Наверху, где кончается жизнь… — Песни о рыбалке
Наверху, где кончается жизнь… — Песни о рыбалке
Борис Саксонов песня – “Окуневая рыбалка”
Ах рыбалка окуневая
Дело это очень клевое
Полосатые разбойники
Отгрызают силикон
И улыбка появляется,
И проблемы забываются,
И вершинка изгибается,
А значит это снова он.
А я снова на рыбалке,
С ультралайтовою палкой,
Для головки двухграммовой,
Подбираю твистерок…
Помню технику проводки,
И не пил сегодня водки,
И забросить помогает
Легкий южный ветерок.
А кто-то щуку обожает,
А окуней не уважает.
Он их не чистит и не любит,
И сам себе он портит жизнь…
Не рассказывай мне басен,
Ну, а если не согласен, –
С тем что окунь самый вкусный
Так пойди и утопись.
В общем окунь рыба супер,
Хоть не басс он и не групер,
И хоть в отличие от щуки
Нет у окуня зубов…
Ах завидуйте мне люди,
Окунь бьет а значит будет,
И отличная рыбалка,
И ушица будь здоров…
Вилену Ивановичу Токареву сегодня 77!
текст песни Вилли Токарев – Спортивная Рыбалка
Я увлекаюся спортивною рыбалкой.
Ловлю я рыбу в дождь, жару и снег.
И не отвадишь от рыбалки даже палкой.
Люблю рыбалку как спортсмен, как человек.
[Припев]
Эх, хвост, чешуя
Не поймал я ничего.
А тут с друзьями на рыбалке так нажрались,
Что побросали наши удочки в кусты.
А рыбы подлые как лошади смеялись,
Что наши ведра были к вечеру пусты.
Однажды баба заказала мне сазана.
Как никогда вдруг натянулася блесна.
Со дна я вытащил живого партизана.
Не знал он бедный, что закончилась война.
А тут случайно я крючком поймал русалку.
Я это помню, это было как вчера.
Крючок я бросил, бросил леску, бросил палку.
А в результате я поймал лишь три пера.
Намедни я ловил с рассвета до рассвета.
Поймал мешок я кистеперых окуней.
Пришел домой под утро, бабы дома нету.
И партизан, подлец, ушел конечно с ней.
И как рыбак я был наверно невезучий.
Вы не поверите, но я не стану врать.
Заброшу к черту этот рыбий спорт вонючий.
Пойду туда, где учат в шахматы играть.
Эх, чтоб твою мать,
Буду в шахматы играть.
Эх, чтоб твою мать,
Буду в шахматы играть.
Песня – «Зимняя рыбалка»
Песня Бориса САМСОНОВА для фильма “Зимняя рыбалка”. Обо всем, из-за чего мы выходим на лед.
Увлечение мое странное
И простое как лед нетающий
И любимое и желанное
Непонятное окружающим.
Ну а мне ничего нет радостней,
Как пройтись по туману снежному
Мотыля нацепить и молча ждать
И смотреть на кивок с надеждою.
Ах, рыбалка ты моя зимняя
Километры снега и метры льда
Моя трудная и красивая
Заболел тобою я навсегда.
Ты и радость моя и бедствие
Отдых мой, что активнее некуда
Ты причина моя и следствие
И услада ты и моя беда.
Эх да это же наслаждение
Наловить со льда вертких окуней
И наслушаться снегопения,
Наглядеться вдаль, что небес белей.
Оторваться и обкуражиться
И устать, чтоб болели плечи
И петь песенку , что привяжется
И домой возвратится к вечеру.
Ворона – Река золотых Зорь.
“Рыбалочка подледная”, исполнитель – Владимир Кузнецов
Слова песни – Владимир Кузнецов, Алексей Бурда
Музыка – Владимир Пресняков – старший
Замерзают ноги, задубели руки
И торчит сосулькой посиневший нос
А колючка вьюга, голосом супруги
Ну куда же снова, чёрт тебя понёс
Не кори родная, что не променяю
На тахту и телик, я свой интерес
А чего крупнее, если не поймаю
Главное не это, главное … главное процесс
Рыбалочка подлёдная, гуляй душа свободная
Пускай над лункой кружится, студёный ветерок
Сижу весь замороженный, но только, что положено
Ты не боись родимая, я в целости сберёг (2 раза)
Мог остаться дома, мог махнуть налево
Оцени мой подвиг, в стужу и снега
И не грех немного, просто для согрева
Выпить за рыбалку, и за рыбака.
На центральном рынке, за любые бабки
Не купить такого, сладкого ерша
Замерзают ноги, и сугроб на шапке
Леденеют руки, но поёт … поёт душа.
Александр Абакумов- добыча (про рыбалку).
Ловил я много разных рыбок,
Я знаю клёвые места.
Где море девичьих улыбок,
Поймать чего-то как с куста.
Но только ты, рыба моей мечты!
Только ты рыба моей мечты!
Но только ты, рыба моей мечты!
Только ты рыба моей мечты!
Когда клюёт, тогда полсотни
Могу я за ночь натаскать.
От Ленинградки и до Капотни
Гуляют стаи всяких Тань и Кать.
Ловил я много, ловил я часто,
Пираний тоже я ловил.
А как-то раз с огромной пастью
Попался прямо крокодил.
Только ты…
Только ты…
Только ты…
Только ты…
Только ты…
Только ты…
Только ты…
Только ты…
Что-то не слышал такую песню, может как-то по другому называется?
Где водятся подлещики
Автор и исполнитель: Потехин Иван (aka Айвен)
Где водятся подлещики,
Где водятся подлещики,
Где водятся подлещики,
Ах, как же их найти?
Чем кормятся подлещики,
Чем кормятся подлещики,
Чем кормятся подлещики,
Стараясь подрасти?
Где водятся подлещики,
Где водятся подлещики,
Где водятся подлещики,
Где этот водоём?
Чем кормятся подлещики,
Чем кормятся подлещики,
Чем кормятся подлещики –
А всем, что мы даём!
Весна когда-нибудь случается,
Под солнышком сугробы тают,
И долгая зима кончается,
А с юга птицы прилетают.
И зажурчат потоки вешние,
А солнышко растопит льды,
И засверкает гладь безбрежная,
И я бегу ловить,
И я лечу ловить,
Я так хочу ловить, а ты?
Где водятся подлещики,
Где водятся подлещики,
Где водятся подлещики,
Ах, как же их найти?
Чем кормятся подлещики,
Чем кормятся подлещики,
Чем кормятся подлещики,
Стараясь подрасти?
Где водятся подлещики,
Где водятся подлещики,
Где водятся подлещики,
Где этот водоём?
Чем кормятся подлещики,
Чем кормятся подлещики,
Чем кормятся подлещики –
А всем, что мы даём!
В воде подлещики встречаются,
И все про их капризы знают,
Но все же чудеса случаются –
И их наживка соблазняет!
На крыльях веры в невозможное
Я воплощу свои мечты –
Они, конечно, осторожные,
Но я поймаю их,
Но я поймаю их,
Но я поймаю их, а ты?
Где водятся подлещики,
Где водятся подлещики,
Где водятся подлещики,
Где этот водоём?
Чем кормятся подлещики,
Чем кормятся подлещики,
Чем кормятся подлещики –
А всем, что мы даём!
Намесишь что-то небывалое,
Накроешь стол ему на бровке,
Теперь для счастья нужно малое –
Как на иголках, ждешь поклёвки.
Согнется квивертип у фидера
Иль мягко дрогнет поплавок,
И у подлещика нет выбора –
Сопротивляется,
Вглубь устремляется,
Но отправляется в садок!
Где водятся подлещики,
Где водятся подлещики,
Где водятся подлещики,
Ах, как же их найти?
Чем кормятся подлещики,
Чем кормятся подлещики,
Чем кормятся подлещики,
Стараясь подрасти?
Где водятся подлещики,
Где водятся подлещики,
Где водятся подлещики,
Где этот водоём?
Чем кормятся подлещики,
Чем кормятся подлещики,
Чем кормятся подлещики –
А всем, что мы даём!
О песне Цоя Кончится лето
Я выключаю телевизор,
Я пишу Тебе письмо
Про то, что больше не могу
Смотреть на дерьмо,
Про то, что больше нет сил,
Про то, что я почти запил,
Но не забыл Тебя.
Про то, что телефон звонил,
Хотел, чтобы я встал,
Оделся и пошёл,
А точнее, побежал,
Но только я его послал,
Сказал, что болен и устал,
И эту ночь не спал.
Я жду ответа,
Больше надежд нету.
Скоро кончится лето
Это.
А с погодой повезло –
Дождь идёт четвертый день,
Хотя по радио сказали –
Жаркой будет даже тень.
Но, впрочем, в той тени, где я,
Пока и сухо и тепло,
Но я боюсь пока.
А дни идут чередом –
День едим, а три пьём,
И в общем весело живём,
Хотя и дождь за окном.
Магнитофон сломался,
Я сижу в тишине,
Чему и рад вполне.
Я жду ответа,
Больше надежд нету.
Скоро кончится лето
Это.
За окном идет стройка –
Работает кран,
И закрыт пятый год
За углом ресторан.
А на столе стоит банка,
А в банке – тюльпан,
А на окне – стакан.
И так уйдут за годом год,
Так и жизнь пройдёт,
И в сотый раз маслом вниз
Упадёт бутерброд.
Но, может, будет хоть день,
Может будет хоть час,
Когда нам повезёт.
Я жду ответа,
Больше надежд нету.
Скоро кончится лето
Это.
При поверхностном рассмотрении может показаться, что у Виктора просто было плохое настроение, и он со скуки написал бытовую песню. Тут и телевизор, и телефон и плохая погода дождливая на улице и сломанный магнитофон и стройка надоевшая за окном, и закрытый ресторан и банка с тюльпаном и стакан пустой на окне. А в заключение описания всех этих кухонных прелестей упавший маслом вниз бутерброд.
Но, если войти в тревожный трагический ритм этой песни, становится понятным, что предметы внешнего мира удивительно точно определяют мрачное состояние, и не только души автора, но и, что гораздо важнее, внешних уже необратимых изменений социального мира. Эти изменения чужды мятущейся в предчувствиях неизбежного зла душе Цоя.
Эта песня звучит как письмо к Богу! Это письмо о том, что больше уже нету надежд! О том, что лето советской власти – откровенной и открытой жизни на исходе. Скоро всё то, что связывает с искренней жизнью закончится. А в песне “Красно-жёлтые дни” Виктор споёт, что после последних дождливых и пасмурных дней лета:
После красно-жёлтых дней
Начнётся и кончится зима.
Горе ты моё от ума,
Не печалься, гляди веселей.
А мне приснилось – миром правит любовь.
А мне приснилось – миром правит мечта.
И над этим прекрасно горит Звезда.
Я проснулся и понял: беда.
И в песне “Звезда” того же времени, что и две предыдущие Виктор споёт:
Ночь пришла, а за ней гроза,
Грустный дождь да ветер шутник.
Руки в карманы, вниз глаза
Да за зубы язык.
Ох, заедает меня тоска,
Верная подруга моя.
Пей да гуляй, пой да танцуй,
Я с тобой пока.
В небе над нами горит Звезда.
Некому кроме неё нам помочь
В тёмную, тёмную, тёмную
Ночь.
Да, недаром Виктор уговаривает себя: “Горе ты моё от ума, не печалься, смотри веселей!”. В то дождливое скорбное лето 1990 года всё уже было предопределено, всё должно было закончится. Об этом и песня “Кончится лето”.
“Я выключаю телевизор, Я пишу Тебе письмо Про то, что больше не могу Смотреть на дерьмо, Про то, что больше нет сил, Про то, что я почти запил, Но не забыл Тебя” – Нельзя больше смотреть на ложь и подлог. Нет больше сил участвовать во всеобщей лжи. Нужно перестать плавать в дерьме. И пьянство не спасает от бессилия и смерти того, кто познал Бога.
“Про то, что телефон звонил, Хотел, чтобы я встал, Оделся и пошёл, А точнее, побежал, Но только я его послал, Сказал, что болен и устал, И эту ночь не спал” – Социум звонком безличного телефона (частый образ в поэтике Цоя) хотел отобрать у Виктора Свободу, хотел чтобы Виктор оделся в его одежды и шёл по дороге смерти вместе со всеми, убегая от себя и Бога, но Виктор ушёл в своё одиночество, несмотря на болезненную уже усталость от него и раскрыл в Ночь к Богу глаза.
“А с погодой повезло – Дождь идет четвертый день, Хотя по радио сказали – Жаркой будет даже тень” – Погода подтверждает конец лета, хотя по радио – сверху лгут о Солнце, оптимистично утверждая, что холодная серая тень станет вдруг теплом и светом.
“Но, впрочем, в той тени, где я, Пока и сухо и тепло, Но я боюсь пока. А дни идут чередом – День едим, а три пьем, И в общем весело живем, Хотя и дождь за окном” – Хоть и отошёл Цой от жизни в тень – удалился от мира. но это, он точно знает, ненадолго.. Смерть и до него неминуемо доберётся в ритме бессмысленных дней в череде сытной пищи, сменяющейся обилием выпивки. В напускной весёлости под унылый шум дождя за ограничивающим пространство жизни окном восприятия холодеющего мира.
“Магнитофон сломался, Я сижу в тишине, Чему и рад вполне” – оборвались связи с умирающим миром. Тишина режет уши, но и этому Виктор рад, потому что знает, что дальше будет ещё более тяжело. Можно сравнить с песней “Эй, ребята, выходите на бой!”, судя по всему более поздней:
И каждый думает, что это сон
И каждый думает, что он спит.
Тебе играет магнитофон
Ему тепло, он снегом накрыт.
Накрыт. Накрыт.
“За окном идет стройка – Работает кран, И закрыт пятый год За углом ресторан” – За окном стройка – “перестройка”, потому и нет веселья, нет праздника жизни уже пятый год, начиная с 1985 года, потому что западный кран оторвал советских людей от родной им земли, и они повисли без какой-либо опоры в пространстве. Идёт перестройка жизни “за окном”, то есть помимо свободной воли советского человека. вне его сознательного восприятия, понимания и участия. Хоть ресторан и закрыт пятый год, но интуиция подсказывает, что для простого народа он закрыт навсегда, потому как особые услуги нынче стали “за углом” нашего зрения и нам его больше не увидеть никогда.
“А на столе стоит банка, А в банке – тюльпан, А на окне – стакан” – На столе, где центральное место столовой, где точка отсчёта вашего домашнего уюта и личной самостоятельности уродливая стеклянная примитивная банка, вместо “хрусталя цветочных ваз”. В банке грубый цветок – одинокий тюльпан, не роза, не нежность, не красота. и от этого руки как-будто сами тянутся к стакану на окне, в надежде что выпивка скроет вид из окна на мерзости новой, чужой и холодной жизни.
“И так уйдут за годом год, Так и жизнь пройдёт, И в сотый раз маслом вниз Упадёт бутерброд” – И так в бессмысленной выпивке пройдут года, за годом год . и вся жизнь. И что не намажешь сверху на чёрствый горький хлеб оскудевшей жизни, пустой и ничтожной – всё упадёт маслом (елеем, лестью, подлогом, ложью) вниз. Этот бутер – умасливание, брод – хлеб не жизнеспособен.
“Но, может, будет хоть день, Может будет хоть час, Когда нам повезёт” – Нет, не будет ни дня, ни часа! Глупо надеяться на везенье, когда всё уже давно падает вниз и оскверняется.
И в подтверждение общего смысла всей песни звучит припев:
“Я жду ответа. Больше надежд нету. Скоро кончится лето Это”.
Да, Виктор твёрдо знал, что “некому нам помочь в тёмную ночь”, что уже ни Звезда в ночи, ни сам Бог нам не поможет, что случилась с его страной “беда”, что Звезда уже не горит, “любовь” и “мечта” миром не правят, а лето кончается, и после “красно-жёлтых дней” осени его Родине предстоит пережить холодную зиму, которая закончится неизвестно когда.
Неочевидная сторона эффекта Даннинга — Крюгера
Многие люди думают, что понимают суть эффекта Даннинга – Крюгера, прочитав его описание где-нибудь в википедии или на любом другом популярном ресурсе. Однако в силу своего низкого уровня квалификации в области социологии часто оказывается так, что они совершенно недооценивают глубину и разнообразие форм его проявления, причём даже у самих себя. Даже читая про этот эффект они не осознают, как далеки от понимания его реального смысла, испытывая в точности то когнитивное искажение, о котором говорится в описании, которое они читают. В социологии есть вещи, осмысление которых требует понимания того, что осмысляешь. О подобных «замыканиях» я буду говорить довольно часто, поскольку они составляют основу наших научных исследований в «Социальном Лесничестве».
Суть эффекта Даннинга – Крюгера, казалось бы, проста: человек в силу своей низкой квалификации в чём-либо склонен переоценивать своё понимание вещей в этой области и при этом не осознаёт свой низкий уровень квалификации. Выражаясь афоризмами, можно сказать то же самое словами Бертрана Рассела:
Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности.
Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества
Ф. М. Достоевскому приписывают также фразу вроде такой:
Дурак, который понял, что он дурак, уже не дурак.
Подобных фраз много. И вот, прочитав такую, наш читатель уже думает, что раз он понимает заложенный в неё смысл, то он уже точно не дурак, что он обладает знанием и понимание настолько, что к нему подобные фразы применять бессмысленно. Удивительно то, что смысл подобных фраз понимают почти все… и почти все думают, что к ним всё это не относится. И почти ко всем как раз относится.
Наша проблема со стороны выглядит примерно так: человек прочитал что-то про эффект Даннинга – Крюгера, проникся мыслью, согласился с ней, быстро нашёл примеры из своей жизни, как он безуспешно пытался объяснить что-то человеку, который ничего не понимает в некоторой области, но упорно пытается спорить, а может быть и себя вспомнил, как он думал, что в чём-то разбирается, пока на самом деле не начал разбираться. Человек этот думает, что понял суть феномена, научился его распознавать и следить за тем, чтобы самому не оказаться его жертвой… и тут же становится очередным образцом, по которому данный эффект можно изучать. Почему? Потому что в силу своей низкой квалификации в области социологии он не видит, что суть данного метакогнитивного искажения гораздо серьёзнее, чем в этих поверхностных описаниях. Я попробую пояснить это здесь хотя бы кратко на примерах со всё увеличивающейся сложностью обнаружения в них эффекта Даннинга – Крюгера. Чем дальше вы будете читать, тем больше вероятность, что вы ничего не поймёте. Далее пойдут абзацы текста, почти не связанные между собой сюжетом, кроме разве лишь наличия в них всё усложняющегося проявления обсуждаемого когнитивного искажения.
Возьмём для начала простейший пример. Пить и/или курить вредно. Те, кто об этом не знают и делают это – яркие жертвы эффекта Даннинга – Крюгера. Многие из них при этом закусывают выпивку «соусом доктора Фокса», который выражается в советах врачей или якобы научных исследованиях. Они не способны осознать, что пить и курить вредно в силу тех же особенностей интеллекта, которые и являются причиной употребления этих ядов (кто не понял, одна из этих особенностей – тупость). То есть, грубо говоря, ситуация такая: умный человек достаточно умён, чтобы не пить и не курить по собственному выбору, а глупый не достаточно умён, чтобы самостоятельно додуматься не употреблять алкогольный и табачный яд, и не достаточно умён, чтобы поумнеть и бросить данные привычки, если они у него были. Перефразирую Ф. М. Достоевского, упомянутого вначале, – если дурак поймёт, что он дурак – он перестанет делать то, что делает его дураком (в данном примере – пить и/или курить).
Идём дальше. Взять, скажем, начинающего фотографа. Ведь не даром по интернету ходят шутки про таких людей, что, дескать, купил зеркалку и уже считает себя профессиональным фотографом, а если купил скальпель – то уже профессиональный хирург. Ведь и правда, с хорошей профессиональной техникой фотографии и правда будут получаться на твердую «четверку с плюсом», если у человека хотя бы руки растут из плеч, а поскольку большинство не в состоянии отличить искусство от ширпотреба, такие фотографии будут оценены выше, чем они того стоят. Не понимая свою низкую квалифицированность в области фотографии, человек тоже не будет осознавать, что по сути его работы – помойка. В эту же категорию примеров попадают начинающие дизайнеры, программисты, частные строители (шабашники) и т. д.
Горе-строитель, у которого в частном доме рухнул потолок, скажет, что «надо было толще арматуру брать», но не скажет, что не сделал расчёт плиты перекрытия на распределённую и сосредоточенную нагрузку, потому что он в принципе не знал о необходимости таких расчётов, а когда его уволят, или когда горе-заказчик пошлёт его лесом, он не будет понимать за что, так как в принципе не способен осознать узость своего понимания строительной механики. Часто такая ситуация возникает с шабашниками, которые не понимают, почему им не платят за работу то, что они якобы заработали. Им невозможно объяснить, почему тот или иной элемент в строительстве они сделали неправильно, потому что у них на всё один ответ «мы так всю жизнь делали, наши деды так делали, и ничего», а фразу «расчёт балки на прогиб» они никогда и не слышали. Корче говоря, объяснить некомпетентному человеку то, что он некомпетентен, невозможно именно в силу его некомпетентности.
Я нередко наблюдал за попытками так называемых «ферматистов» предъявить своё изящное доказательство Великой Теоремы Ферма. С одной стороны, удивляет их настойчивость пропихнуть полную математическую несуразицу, а, с другой стороны, — их неспособность понять аргументы людей, которые действительно понимают математику. Фанатику-ферматисту невозможно объяснить, в чём ошибка в его доказательстве. Он будет с пеной у рта доказывать, что «научная мафия специально не хочет признавать моё доказательство…», будет обвинять математиков в том, что они сговорились и не пропускают талантливых людей в науку, чтобы не потерять свою работу и т. д. Есть довольно много таких обиженных на науку людей, которым в силу их непонимания математики невозможно объяснить, что их «доказательства» не являются доказательствами Теоремы, однако у них есть сайты, где они говорят, что вот, их обижают, их не признают… аналогично дело обстоит с другими учёными, которых сейчас модно называть «альтами» или «альтернативными учёными». Почти все они не владеют логикой, но не способны понять это, так как не владеют логикой.
Некомпетентный начальник, не понимающий основы управления, скорее всего свалит всё на подчинённых, будто это они не справляются с задачей, в то время как он не понимает (и не может понять в силу узости своих представлений), что именно он неверно наладил схему управления. Возможна и другая ситуация: подчинённые в силу своей некомпетентности в области управления будут думать, что во всём виновато управление, не понимая, что это они такие бездарные, что завалили проект. Вообще просто понаблюдайте за людьми, они часто ищут оправдания своих неудач на стороне, а заслуги объясняют именно своими личными качествами.
Здесь, кстати тоже есть интересная особенность нашего общества, попадающая в нашу тему: многие думают, что во всём виновата власть, с другой стороны считают себя достаточно компетентными, чтобы её выбирать и вообще разговаривать о политике, вести кухонные разговоры на политические темы и говорить в духе «надо было этому Путинку так сделать:…» Осознать свою некомпетентность в политической сфере эти люди не могут сами знаете почему.
По данной теме можно вообще привести множество примеров, где описываемый эффект работает в полной мере: от фанатичного увлечения футболом до коллекционирования каких-нибудь монеток, от увлечения компьютерными играми до попыток строить карьерную лестницу в официальной науке (это не все поймут, но когда-нибудь я поясню). Все люди, страдающие подобной ерундой, не способны в силу своей некомпетентности в вопросах нашего жизнеустройства осознать, что занимаются ерундой. Осознание смысла своей жизни и необходимости действовать в соответствии с этим смыслом для них является пустым звуком, потому что уровня их понимания хватает только на ерунду.
Есть такая популярная шутка про марксистов. Марксистов не существует. Человек, который понимает марксизм, никогда марксистом не будет, а тот, который не понимает, марксистом не является. Эта шутка содержит в себе обсуждаемый нами эффект, но она очень не понравится «марксистам»… они её не поймут… сами знаете почему.
Гораздо более сложным является непонимание последствий своих решений в жизни. Есть такое наблюдение, что люди не понимают причины происходящего с ними. Например, человек живёт в плохих условиях, постоянно должен торчать на работе ради каких-то копеек, постоянно что-то в его жизни не ладится. Он не может осознать, в чём именно причина, но часто находит «простые объяснения» тем последствиям, которые всю жизнь и разгребает, которые по сути являются всего лишь оправданиями. Скажем, женщина может найти простое объяснение того, почему она до сих пор «сильная и независимая» в фразе «все мужики козлы», одновременно с этим мужчины могут найти такое же объяснение своих неудач в другой не менее известной фразе. Вообще, любящие поплакать о своей судьбе люди – это все те, кто полностью находится под властью эффекта Даннинга – Крюгера. Осознать причину своих неудач они не могут именно потому, что причина эта – та же самая причина, которая привела их к этим неудачам, то есть неспособность мыслить и принимать правильные решения. Если бы они действительно понимали свою жизнь, не было бы и неудач, не было бы и необходимости плакать. Когда у человека что-то не ладится в жизни, далеко не всегда он способен отыскать длинную-предлинную цепочку причинно-следственных связей, которая, возможно, тянется на многие годы, и отыскать её начало. Почему? Потому что он, в силу узости своих представлений об этом мире, не знает (а если ему сказать, то не поверит), что подобные цепочки действительно существуют и их действительно нужно уметь раскручивать. Они не могут осознать, что каждое действие в этом мире имеет последствия. Причём нередко причина от следствия может отстоять на многие годы и даже десятилетие. Однако это уже сложная тема, она явно требует отдельного разговора.
Ну и последний пример на сегодня (но не последний по своей сложности) – есть люди, которые реально думают, что понимают эффекта Даннинга – Крюгера. Так вот… они его не понимают! Подумайте сами, почему. В качестве подсказки задайте себе вопрос: вот вы прочитали эту статью, и что? Вы думаете, что поняли её смысл? 🙂
Несмотря на вышесказанное, всегда есть способ «проломить» замкнутый круг, образованных эффектом Даннинга – Крюгера. То есть с одной стороны дурак не может стать умным именно потому что дурак, но, с другой стороны, люди умнеют. Из любого замкнутого социологического круга есть выход, то есть можно научиться понимать то, что для своего понимания требует это же самое понимать изначально. «Замыкания» всегда имеют точку входа и выхода. Но как же их отыскать?
Рецензии на книгу « Там, где кончается река »
Чарльз Мартин
Досс Майклз и Эбби Колмэн. Начинающий художник из маленького городка и первая красавица Юга, дочь могущественного политика. Они не должны были встретиться. Не должны были полюбить друг друга. И уже тем более не должны были пожениться!
Но настоящая любовь способна разрушить любые преграды! И Досс с Эбби готовы ради своей любви на все.
Их совместная жизнь начинается как прекрасная сказка, и им кажется, что счастье – вечно. Однако очень скоро им предстоит пережить испытание, справиться с которым под силу далеко не каждому.
Лучшая рецензия на книгу
Когда мне выпала тройка книг в игре, я не хотела читать ни одну из них. Прочитав аннотации, посмотрев оценки и теги книг, я отфильтровала 2 как “не хочу читать совсем” и оставила эту книгу как наименьшее из зол. Я думаю, многим знакомо это чувство, когда кому-то пообещал/поспорил/надо по программе/по игре, а душа вообще не лежит.
Казалось бы – что я такого отталкивающего увидела в аннотации? Любовный роман. Думалось, будет что-то такое розовенькое, сопливенькое, из чего я уже выросла, что меня не трогает.
Как уже можно догадаться по столь долгому вступлению, я получила не совсем то, что ожидала.
В книге описана история любви Досса и Эбби. Он – такой весь нищий начинающий художник, она – вся такая образованная, красивая, богатая. Кажется, миры этих ребят вообще не пересекаются. Но, как оно и бывает – на сцену выходит Случай, который сталкивает героев в одной точке. И оказывается, что вот они уже нашли друг друга.
Тут можно решить, что вот он, хэппи энд. Но нет. Счастье молодых длилось совсем недолго в сравнении с человеческой жизнью. У Эбби обнаружился рак – в книге достаточно деталей о лечении, надеждах, разочарованиях. И о списке желаний, выполнять который и отправляются наши ребята. Так и хочется им кричать – сумасшедшие, вы чего удумали?? умереть в процессе путешествия хотите? Но нет, на самом деле хотят еще немного пожить.
И вот мы отправляемся с ними в путешествие по Сент-Мэрис. Река управляет скоростью передвижения Досса и Эбби – строит им препятствия, или наоборот, помогает. Укрывает и переворачивает лодки. Разливается на много миль и сужается на десяток метров. А вместе со скоростью реки меняется и темп повествования.
А теперь о том, что мне не очень понравилось. Если отложить в сторону тематику рака, то получается очень сладко. Эбби просто вот вообще без изъяна, впишется в любое общество, понравится всем, примет любую ситуацию. И Досс такой же – идеальный принц из женских грез, только что небогатый. И история любви у них такая – богатые родственники против, но они будут вместе всем назло, в горе и радости, болезни и здравии. ну понятно все.
Но там много сражения с болезнью и много реки, что очень удачно разбавляет любовное повествование.
Вот.
Книга прочитана в рамках игры “Кот в мешке. 8 тур”
Когда мне выпала тройка книг в игре, я не хотела читать ни одну из них. Прочитав аннотации, посмотрев оценки и теги книг, я отфильтровала 2 как “не хочу читать совсем” и оставила эту книгу как наименьшее из зол. Я думаю, многим знакомо это чувство, когда кому-то пообещал/поспорил/надо по программе/по игре, а душа вообще не лежит.
Казалось бы – что я такого отталкивающего увидела в аннотации? Любовный роман. Думалось, будет что-то такое розовенькое, сопливенькое, из чего я уже выросла, что меня не трогает.
Как уже можно догадаться по столь долгому вступлению, я получила не совсем то, что ожидала.
В книге описана история любви Досса и Эбби. Он – такой весь нищий начинающий художник, она – вся такая образованная, красивая, богатая. Кажется, миры этих ребят вообще не пересекаются. Но, как оно… Развернуть
Твердый переплет, 320 стр.
Тираж: 3000 экз.
Формат: 84×108/32 (130х200 мм)
Возрастные ограничения: 16+
Поделитесь своим мнением об этой книге, напишите рецензию!
Рецензии читателей
Зарекалась я читать любовные романы, совсем не мой жанр, тем более мало кто умеет передать глубину переживаний героев. Получаются какие то слюнявые истории, по прочтении которых ничего не остается. Эта история мне понравилась только за идею (плохо воплощенную). Для меня главное действующее лицо река. Эбби , как главная героиня, совершенно не раскрыта. Вся история от лица Досса. Очень трудно передать чувства людей ,переживающих такое испытание, как борьба с неизлечимым тяжёлым недугом. В реальной жизни это очень тяжело и физически и морально всем, и больному и его близким, поэтому для меня это просто пересказ того, что случилось с очередной жертвой онкологии( не важно сколько у тебя денег, на данный момент это неизлечимо). Наверное об этом надо писать, но как то не так. Отец Эбби вообще странный тип, на мой взгляд, думает больше о том, какой вид он будет иметь в глазах людей, чем о дочери.
Зарекалась я читать любовные романы, совсем не мой жанр, тем более мало кто умеет передать глубину переживаний героев. Получаются какие то слюнявые истории, по прочтении которых ничего не остается. Эта история мне понравилась только за идею (плохо воплощенную). Для меня главное действующее лицо река. Эбби , как главная героиня, совершенно не раскрыта. Вся история от лица Досса. Очень трудно передать чувства людей ,переживающих такое испытание, как борьба с неизлечимым тяжёлым недугом. В реальной жизни это очень тяжело и физически и морально всем, и больному и его близким, поэтому для меня это просто пересказ того, что случилось с очередной жертвой онкологии( не важно сколько у тебя денег, на данный момент это неизлечимо). Наверное об этом надо писать, но как то не так. Отец Эбби… Развернуть
На знакомство с творчеством Чарльза Мартина меня толкнули жажда новых впечатлений и игровой азарт. В обычных условиях вряд ли я взяла бы в руки эту книгу. Я абсолютно уверена, что не выбрала бы ее в библиотеке или в магазине. Меня не впечатлили ни обложка, ни аннотация, а обозначение жанра вызывало стойкое неприятие. Еще одно “против”, пожалуй, самое веское – четкое попадание книги в одно из моих главных ограничений. Правда, выяснила я это только в процессе, когда над моей головой уже висел дамоклов меч в виде данного в игре обещания.
Неудивительно, что к чтению я приступала неохотно, заранее уговаривая себя перетерпеть и не плеваться слишком сильно. Но. не пришлось. Мы с книгой оказались неожиданно созвучны. Наверное, это можно понять по количеству выписанных мною из нее цитат.
“Там, где кончается река” – удивительный роман, в котором нашлось место всему: счастью и боли, смеху и слезам, надежде и отчаянию, красоте и уродству, пониманию и безразличию, безрассудству и вере, прощению и принятию, рассуждениям об искусстве и отражению дна жизни. Это не просто история о любви, верности и борьбе. Это книга о жизни во всем ее многообразии. О выборе. О том, на что способен человек, когда у него есть кто-то важный. О том, как меняет нас то самое чувство, без которого в жизни мало смысла.
Да, здесь немало типичных для любовных романов штампов. Герои из существующих параллельно миров, которые никогда не должны были встретиться. Парень, спешащий на помощь попавшей в сложную ситуацию девушке. Бедный, но исключительно талантливый художник. Трудное детство главного героя, полное лишений. Безобразная телом, но прекрасная духом няня главной героини. Влиятельные родители, уверенные в своей правоте и чинящие препятствия влюбленным. Но с этим можно смириться, поскольку в книге нет излишней романтизации, слащавости и напыщенности – всего того, что я ожидала и вместе с тем боялась в ней увидеть.
Мартин знакомит нас со сливками общества и простыми южанами, приходя, в общем-то, к давно известному выводу: богатство не гарантирует счастья, а душевность куда важнее обладания материальными благами. Его привлекают персонажи со сложной судьбой, сломленные, униженные, но не утратившие самого главного – человечности. Мама Досса, няня Эбби, бывший священник Боб. У них действительно есть чему поучиться.
Эбби – потрясающая женщина с острым умом, врожденным умением видеть людей и красоту и сильным характером. Настоящий боец. Почти до конца романа я вместе с Доссом пыталась подобрать максимально характеризующее ее слово. Оно ускользало от меня так же, как от него. И да, непокорная – это точно про нее.
Досс – один из тех простых с виду парней, в которых скрыт невероятный потенциал. Они поведут за собой, станут константой, удержат на плаву в тяжелые времена. Их главная проблема в том, что их внутреннюю мощь и силу духа нужно суметь разглядеть под непримечательной оболочкой. И Эбби это сделала. А вот ее отец с мачехой не смогли. Или скорее не захотели. По крайней мере, сразу.
Досс тоже боец. По характеру он напоминает мне реку, которую нельзя остановить. Она просочится сквозь любые преграды или сметет их бурным потоком. А если не сможет, пробьет себе новое русло. Досс – мужчина не только по гендерному признаку, но и по поступкам. К сожалению, практика показывает, что таких, как он, не пасующих перед трудностями, готовых делить с женой радость и горе, остаться с ней до конца, крайне мало. Гораздо чаще встречаются такие, как Рик, принесший умирающей жене в больницу документы о разводе. Это не обвинение, я не имею на него права. Просто констатация факта.
Есть в романе Мартина еще один ключевой персонаж, которому отводится немало места. Именно он задает книге темп и определяет ее течение. Это река. Она у автора живая, обладает собственным временем и мудростью, учит, облегчает боль, дарует смирение, надежду и утешение. К ней приходят измученные люди, чтобы отдохнуть и напиться живительной силы. За описания реки и речных пейзажей Мартину отдельное спасибо, от них не оторваться.
Несмотря на наполненность тяжелыми переживаниями, читался роман на одном дыхании. Его финал пронизан светлой грустью, но другим он быть и не мог. Я надеялась до последнего, хотя и понимала, что хеппи-энда не будет. Еще одно доказательство того, что это книга про жизнь. А она штука непростая и зачастую тяжелая.
Прощаясь с Доссом, Эбби сказала, что жизнь – это череда встреч и расставаний. Не могу с ней не согласиться. С книгой “Там, где кончается река” я расстаюсь со смешанными чувствами. История Досса и Эбби тронула меня, довела до слез, заполнила голову тяжелыми мыслями. Но я рада, что эта встреча состоялась.
Прочитано в рамках замечательной игры “Дайте две!“
На знакомство с творчеством Чарльза Мартина меня толкнули жажда новых впечатлений и игровой азарт. В обычных условиях вряд ли я взяла бы в руки эту книгу. Я абсолютно уверена, что не выбрала бы ее в библиотеке или в магазине. Меня не впечатлили ни обложка, ни аннотация, а обозначение жанра вызывало стойкое неприятие. Еще одно “против”, пожалуй, самое веское – четкое попадание книги в одно из моих главных ограничений. Правда, выяснила я это только в процессе, когда над моей головой уже висел дамоклов меч в виде данного в игре обещания.
Неудивительно, что к чтению я приступала неохотно, заранее уговаривая себя перетерпеть и не плеваться слишком сильно. Но. не пришлось. Мы с книгой оказались неожиданно созвучны. Наверное, это можно понять по количеству выписанных мною из нее цитат.
Источники:
http://khopyor.moy.su/forum/18-211-2
http://www.proza.ru/2014/08/03/530
http://pikabu.ru/story/neochevidnaya_storona_yeffekta_danninga__kryugera_4283675
http://www.livelib.ru/book/1001411975-tam-gde-konchaetsya-reka-charlz-martin