сохранилось множество рисунков и описаний. Впрочем, они только следовали моде своих скандинавских собратьев. В 793 году англосакс Алкуин, ставший приближенным Карла Великого, писал королю Нортумбрии Этельреду, что зря он и его приближенные заимствовали внешний вид и прическу викингов. Это считалось недостойным христиан. «Посмотрите на своё платье, способ ношения волос, роскошные привычки принцев и ваших людей. Посмотрите на свою стрижку бороды и волос, неужели, вы хотели походить на язычников. Тебя не пугает ужас тех, за чьей модой ты хотел следовать?», — так упрекал он короля.

После завоевания арийскими племенами полуострова Индостан в XII-VII веках до нашей эры, пришельцы установили систему каст и варн, которая препятствовала их растворению в коренном населении. С некоторыми изменениями она сохранилась и сейчас, спустя тысячелетия. Высшую ступень в местной иерархии занимают служители культа брахманы. Они отличались от других, незнатных людей кучей признаков. В том числе, для них было характерным ношение прически шикха, которая могла быть любой длины. Только человек с шикхой имел право участвовать в жертвоприношениях – главном элементе индийской религии.

Читать еще:  Последний лед. Закрытие сезона на Увильды.

На гербах городов Центральной Европы имеется множество поверженных их жителями врагов, чей внешний вид повторяет облик запорожцев – висячие усы и стриженая голова с оселедцем. Тем не менее, достоверно известно, что это не казаки, а турецкие янычары.

Созданное из пленных христианских мальчиков султанское войско следовало древней моде степняков, которую то ли сохранили сами турецкие кочевники, то ли позаимствовали у крымских татар, ставших турецкими вассалами.

Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки! Автору будет очень приятно. Пишу здесь об истории и современности Украины, о ее жителях и их отношении к происходящему в стране и мире.

СТАРИННАЯ КАЗАЧЬЯ КУХНЯ

Источник: Svetlana Davidkina

Перед вами рецепты. которые пришли к нам из далекого прошлого. Многие из них сегодня забыты. Но у донской старинной кухни есть свой колорит.
Попробуйте, и вы это почувствуете.

КАРП С БЕЛЫМ СТОЛОВЫМ ВИНОМ (начало XIX века, Ростов).

Куски крупного карпа с молоками, нарезанные 2 сельдерея, 4 петрушки, 4 кислых огурца, 2 мускатных цвета, сложить в кастрюлю, посыпать простым и английским перцем, залить огуречным рассолом пополам с белым вином. Тушить на слабом огне. Ложку масла смешать с ложкой муки, развести процеженным соусом из-под рыбы и облить рыбу на блюде.

КРУГЛИК (станица Старочеркасская, XVIII век).

Молотое мясо смешать с рубленым мясом цыплят, обжарить с корнями петрушки на гусином или утином жиру. Приготовленное для пирога тесто раскатать на большой сковороде, на него разложить слоем приготовленный фарш. Запечь в духовке или печи. Следить за сочностью.

ТАРАНЧУК (Обед из кухни нижнего Дона, XVIII-XIX вв.).

Мелкие кусочки мякоти баранины обжаривают в кипящем масле. Укладывают в горшочки, заливают овощным бульоном и добавляют нарезанные картофель, морковь, корень пастернака, пряности и тушат до готовности с добавлением бараньего жира, стручка жгучего перца и уксуса по вкусу.

СОЛЯНКА КАЗАЧЬЯ (район станицы Старочеркасской, XIX век).

Килограмм мелко рубленой свинины, 150 граммов шпига, две дольки чеснока, головку лука, немного бульона тщательно перемешивают и начиняют тонкую свиную кишку с перевязкой через четверть. Отварить в подсоленной воде 15 минут. Затем жарить в свином жиру с квашеной капустой.

КУЛЕШ РЫБАЧИЙ (известен издавна, записан в хуторе Веселом).

Промытое пшено варится 10 минут. Отдельно отваривается соленая рыба (чаще — сула). Ее разделывают на мелкие кусочки. Отваренное пшено заправляют луком, жаренным на растительном масле, кусочками рыбы, зеленью, тщательно перемешивают.

ПИРОГ ПОХОДНЫЙ (Из кухни Среднего Дона, XVIII-XIX вв.).

Кусок мякоти свинины, говядины или баранины начиняют кусочками чеснока и обжаривают в духовке или печи до готовности. Режут слоями толщиной в сантиметр и кладут на раскатанное тесто (для пирога). Сверху укладывают резаные помидоры, заливают жиром м обжаренным луком и накрывают сеткой из теста. Пекут в духовке или печи до готовности.

КАША И ЛАПША (которым более трехсот лет, Средний Дон).

Пшеничная каша сваренная на молоке, заправляется сюзьмой и изюмом.

Круто сваренная лапша заправляется обжаренным луком с мелкими кусочками дикой утки. Подается с моченым терном.

ОБЕД В ОДНОЙ КАСТРЮЛЕ (станица Старочеркасская, XIX век).

Мякоть свинины, посоленную и поперченную, обжаривают в кипящем жиру. Укладывают в чугунок или толстую кастрюлю, вместе с нарезанным картофелем, белым корнем, морковью, 2-3 луковицами, доливают холодной воды и тушат. Перед готовностью добавляют резаные помидоры, моченый терн, 2-3 гвоздики.

ПОСТНЫЙ БОРЩ (Средний и Нижний Дон, XVIII век).

На медленном огне варится несколько крупных сырых луковиц.
Затем их вынимают и в бульон закладывают шинкованные капусту, морковь, пастернак, картофель, стручки зеленой фасоли (гороха). Перед готовностью добавляют толченый чеснок, лавровый лист, перец и заправляют обжаренным на растительном масле луком и зеленью.

УХА ПО-СТАРОЧЕРКАССКИ (Средний Дон).

Мелкая рыба, ёрш, окунь, плотва, красноперка, уклея, потрошится, удаляются жабры. Заливается холодной водой. Добавляются лук, соль, специи. Варится на медленном огне 40-60 минут. Уксус — по вкусу.

УХА ПО-ЕЛИЗАВЕТИНСКИ (Нижний Дон, станица Елизаветинская).

Рыба потрошится, удаляются жабры. В холодную воду укладываются рыба, крупно резанные 2-3 картофелины, луковица, 2-3 помидора, специи. Перед готовностью добавляется зелень укропа и петрушки.
К столу подаются только бульон и отдельно куски сваренной и политой соленым рыбным бульоном рыбы.

РЫБА, НАЧИНЕННАЯ КАШЕЙ (Нижний Дон, станица Елизаветинская, XVIII-XIX вв.).

Донскую рыбу /лещ, сазан, карп/ чистят и потрошат. Отделяют икру и смешивают ее с полуготовым рисом или пшеном. Тушку рыбы час выдерживают в белом вине. Начиняют икрой с кашей и укладывают в глубокую сковородку. Заливают подсолнечным маслом и обжаренным луком и бульоном из мелкой рыбы и тушат. Специи — по вкусу.

ЛЕЩ, ЗАПЕЧЕННЫЙ С КАШЕЙ (известен издавна, особенно на Нижнем Дону).

Крупного леща очищают от чешуи и внутренностей. Начиняют пшенной кашей, перемешанной с икрой. Зашивают. Запекают в духовке или печи, следят за сочностью. Можно время от времени смазывать сливочным маслом.

РЫБА ДОНСКАЯ, ТУШЕНАЯ (станица Елизаветинская, XVIII-XIX вв.).

У донской мелкой рыбы отрезать головы и хвосты. Выпотрошить, хорошо промыть, посолить, уложить спинками вверх в чугунную кастрюлю. Залить по 1/3 стакана воды и уксуса, 1/2 стакана растительного масла, положить лавровый лист и душистый перец.
Тушить на слабом огне 3,4-5 часов, пока испарится масло.

СОЛЯНКА РЫБНАЯ (Ростов, XIX век).

Луковицу мелко изрубить, обжарить, всыпать полторы ложки муки и еще обжарить, развести водой. В соус заложить мелкие куски рыбы, лавровый лист, перец, 10 оливок, 10 мелко резанных шампиньонов, 2 соленых огурца, немного свежей и кислой капусты.
По готовности добавить по вкусу огуречного рассола, сметаны, посыпать зеленью, протушить.

РАКИ ПО-ПРАЗДНИЧНОМУ (станица Елизаветинская, XIX век).

Влить в кастрюлю с водой полтора стакана свежей сметаны, половину стакана красного крепкого вина, положить ложку сливочного масла, немного соли, тмина и укропа. Как только закипит, вложить 20-30 раков, накрыть крышкой и варить 30 минут.

ЛЕЩ С ХРЕНОМ И ЯБЛОКАМИ (Средний Дон, XVIII век).

Леща разрезать, посолить, залить кипящим слабым раствором уксуса. Подержать под крышкой 5 минут. Бульоном из кореньев петрушки, сельдерея, моркови, 2 луковиц, залить рыбу в кастрюле и потушить на сильном огне. Ломтики рыбы выложить на блюдо и переложить тертым хреном с кислыми тертыми яблоками и дольками лимона.

ЩУКА ПЕЧЕНАЯ СО СВИНЫМ САЛОМ (Средний Дон, XVII век).

Крупную щуку очистить, посолить, покрыть ее тонкими пластинками свиного сала, обвязав его нитками. Жарить на вертеле, поливая при этом стекающим соусом. Огонь — не жаркий, желательно перегоревшие угли.

СТЕРЛЯДЬ НА ШАМПАНСКОМ (Редкое блюдо из XVIII века).

Очистить фунта 3-4 стерляди, разрезать на куски, вымыть, протереть салфеткой, уложить в один ряд в серебряную кастрюльку. Положить 1/4 фунта сливочного масла, соль, сок 1/2 лимона. Влить 2 ст. шампанского. Вскипятить и тут же подавать к столу.

ЧАПРА ДОНСКАЯ (станица Старочеркасская, XVIII-XIX вв.).

В банку или горшок уложить сырыми: 3 болгарских перца, половину горького, несколько помидоров, три дольки чеснока, ветку укропа, острогон, лавровый лист. Сварить томатный сок и залить им овощи. Плотно закрыть крышкой и пастеризовать 10-15 минут. Приправа к разным мясным и рыбным блюдам.

ПРЯНИКИ ДОНСКИЕ (Нижний Дон, XIX век).

На фунт разогретого нардека или меда добавить столовую ложку соды и полтора фунта муки. Замешать в крутое тесто и оставить в комнате на двое суток. Затем перемешать и раскатать в пласт, резать формочкой и уложить на политую маслом сковороду. Верх смазать взбитым яйцом или посыпать сахарной пудрой с изюмом.

КВАС ИЗ ТЕРНА (станица старочеркасская, XVIII-XIX вв.).

Протереть 1 кг терна. Отжимки залить 4 л воды, прокипятить 15 минут. Остудить, процедить и всыпать 300 г. сахара, вновь вскипятить. Сироп охладить и влить терновый сырой сок. Добавить 15 г. дрожжей, размешать, разлить по бутылкам, плотно закрыть пробками, и выдержать 5 дней.

ХЛЕБНЫЙ КВАС (г.Ростов-Дон, XVII-XIX вв.).

Килограмм ржаных сухарей залить 8-10 литрами кипятка, закрыть плотно, дать выстоять 4-5 часов. Процедить, затем добавить 25 г. дрожжей и 300 г. сахара. После появления пены процедить вторично и разлить в бутылки, вложить в каждую 3-4 изюминки и плотно закупорить, выдержать 3 дня.

НАПИТКИ ОСВЕЖАЮЩИЕ (хутор Веселый, XVIII век).

В чашку капустного рассола всыпать по щепотке черного и красного перца, чайную ложку разведенной горчицы. Перед употреблением добавить половину чайной ложки питьевой соды.

Стакан сюзьмы /кислое молоко/, растворить в стакане холодной воды. Добавить изюм и немного ванили.

Читать еще:  Ловля сельди. ЛОВИМ КОНКРЕТНУЮ РЫБУ.

НАПИТКИ С МОЧЕНЫМ ТЕРНОМ (известны издавна).

  • Смешать один стакан моченого терна, 3 стакана крепкого кофе. Мед — по вкусу.
  • Половину стакана сюзьмы смешать с половиной стакана моченого терна и разбавить водой.

НАПИТКИ ИЗ ТРАВ (старинные народные средства).

  • В кувшин /2,5 литра/ опустить по столовой ложке чебреца, донника, мяты, две гвоздики, кусочек имбиря, две ложки чая. Вскипятить и процедить. Добавить мед по вкусу. Пить горячим.
  • На 2,5 литра воды щепотку мяты и чая, две гвоздики, две рюмки красного вина. Пить горячим.

НАПИТКИ С ДОНСКИМ ВИНОМ (Средний Дон, XVIII-XIX вв.).

Липовый цвет, чебрец, мяту крепко заварить, процедить, добавить равный объем белого вина. Пить горячим.

Смешать стакан донского вина, 2,5 стакана горячего молока, столовую ложку меда.

ВИШНЕВЫЙ МОРС (Средний Дон, XVIII век).

Насыпать полный горшок спелых вишен, обвязать ветошью, обмазать тестом, поставить в печь после хлебов. На другой день вынуть, откинуть на решето, дать соку стечь. Ягоды протереть. На 2 ст. пюре — 1 ст. сахара. Взбить до растворения сахара, поставить на лед.

СМОКВЫ ИЗ ВИНОГРАДА (Ростов, Нижний Дон, XVIII век).

Сварить сироп из одного стакана воды и сахара. В горячем сиропе обмакнуть некрупные грозди винограда, затем обвалять их в сахарной пудре и обсушить в легкой печи или духовке. Хранить в сухой закрытой банке.

НАРДЕК (арбузный мед) (Нижний Дон, XVIII век).

Мякоть спелых столовых арбузов отжать, пропустить через пресс. Слить в эмалированный или медный таз. Поставить на огонь и довести до кипения. Постоянно помешивая, варить на слабом огне, уваривая до 1/8-1/10 объема. Хранить мед в сухих стеклянных банках в прохладном месте.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Оселедец — это прядь волос на выбритой голове, более известное название — чуб. История возникновения оселедца до конца не ясна, но есть самый популярный вариант: удобство (по религиозным соображениям брить голову налысо было нельзя, а так как его носители были частенько в военных походах, волосы содержать в хорошем состоянии было сложно, легко можно было обзавестись вшами, так что чуб — нечто среднее между традициями и суровой реальностью)

Вот так кое кому не повезло в свое время с евроинтеграцией. Вы думаете, что этот герб какое то исключение ? Давайте посмотрим еще …

Дверная ручка в замке Глубока в Южной Богемии представляет собой деталь фамильного герба Шварценбергов. Ворон выклёвывает глаза бедолаге c оселедцем.

Кутна Гора, Богемия. Украшенная статуями терраса перед иезуитским колледжем напоминает Карлов мост (в своё время этот город соперничал с Прагой, как Тверь соперничала с Москвой). Cтатуя Людовика IX Святого в окружении его пленников. Людям с оселедцами опять не повезло.

Варшава, Польша. Памятник Яна III Собесского, спасителя Вены от азиатского нашествия. Обладателю оселедца и на этот раз не повезло. Вместе со своим собратом в чалме он оказался под копытами королевского коня.

Вена, Австрия. Собор св. Стефана. Xороший человек (св. Франциск) попирает ногами поверженного врага рода христианского. Как обычно, человеку с оселедцем не повезло.

Ла-Валетта, остров Мальта. Гробница Николаса Котонера, Великого магистра Ордена мальтийских рыцарей. Семейство Котонеров – аристократия примерно одного уровня со Шварценбергами. И эти старые звери до сего дня никуда не делись из европейской политики (например, один из Котонеров был воспитателем только что отрекшегося испанского короля Хуана-Карлоса I). Бюст великого магистра поддерживают атланты-невольники. Один из товарищей по несчастью – ярко выраженный негроид, второй – обладатель ярко выраженного оселедца. Похоже, людям с оселедцами катастрофически не везло по всей Европе.

Добро пожаловать в Еврoпу или С оселедцем вход воспрещён. Ещё одна деталь декора одного из шварценбергских замков.

Ну и немножко по гербам…

Герб венгерского города Хайдудорог

Герб молдавского города Сороки

Герб Нитрянского края (Словакия)

Герб села Мокрин (Сербия, край Воеводина)

Герб венгерского города Хайдунанаш (Hajdúnánás)

Родовой герб одного из богатейший родов Австрии немецкого происхождения, владевшего в свое время практически всей Южной Чехией, и сыгравшего значительную роль в истории Европы – это герб рода ШВАРЦЕНБЕРГ.

Сербия герб город Кикинда.

Герб сербской общины (населённый пункт) Вршац

У многих наверное этот чуб ассоциируется с казаками, украинцами, запорожцами, но это не полный список. Давайте попробуем разобраться, кто это изображался на гербах и памятниках.

Описание памятника Яну lll Собескому в Варшаве, из оф. источника. «Памятник великому королю-воину, который в сражении под Веной остановил завоевание Центральной Европы Османской империей. Памятник был возведен в 105 годовщину венской битвы, а его торжественное открытие состоялось 14 сентября 1788 года. Автора скульптуры вдохновил барочный памятник королю, находящийся на площади в Виланове. Монумент высотой примерно 4 метра изображает короля на коне в рыцарских доспехах и шлеме с плюмажем, ликующего над побежденными турецкими солдатами. По бокам находятся щиты с надписями на двух языках: по-польски и по-латыни. Они опираются на турецком трофейном оружии. » С середины XIV в. османы стали настоящим кошмаром для Европы. Ужас этот длился несколько столетий, и особенно сильно страдали от турецких нашествий балканские страны и Венгрия. О многовековой борьбе с захватчиками в Сербии, Венгрии, Румынии и других государствах этого региона помнят до сих пор. Об этом свидетельствуют некоторые городские гербы.

Вот, к примеру, герб сербского Мокрина. На нем изображен лев — символ борьбы за православную веру. В одной руке у него сабля, а в другой — отрубленная голова с «оселедцем». По виду она принадлежит украинскому казаку, но двух толкований в данном случае быть не может, потому что сербы воевали именно с турками. Да и в описании этого герба сказано, что лев держит именно голову турка.

Еще один герб (тоже сербский) — символ города Кикинда. На этой эмблеме присутствует рука в рыцарском доспехе, держащая саблю. А на клинок насажена голова с чубом. Это тоже часть тела турка, видимо, павшего от руки храброго граничара, защищавшего от осман границы габсбургской державы. Герб город получил аж в 1774 году, и именно с головой турка. Ведь эту территорию отвоевывали у Османской империи.

Другой пример. Венгерский город Хайдунанаш. Авторы его герба оказались более «кровожадны», чем их сербские коллеги и украсили изображение не одной, а сразу двумя отрубленными головами. У каждой из них по «оселедцу». Носили эти головы все те же турецкие воины.

Чубатую турецкую голову можно встретить и в Чехии. Для этого нужно оказаться в замке Глубока-над-Влтавой. Дверь, ведущую в замок, украшает дверная ручка в виде отрубленной головы (все с тем же «оселедцем»), которую к тому же клюет ворон. Эта дверная ручка вовсе не является плодом чьей-то нездоровой фантазии. Замок принадлежал княжескому роду Шварценбергов, на гербе которых «красовались» три головы при трех воронах. История появления их в дворянской геральдике довольно интересна. В 1598 г. Адольф Шварценберг одержал победу под венгерским городом Дьёром (немецкое название — Раабе). Согласно легенде, после битвы его взору предстала такая картина: на отрубленную голову турка уселся ворон и начал выклевывать ему глаза. Шварценбергу эта сцена врезалась в память и он рассказал о ней Рудольфу II, императору Священной Римской империи. И тот в знак признания заслуг победителя при Дьёре повелел тому поместить эту картинку на свой герб.

Также стоит сказать, что головы с «оселедцами» можно встретить не только в символике Мокрина, Кикинды, Хайдунанаша и на гербе Шварценбергов. Но главное в другом: в том, что несколько веков назад чуб, который мы считаем обязательной принадлежностью украинского казака, воспринимался в Европе совсем иначе: «оселедец» для сербов, венгров и немцев был отличительным знаком турецкого захватчика.

Хотя конечно есть и такое мнение, что в Европе особо не отличали казаков от турок. И были на то причины: ведь, как известно, казаки не только рубились с турками друг против друга, но и плечом к плечу. Зачастую нанимались в войско повоевать да пограбить. После разгрома Сечи часть запорожских казаков ушла к туркам — за Дунай. И как не прискорбно это сознавать большинство этих казаков были наемниками и воевали на стороне турок. Их ненавидели даже больше, чем турок, ибо были они жестоки и безжалостны. Европе было, по большому счёту, все равно, чей там оселедец и чьё «варварское» наречие.

Источники:

http://www.oblepiha.com/tematicheskaya_statya/309-starym-kazachim-sposobom.html
http://www.liveinternet.ru/users/koteroza/post278814851
http://kulturologia.ru/blogs/210418/38658/
http://zen.yandex.ru/media/id/5ca0d66be616c900b3ef7dc1/5cb8111e51095b00b39e279d
http://kuking.net/8_254.htm
http://masterok.livejournal.com/1929539.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector