80 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Легенда о Щучьем озере

ЩУЧЬЕ ОЗЕРО. ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

Давняя страсть к исследованию таинственных мест Ульяновской области на этот раз привела корреспондентов «Молодёжки» в Новоспасское, в окрестности Щучьего озера.

— Как проехать? Прям под горку езжайте, а там спросите. От озера нашего бегают, а вы чего едете.

— Это кто же бегает? — вопросом отвечаю прохожему, показывающему нам дорогу.

Сельчанин, выдержав паузу, бросил на ходу:

— Барин у нас был — Репьёв. Утопился он, а теперь и другим повадно стало…

Так выяснилось, что легенда Щучьего озера получила своё продолжение в наши дни. Впрочем, обо всём по порядку…

Озеро — в награду

1674 год. Князь Милославский дарует дворянину Леонтию Кузьмичу Репьёву за безупречную ратную службу плодородные земли в Сызранском уезде. Ныне на территории тех богатых репьёвских угодий расположен Новоспасский район. А 335 лет назад края эти ещё помнили ужасы татаро-монгольских набегов. Репьёв был назначен владельцем этих земель, чтобы обезопасить их границы. Угодья дворянину достались поистине богатые: заливные луга, густые леса и плодородные поля. Леонтий Репьёв, как и положено рачительному хозяину, тут же принялся за обустройство имения. Построил богатый дом, вокруг разбил сад. Близлежащее озеро он велел очистить и облагородить, а на его берегу высадил аллею. Водоём сразу же стал излюбленным местом отдыха как самого хозяина, так и всех гостей поместья. Дивный уголок природы поражал своей красотой и спокойствием. На берегу было выстроено несколько беседок, дабы все отдыхающие могли насладиться прекрасным видом на ровную гладь озера. Беседку поставили даже на небольшом островке на середине пруда. Словом, в имении Репьёва царили достаток и гармония. Не хватало только хозяйки. Но личное счастье Леонтию Кузьмичу так и не случилось обрести до самых седых волос. Однажды ему приглянулась дочь знатного помещика, его соседа. Однако суровый родитель отказал дворянину и насильно выдал дочь за богатого князя. Вскоре молодые покинули уезд, а Репьёв уже было отчаялся встретить свою главную любовь. Тогда он и предположить не мог, что счастье его ещё впереди. Счастье, которому не суждено было длиться долго. Долгожданная любовь стала главной трагедией всей его достойной жизни…

Поразительно, насколько драматичной становится история, когда в ней смешиваются несколько неразлучных «ингредиентов» — девушка Лиза, пруд и Симбирский край. В судьбе Леонтия Репьёва все они сыграли свою роль. Смирившись со своей холостяцкой жизнью, Леонтий Кузьмич продолжал заниматься хозяйством. Но однажды на балу у соседского помещика Лазарева он встретил ту, которую ждал так долго. Молодая барышня Лиза поразила его сразу — своей скромностью и не положенным девице умом. Девушка, хоть и была сиротой, получила хорошее образование и воспитание. Благо всё это ей дала её тётка, разорившаяся помещица. Лиза, как та самая героиня повести, была бедной. Однако, для Леонтия Кузьмича ни бедность девушки, ни существенная разница в возрасте не стали преградой. Он понял, что, наконец, встретил любовь всей своей жизни. Вскоре Репьёвы зажили счастливо, у них было четверо детей, богатый дом. Теперь уже всем своим большим и дружным семейством они наслаждались красотой и простором своих угодий, а на берегу чудного озера проводили долгие летние вечера.

Неожиданно семейной идиллии пришёл конец. От неизвестной болезни скоропостижно умерла Елизавета Репьёва. Смерть любимой супруги стала страшным ударом для Леонтия Кузьмича. Жизнь его потеряла всякий смысл…

Легенда об отчаянии

Дворянин забросил хозяйство, даже поместье своё перепоручил приказчику и сыну. А сам безутешный вдовец целыми днями просиживал в беседке на берегу озера. В любую погоду Репьёв не покидал некогда любимый уголок природы и смотрел неотрывно на спокойную гладь воды. Каждую ночь он видел супругу во сне, а наутро вновь приходил в беседку и смотрел, смотрел на холодные воды озера. Помещик вскоре и вовсе потерял рассудок и постоянно твердил своим домочадцам, что ждёт в беседке встреч с любимой женой. Он собственноручно построил ещё одну беседку из тех деревьев, что любила его бедная Лиза -«для встреч». А на берегу озера Репьёв установил гипсовую скульптуру купидона с поникшей головой, словно собственному горю изваяние вытесал. Родные всерьёз забеспокоились о душевном здоровье Репьёва, когда помещик стал убеждать детей, что по ночам, при бледном свете луны, по водной глади озера к нему приходит его жена и зовёт его за собой. В имении опасались беды. И беда вскоре произошла. Бездыханное тело Леонтия Репьёва нашли в пруду. А в его кабинете на столе прочли предсмертную записку: «Я ухожу к моей любимой жене. Больше я терпеть не могу. Каждую ночь она приходит и зовёт меня с собой, простите… я должен быть с ней»…

Похоронили помещика Репьёва в склепе, рядом с любимой женой, к которой он так спешил на встречу. Потом ещё долго легенда о погибшей супруге передавалась из уст в уста. Местные сельчане говорили, что частенько видели, как в лунные ночи по водной глади озера шла красивая госпожа с распущенными волосами. Со временем легенда о невыносимом отчаянии помещика стала стираться в народной памяти. Пришло в запустение и озеро, с которым она связана вот уже три столетия: берега и аллеи его заросли, а беседки со временем истлели. Однако, выяснилось, что не так давно предание вернулось. Об этом нам и поведал прохожий, показавший дорогу:

— Жил здесь пару лет назад «бирюк» один, уж и имени-то не помню… Овдовел он и умом тронулся. Тоже всё жену высматривал на озере, а потом и вовсе уехал из наших краёв, подальше от пруда…

В XVIII веке земли Сызранского уезда перешли в руки крупного помещика — князя Амбрязанцева-Нечаева. Князь этот принадлежал старинному роду, обласканному царской семьёй. За примерную службу и были дарованы ему эти богатые угодья. Когда же князь и пятеро его братьев героически погибли на Отечественной войне 1812 года, имение и пруд снова пришли в упадок, вновь осиротели. И только на рубеже XIX-XX веков генерал-лейтенант Иван Алексеевич Амбрязанцев-Нечаев, потомок славного князя, привёл поместье в должный порядок: построил одноэтажный белокаменный особняк на восемнадцать комнат, возродил аллею и занялся, наконец, озером. Были заново отстроены беседки для отдыха, посажены редкие сорта деревьев, а сам пруд вычищен до дна. Озеро вновь стало излюбленным местом отдыха местной знати. Водоём снова стал таким чистым, что в нём завелись щуки в невиданном доселе количестве. Так озеро получило своё современное название — Щучье. Пруд сразу же стал местной достопримечательностью. Помещик Амбрязанцев даже велел смотрителю охранять его, чтобы никто из отдыхающих не нарушал порядок, а крестьяне не повадились сюда рыбачить и охотиться. Однако, сельчане тайком по ночам всё же удили здесь знаменитых щук. Но вскоре счастливая история имения и озера, как это уже не раз было, неожиданно завершилась…

В 1914 году тело погибшего в Первой Мировой войне Ивана Алексеевича Амбрязанцева:Нечаева привезли в Новоспасское (тогда селение именовалось Соловцово). Хоронили генерала всем уездом — славный был хозяин. А после началась революция, гражданская война. И от былого величия поместья и красоты озера не осталось и следа. Особняк княжеский разобрали по кирпичику, аллею частично вырубили, а в чудесное озеро в советские времена и вовсе провели сток с мясокомбината. Производственные показатели колхозов были куда важнее местных красот.

Сегодня Щучье озеро затянуло тиной, на берегу его лишь следы недавних пикников, а некогда богатая аллея беспорядочно заросла орешником. Заброшенный пруд не так просто и найти. Помог нам местный житель Евгений Дунаев. Он, как и те сельчане 100 лет назад, до сих пор ловит в озере щук… по ночам. Только в нашем веке смотрители перевелись, и рыбачить при луне приходится совсем по другой причине.

— Ночью мы на лодках плаваем и ловим здоровенных щук фонарём…

— Очень просто. Светим фонарём в воду. В темноте щука подплывает на свет, прямо замирает на свету, как мотылёк. Так мы её и глушим, — рассказывает и показывает Евгений. -Озеро-то неглубокое, по пояс будет, даже на середине. Сейчас оно уже всё промёрзло, летом здесь даже не купается никто — тина одна…

— Теперь тут только посиделки у костра устраивают, — посетовал Евгений, кивнув на разбросанные всюду бутылки и обгорелые поленья. — А ведь когда-то озеро местной достопримечательностью было, господа здесь жили, отдыхали, а теперь… Одни легенды и остались…

История Щучьего озера повторяется из века в век: от рачительных хозяев оно переходит в пользование тех, кому до его красоты и уникальной «биографии» нет никакого дела. Может, скоро, как это повелось в судьбе этого водоёма, у старинного пруда вновь появится заботливый хозяин. Этот уголок природы пора спасать, пока не улетучилась его магическая прелесть и не забылись все его легенды.

От «МГ»: Благодарим сотрудников Краеведческого музея посёлка Новоспасское за предоставленный архивный материал.

Посёлок Новоспасское хранит не только тайны колдовского озера, но и память о знаменитых дворянских фамилиях. История старейших русских родов связана со многими местными селениями.

БЕСТУЖЕВЫ. Первый симбирский потомок этой древней династии М.И.Бестужев в конце XVIII века получил в приданое Новоспасские земли, женившись на дочери местного помещика М.С.Репьёва, потомка того самого Леонтия Репьёва. В деревне Большая Репьёвка в 1786 году была выведена новая порода коров — знаменитая «Бестужевская». Эту породу разводят и в наши дни на опытных станциях области. Славились Бестужевы и своим конезаводом, одним из лучших в России.

ТОЛСТЫЕ. Особняк графов Толстых был знаменит далеко за пределами Симбирской губернии. В доме был устроен сад редких тропических растений, а полы в нём были посыпаны красным песком. Именитые садоводы из Петербурга приезжали посмотреть эту диковинку. В этой усадьбе часто бывали в гостях поэт-партизан Д.В.Давыдов, братья Языковы и А.М.Карамзин. В1918 году хозяйку дома А.А.Мертваго (наследница Толстых) застрелили красно армейцы, а знаменитый дом разграбили и сожгли местные жители.

ВОЕЙКОВЫ. В селе Самайкино находилось родовое гнездо дворян Воейковых. Древнюю фамилию наиболее прославили А.Ф.Воейков — знаменитый поэт и сатирик и А.И.Воейков — российский географ, основоположник климатологии в России. Будущий всемирно известный учёный был воспитан в фамильной симбирской усадьбе своим дядей по матери Д.Д.Мертваго. Научные открытия Воейкова в области географии и метеорологии до сих пор используются современными исследователями.

Озеро Щучье

У гор то озеро плескалось,
И было нежно – голубым;
А место, сказкою казалось…
Район в округе был лесным.

С него и речка вытекала,
Вода прекрасною была,
И чистотой всех привлекала…
Сосна вокруг его — росла.

И с древних лет, сюда стремились,
В тени лесов, чтоб отдохнуть,
Сюда дороги все сходились…
На красоту, чтоб ту взглянуть.

Шли ходоки с Руси далёкой,
Искали воли и земли,
Прельстились здесь они охотой…
С собою сети принесли.

Ловилась рыба здесь отменно,
Никто, особо не пугал;
Была размером — здоровенной…
А мелочь здесь, никто — не брал.

Так здесь прадеды появились,
Отсюда род наш весь пошёл,
На этом месте, все трудились,
И каждый дело, здесь нашёл.

Могли пахать, рыбачить — строить…
И топором, и — мастерком;
Язык чужой смогли освоить…
Гонять ямщину — с ветерком.

И так Легенды возникали,
Про весь прекрасный, здешний край;
И вдалеке, о нём узнали,
Что есть места, ну чисто — рай!

Людей всех озеро поило,
Студёно — чистою водой;
И рыбой тоже всех кормило…
И круглым летом, и — зимой.

Сюда оно всех завлекало,
И жизнь крутилась вся вокруг,
Кто в нём нырял, того ласкало…
Он попадал, в чудесный круг.

Прохлада вод сюда манила,
И в глубину к себе звала,
А в знойный день покой сулила…
И радость многим — принесла.

И вод та гладь, родного «Щучья»,
В глазах моих всегда стоит,
А память держит, словно крючья…
Душа о прошлом вся болит.

О берег бьёт волна ритмично,
Перемывая в нём песок,
И рокот волн, он здесь привычный…
Его ты с детства, слышать мог.

И Солнце раньше здесь вставало:
Восток, горами не закрыт,
Оно весь день, над ним сверкало…
И летом, потом ты — покрыт.

И все в жару к нему стремились,
Вода прохладною была,
Кто здесь бывал, в него влюбились…
А детвора, на нём — росла.

Ныряли, плавали — купались,
И гам всегда, стоял на нём,
От дел насущных — отрывались…
Никто не думал, ни о — чём.

Сюда ходили мы ватагой,
Хоть было нам помалу лет;
И не считалось то — отвагой,
Манил сюда, любимый свет…

Голубизна воды и неба,
И горы с соснами вокруг;
Краюха маминого — хлеба…
И составляли, весь мой круг.

И здесь давали нам уроки,
И каждый это — проходил,
Бросали в воду, без мороки:
А ты греби, с последних сил…

Воды, порядком — нахлебавшись,
Ногами дно, едва достав,
И так, немного, отдышавшись…
На берег выползешь — устав.

Из нас так многих — научили…
Жестокость, была ни причём,
Уменье плавать, так привили…
И нет обиды, ни на ком.

И с каждым днём, уже смелее,
Хоть по — собачьи, но плывёшь,
Вода становиться роднее…
И в ней уже, почти — живёшь.

Нырнёшь, с открытыми глазами,
Подводный мир, он пред — тобой:
Сравнить ты сможешь явь со снами…
Ведь красота там, под водой.

Собой вода, совсем прозрачна,
На дне и камни все видны;
Глубины здесь немного — мрачны…
И поначалу, тем — страшны.

А камни там, покрыты тиной,
Прикосновенья к ним нежны,
И чудной кажутся картиной…
А краски, светло — зелены.

И окунь важно проплывает…
Малёк стремглав, от всех — бежит,
Их щука хитро ожидает…
Кто попадёт, тех — проглотит.

А чайки в небе всё летают,
Потом чтоб камнем, вниз упасть,
И рыбку ловко так хватают…
Умеют, вовремя — напасть.

Казалось озеро огромным,
Не видно дальних берегов,
И колыхалось нежно, томно…
Под отраженьем — облаков.

И валуны вокруг валялись…
Играл, как будто — великан;
Они здесь с берегом срастались…
Когда-то был здесь океан.

Читать еще:  Форшмак из селедки

На камнях этих мы и грелись,
И получив, от них тепло,
К местам тем прочно — прикипелись…
Вросло в нас Родины — нутро!

Творило чудо то природа,
И воздух здесь, почти морской,
И пляжи, полные народа…
Вливалась в нас, само собой.

Порой купались мы — до дрожжи…
И зарывались, вглубь в песок;
Торчали сверху, только — рожи…
Но выгнать нас, никто не мог.

На волны вдаль, тогда смотрели…
Где появлялись — буруны,
Верхушки сразу их белели…
Ведь буйным ветром — рождены.

И становилось небо мрачным…
А облик озера — темнел,
И находиться в нём опасно…
Спасаться, вид его велел!

И тучи грозно собирались,
И небосвод, в момент чернел;
И вихри, где-то зарождались…
А гром вдали уже гремел.

Волна всё круче становилась…
Вздымались ввысь, её — валы,
А лодка к берегу стремилась…
Недалеко и до — беды!

В то время лодок было мало,
Лишь у заядлых рыбаков,
Сейчас намного больше стало…
И даже есть у — чужаков.

Ценились здесь, конечно шлюпки,
Надежней были и прочней,
С собой вода не любит — шутки…
В ней погибать, ещё страшней.

Артель стояла, здесь рыбачья,
И длинный невод был у них,
И сеть огромная — чебачья…
Но мало было их — самих.

Мы пацаны, гурьбой бежали,
Когда тащили невод тот,
Улов собрать им помогали…
И выбирали рыб — из сот.

В награду мелочь получали,
Чтобы сварить с неё уху;
Однажды щуку увидали…
Был случай этот, на — слуху!

Была она такой огромной,
Что даже мхом вся проросла,
Казалась глыбою — придонной,
Какой – то страх, с собой несла!

Толпа вся, только удивлялась,
Ведь сколько лет, здесь прожила,
Как раньше в невод не попалась…
Своим же видом — потрясла!

Легенды разные ходили,
Как наше озеро — прозвать,
Поскольку, больше щук ловили,
То стали, Щучьим — называть.

И много раз встречал рассветы…
И просыпался здесь с зарёй,
Не очень были, мы одеты…
И подмерзали, той порой.

Но страсть к рыбалке не слабела,
Мы заплывали вновь и вновь,
Добыча с леской — тяжелела,
И согревала нашу кровь.

Азарт — подсечь, поймать мгновенье,
Когда кивок, слегка кивнёт,
Познать при том — сопротивленье…
Удача вновь, к тебе идёт.

Мотаешь леску, чаще — чаще…
И ощущаешь тяжесть в ней,
И нет занятья в жизни — слаще,
Чем здесь ловить, тех окуней…

Мы незаметно вырастали…
И отступала вглубь вода;
Всё выше камни выступали…
А это озеру — беда!

Мелеет озеро заметно,
Ему так хочется помочь!
Давно об этом всем — известно…
Качают воду, день и ночь.

Его я часто вспоминаю,
Ведь юность там моя прошла;
Тех мест я лучше и — не знаю…
К нам Старость, вместе подошла!

Легенда о Щучьем озере

Хочешь рассмешить бога?
Расскажи ему о своих планах.

Краткая предыстория этой рыбалки такова: Легенда о «Щучьем озере» неподалеку от города-героя Нытва, что в Пермском крае, гласила, что редкий рыбак, который добрался до сего озера, будет вознагражден немыслимым количеством щуки, размеры которой как в том анекдоте про рыбака у которого связаны руки. «Вооо чешуя. «..ну вы помните
Собственно рыбалка состояла из двух частей:

Фатальное невезение
Очень коротко про первую часть:
9:00 Спуск на воду.
9:10 Отказ двигателя.
9:10-10:30 «Уговоры» двигателя поработать с протиранием и сушкой свечей, осмотром бензонасоса, системы зажигания и т.д. и т.п.
10:45 Мертвый зацеп об проволоку на дне и перелом спиннинга пополам (шел по течению со скоростью 5-6км/ч, не ослабил фрикцион).
10:47-11:30 Обратный путь до машины за резервным спиннингом.
11:50 Спуск на воду. От идеи плыть до озера 8км в одну сторону и столько же обратно (против течения и ветра, кстати) на веслах отказался.
12:15 Обнаружил, что вся партия купленных поводков бракованая: развязываются крепления, рвутся при забросе, рвутся при проводке, рвутся просто от рывка. Не самых дешевых поводков, кстати, партия была.
13:00 Картина Репина «Приплыли», приехал за хищником: поводков нет, спиннинг «резервный», а значит тот, который и выкинуть жалко, и рыбачить не ахти как, самые «боевые» блесны и воблеры в Камской пучине на глубине шесть метров с остатками бракованого поводка, мотор не заводится, мелкий моросящий дожик.
13:00-16:00 Покатался по близлежащим местам, эхолот охрип, сигнализируя о наличии рыбы. Вымучал 200гр окуня, остальные так и остались на экране эхолота
16:00 Смирился с мыслью, что «сегодня не день Бекхема». Зафиксировал убытки, уехал домой. Фотоаппарат даже не доставал.

Фатальное везение
Почему фатальное. Потому что по дороге пробило колесо не много не мало, в 20-ти метрах от шиномонтажа. То есть ехал лесами-полями, и ИМЕННО у дверей «шинки» такое дело.

Приехал, без нареканий отработавший мотор за считанные минуты преодолел 8км путь. Далее 300-метровый марш-бросок по пересеченной местности с лодкой на плече — и вот я в центре «легендарного» озера посылаю любимый воблер (см. фото 1) на 25 метров, аккурат под коряжник.

Озеро оказалось протокой, которая разливается в сезон большой воды, а к сентябрю мелеет до такой степени, что остается водоем 60 метров шириной и 300 длинной, глубина 2-3 метра.

Клев совершенно безумный: поначалу брал всё, что попалось, потом, понимая, что столько щуки никому и никогда не съесть, стал всё отпускать, оставляя рыбу, которая, говоря языком медиков, «получила травмы, не совместимые с жизнью». Гниение мертвой рыбы зимой насытит водоем углекислым газом, и заберет остатки кислорода. Тоже нехорошо.

Эксперименты с насадками оказались безуспешными — что ни прицепи, клев не хуже и не лучше.

Итог за пяти часовую рыбалку:
— 25 хвостов на кукане, примерно столько же отпустил обратно, примерно столько же сходов по различным причинам;
— ни одной снасти не оборвал, отрыбачил на один поводок, сделанный своими руками;
— багаж ярких рыбацких эмоций.

P.S. Сложилось впечатление, что кроме щуки там ничего нет. Потрошил рыбу, они как матрешки В крупной щуке — маленькая щука, в ней еще меньше, и так далее.

Джуутку-наен: легенды об огромных щуках-людоедах

Каждый рыбак мечтает поймать большую, а еще лучше – гигантскую рыбу. А некоторые рыбы мечтают поймать рыбака. Такие хищники обитают не только в морских глубинах и тропических реках, но и у нас на севере.

Огромные пространства Сибири очень удобно рассматривать на карте. Это сплошное зеленое пятно, которое пересекают тоненькие ниточки рек. Оно упирается в камчатские горы, Северный Ледовитый океан и казахские степи. Все компактно и понятно.

На самом деле трудно даже представить огромную тайгу и тундру – десятки тысяч километров глуши, где не ступала нога человека. Многие районы Сибири известны только благодаря аэросъемке, и даже геологи изучают их, в основном продвигаясь по руслам рек. Вдоль рек предпочитает селиться и местное население – ханты, манси и якуты в центре Сибири, а восточнее и севернее – чукчи, долганы, нганасаны, юкагиры.

Что скрывают таежные дебри, не знает никто. Ходят слухи, что здесь до сих пор живут мамонты и духи-великаны, похожие на первобытных людей. Есть и другие таинственные существа, в том числе гигантские щуки-людоеды.

Легенды рассказывают, что этих рыб можно встретить в больших озерах. По словам селькупов, щука, достигшая столетнего возраста, специально ищет глубокий водоем во время разлива рек и остается в нем до самой смерти. Узнать местообитание монстра легко – у такого озера нет истока, его избегают птицы и звери. Селькупы называют эти озера пурулто – «озерами черной воды», и никогда не будут удить здесь рыбу и плавать на лодке. Они боятся подходить к ним даже зимой, полагая, что чудовищные щуки могут проломить лед и полакомиться путником.

Похожие истории рассказывают якуты. Советский этнограф Алексей Окладников записал от одного охотника рассказ, как щука съела юношу.

«Жил старик с парнем. В один жаркий день уплыли олени от старика к острову, находящемуся на озере. Парень сел на берестяную лодочку и погнался за оленями, чтобы не ушли далеко. Старик в это время сидел дома. Вдруг взволновалась вода без ветра. Показался большой хвост, и огромная рыба-щука проглотила парня, опрокинув лодку большой волной. Оленя эта щука тоже пастью своей захлопнула. Старик горько зарыдал, оплакивая гибель сына. На следующее утро он все озеро на олене объехал, пытаясь отыскать хотя бы кости погибшего парня.

В руках старика был топор. И вдруг, когда он ехал у самого берега, снова вода, как бугор, взволновалась. Из озера к нему огромная щука ринулась. Берег был низкий и пологий. Щука кинулась с такой громадной силой, что осталась на сухом берегу, не достав старика. Старик же подскочил и убил ее топором. Разрезал ей брюхо и нашел кости – от парня остались; от лодки же одни щепки остались. Старик челюсть той рыбы взял и поставил вроде ворот на дороге, которая ведет от этого горного озера к озеру Сыалах. Через эти ворота все, не слезая с оленя, проезжали, столь высока и широка была челюсть».

Якутов и селькупов разделяют многие километры непроходимых болот и чащоб. Вряд ли они могли позаимствовать друг у друга истории о людоедах. Еще труднее поверить, что такие истории от них узнали чукчи. Однако и те рассказывают про огромных щук.

В великолепной монографии Владимира Богораза «Чукчи» есть отдельная глава, посвященная чудовищам. Упоминаются там и щуки, которых жители Колымы называют джуутку-наен – «кусливая рыба». Согласно легендам, гигантские рыбы живут в далеких тундровых озерах и охотятся на людей, особенно на купальщиков. Не брезгуют и рыбаками.

У чукчей есть история о том, как щука сожрала юношу, удившего на озере. Людоедку поймали весьма оригинальным способом. Чукчи спустили на дно озера четыре нарты, нагруженные оленьим мясом. Когда щука попыталась съесть приманку, ее зубы застряли в обломках саней. Понадобилось несколько человек, чтобы вытащить рыбу на берег.

Юкагирам, живущим рядом с чукчами, тоже известны гигантские щуки. Они рассказывали историю о рыбаке, который поехал осматривать свои сети и в воде – по обеим сторонам челнока – увидел два больших желтых глаза, расстояние между которыми равнялось двум веслам. По словам рыбака, это была огромная щука, неподвижно лежавшая в воде.

Похожие истории слышал от якутов Окладников: «На озере раньше щуку видали: глаза ее по обе стороны берестяной лодки видны были».

Переместимся на шесть тысяч километров с Колымы на запад, на Ямал, где ходят легенды про пырю – рыбу-людоеда с рогами на голове. Валерий Чернецов, который записывал местные предания, считал, что прототипом чудища были огромные щуки. Ненецкий охотник рассказал ему, что однажды трое мужчин убили в озере в дельте Енисея громадную рыбину, в желудке которой нашли пряжку от пояса. Акулы в этих местах – редкость. Акул-людоедов нет вовсе, тем более в пресных озерах. Чернецов полагал, что речь шла об огромной щуке.

Теперь спустимся на юг, в бассейн великой Оби, к хантам, которые считают, что в гигантских щук превращается водяной дух Сарт-лунг. Рыба-оборотень живет в глубоких омутах и озерах и легко может перекусить лодку.

Кстати, ханты считают щуку не рыбой, а зверем, которого верховный бог Торум создал безголовым, видимо, опасаясь его жестокости. Но щука не растерялась и сделала себе голову самостоятельно. Она поплыла по Оби, проглатывая все, что встречалось на пути, – лося, медведя, женщину с вязанкой дров, рыбака, ворона. Из съеденного получилась голова.

Приготовив щуку, ханты разбирают ее череп по кусочкам, рассказывая детям, кого съела первая щука. Кости щучьей головы действительно напоминают по форме фигурки людей, животных и птиц. Таким образом ханты не только развлекают детей, но и внушают им, насколько опасен водяной людоед.

Знают о существовании чудовищных щук и соседи хантов. Манси рассказывали фольклористам про йур-сорт – гигантскую озерную щуку с худым телом и большой головой и про аньтэн-сорт – четырехсаженную рогатую щуку, которая при случае может съесть человека.

Невероятно, чтобы у столь разных народов, как чукчи и манси, были бы одинаковые сказания об одном и том же животном, если бы на то не было веских причин. Но все же допустим, что каким-то невероятным образом истории о щуках-людоедах придумали, например, селькупы, а всем остальным народностям они так понравились, что те начали пересказывать их на свой лад. В таком случае непонятно, как быть с аналогичными историями, которые есть у канадцев, финнов и даже калмыков.

В преданиях канадских эскимосов рассказывается, как гигантская рыба съела сразу двух рыбаков. Это случилось, когда трое мужчин переплывали большое озеро у Санинайока. Двое сидели в связанных друг с другом каяках, третий плыл отдельно и неожиданно услышал громкий крик о помощи. Это громадная рыба напала на скрепленные каяки и проглотила их. Эскимос понял, что спасти товарищей не удастся, и быстро поплыл к берегу. Чудище пустилось за ним. Оно мчалось так быстро, что гнало перед собой волны, и те подталкивали каяк вперед. Как только лодка коснулась берега, человек выскочил и убежал.

В финском эпосе «Калевала» говорится о щуке с реки Туонела, из челюстей которой были сделаны большие гусли-кантеле.

Самое интересное поверье – у калмыков, которые считают, что в отдаленных степных озерах водятся очень старые, покрытые мхом щуки, которые проглатывают людей и лодки. Мало того, в полнолуние они выбираются на берег и ползают по полям в поисках еды, нападая на телят и коров.

Сказания о щуках-гигантах распространены очень широко. Примечательно, что в них говорится не просто о рыбах-людоедах, но именно о щуках. Вряд ли это случайно. Помимо щук в мифологии есть множество других чудовищ, в том числе жестоких духов воды. Почему бы не списать беды и катастрофы на их счет? Зачем приписывать их рыбам, и не тайменям или, например, сомам, а именно щукам?

Значит, истории имеют под собой реальное основание? Почему же гигантские щуки не встречаются нигде, кроме фольклора? В том-то и дело, что встречаются. Те же этнографы неоднократно видели останки чудовищных щук.

Читать еще:  Места для рыбалки

Один из старых, еще дореволюционных исследователей сибирских народностей Н. Григоровский в своей работе «Очерки Нарымского края» писал, что гигантские щуки на самом деле встречаются «в здешних глухих местах, где еще не бывала нога человека». Он рассказывал, что в лесу «вблизи села Кетского» долгое время висела прибитая к дереву нижняя челюсть щуки длиной с лошадиную голову. Кстати, по его словам, местные жители называли челюсти щук салазками, что также говорит об их немалой величине.

Видели огромные останки и советские ученые. Этнографы Владислав Кулемзин и Надежда Лукина в одной из своих книг упоминают щучью челюсть, прибитую к стенке хантовской избушки. У челюсти были такие зубы, что рыбаки вешали на них плащи и телогрейки.

Мой прадед, живший на Дону, во время большого паводка увидел на заливном лугу возле стога сена огромную щуку, похожую на старое замшелое бревно. Он убил ее вилами и скормил свиньям.

А путешественник Анатолий Панков в «Оймяконском меридиане» рассказал о бульдозеристе, который застрелил гигантскую щуку из ружья. Это произошло в Якутии, в низовьях Индигирки. Рыба была старая, покрытая водорослями, зелено-бурая, дряблая, как вата. В длину она достигала четырех метров. Кроме того, Панков привел еще одну любопытную историю.

«Работник совхоза «Силянняхский», центр которого расположен на притоке Индигирки, молодой эрудированный специалист, узнав о моем пристрастии к водным путешествиям, предложил себя в качестве спутника.

– По Силянняху поплывем? – полушутя спросил я.

– По Силянняху?! На брезентовой байдарке? Там такие щуки водятся, что или байдарку пропорят, или самого вытащат из лодки. Сколько было случаев, когда щуки за ноги хватали. Такой они величины – страшно подумать…»

Биологи не признают существование гигантских щук, тем более людоедок. Самое большее, на что они готовы, это признать, что те достигают двухметровой длины. Однако что может помешать щуке вырасти еще больше – ведь она, как и большинство рыб, растет в течение всей жизни!

Записи этнографов о челюстях, выходящих за рамки признанных размеров щук, предания самых разных народов, посвященные щукам, свидетельствуют, что те действительно могут достигать огромной величины.

Почему же они неизвестны ученым? Ответ на самом деле прост. Почти все истории рассказывают про озерных, а не речных рыб. Это неудивительно – в реках у щук есть серьезные конкуренты, их вылавливают рыбаки и они просто не могут достичь огромного размера в старости.

В озерах же щукам никто не угрожает, тем более в затерянных таежных водоемах. Люди здесь бывают редко, крупных хищников почти нет. Правда, и пищи немного. Может быть, этим объясняется то, что щуки нападают на человека. Если четырехметровая хищница может утащить под воду лося или рыбака, почему ей этого не сделать? Тем более если она голодна.

Большинство же таежных и тундровых озер, в которых могут встретиться такие гиганты, не исследовались. Просто за ненадобностью. Да и встречаются огромные щуки, по всей видимости, редко. Причина тоже простая – чтобы вырасти до гигантских размеров, щука должна прожить более ста лет.

Сомнительно, чтобы в одном водоеме обитало сразу несколько чудовищ – экосистема даже большого озера вряд ли прокормит двух гигантов. Значит, после смерти монстра в лучшем случае пройдет сто лет, пока не появится другой. А скорее всего, пройдет намного больше времени – не всякая щука сможет дожить до столь преклонного возраста.

Поэтому вряд ли редкий зверь скоро попадет к ученым. Но если вы вдруг окажетесь в глухом месте и станете удить рыбу в темном озере без истока, будьте внимательны. Может быть, увидите огромную, многометровую щуку и захотите поймать ее во славу науки. Правда, я бы на вашем месте поскорее выбрался на берег. Возможно, чудище плывет, чтобы перекусить вами. А поймать его все равно не удастся. Такую щуку не ловят ни удочкой, ни спиннингом.

Комментарий к статье из интернета:

— Гигантские щуки – это реальность. В моём детстве, не в глухомани, а Вологодской обл. рядом с Красавиным, в озере Романовском, приезжий рыбак, услышав про щуку, атакующую плоскодонки рыбаков решил поймать её: заказал в кузнице тройник, зажарил курицу, но тройник только буксировал по озеру, а конец очень толстой лески мужики держали на берегу. Как только щука схватила тройник, он бросил леску и быстро выбрался на берег и присоединился к мужикам.

Для меня тогда все мужики были высокими, но когда щуку подвесили на сук дерева, рыболов дотянулся до жабр щуки, встав на цыпочки, а около метра хвоста лежало на земле. Рыбак забрал голову и хвост, а остальное бросил на берегу. Озеро Романовское по всему подходит к описанным в статье: километра четыре в длину, с тремя перепадами, с двойным или тройным дном, как говорили водолазы, пытавшиеся отыскать в нём утопленников, но чаще всего безрезультатно.

Это случилось, когда мне было не 8 лет, а 12. Узкое: не более 20 метров в ширину, берега словно вырезанные ножом, чтобы вылезти на берег, надо сделать жим силой, так как опоры даже для пальцев ног очень трудно найти. Но многие описания вводят в ступор – достаточно вспомнить, что глаза щуки находятся на голове очень близко, а сама пасть головы намного шире глаз, и если глаза светились по обе стороны каяка, то ширина пасти должна быть метра три или больше.

Но автор не хочет вспоминать, что в Якутии, Сибири и даже в Рязанской обл. есть озёра с настоящими доисторическими монстрами, у которых глаза расположены сбоку головы, так как они атакуют свои жертвы, или атаковали, спереди, а не снизу, как это делает засадный хищник – щука. И у многих из них головы напоминают щучьи, да ещё и с зубами наружу. Такие монстры из Африки перекусывают гиппопотамов одним укусом. И этому свидетельствуют международные экспедиции, которые решили проверить сообщение людей, живущих на берегах озера; что монстр питается гиппопотамами. Перевезли семью гиппопотамов из соседнего озера и через несколько дней обнаружили взрослого самца гиппопотама, перекушенного пополам, за один укус.

И ещё. когда щука плывёт близко к поверхности, то волна идёт впереди неё, от верхнего плавника, но не от морды. Я сам это видел с высокого берега Северной Двины и хорошо запомнил, что, если плавника щуки не видно на поверхности, то хорошо видно как плавник рассекает воду, но около головы никакой волны нет,

И ещё из особенностей атакующей щуки и других хищников – резко открытая пасть хищника создаёт вакуум, и вода, стремясь заполнить этот вакуум, сама засасывает добычу в пасть, пасть захлопывается, и вода из пасти выбрасывается через жабры, или через неплотно сжатые зубы. Так что одна из деталей, описанной выше атаки, указывает на отсутствие у атакующего жабр. Может быть, у вас другое мнение, но анатомия щук отвергает некоторые детали описания хищника.

Новость отредактировал Elfin — 3-06-2014, 17:41

Места силы в Сибири. Пять озер в Омской области

Пять озер — самое известное место в Омской области. Сюда едут не только жители области. Приезжают практически со всего мира. Озера расположены в Муромцевском районе. Расстояние от Омска до районного центра — Муромцево — около 210 км. А дальше надо выбирать направление.

Существует легенда о том, что когда-то в этом месте упали метеориты или пять частей одного метеорита. От падения возникли котлованы, которые заполнились водой. Не знаю правильная ли эта версия, но озера есть — четыре озера: Линево, Щучье, Данилово, Шайтан-озеро (или Урманное).

А пятое — так и называется — Потаенное. На картах Потаенного нет, дороги к нему нет, пляжа для туристов на озере нет. Наукой факт существования данного озера не признан. И вообще, путь туда, как говорят местные, открывается только тем, кого озеро принимаетк себе. Оно реально потаенное или это миф, удачно придуманный местными для привлечения туристов. Но в историю прочно название «Пять озер». И водка такая есть, также омского производства. Неплохая, но ну её…

Каждое из пяти озер по-своему уникально и наделено определенными качествами.

Как добраться на Пять озер

Тут вариантов особо нет. Или ехать из Омска, или из Новосибирска (это дальше). Из Омска на Пять озер дорога сначала хорошая, но ближе к Муромцево трасса пока не отремонтирована и тут изрядно потрясет. До Муромцева можно добраться и на рейсовых автобусах, но потом без машины толку не будет. Поэтому все едут именно на машинах.

Из Муромцево многие сворачивают налево до деревни Окунево (еще 30 км). Дорога убитая, после дождей без внедорожника туда вообще лучше не пытаться. Окунево стало местом паломничества туристов и представителей самых разных религий. Ни одно из указанных озер с Окунево не граничит, зато рядом расположен пуп Земли. Вы не знали!? да, пуп Земли находится в Омской области.

Небольшой холм близ деревни Окунево известен ничуть не меньше Пяти озер. Место действительно уникальное. На нем стоит христианская часовня, Дхуни и Солнцеворот. Мусульман пока нет, но кто знает — может и они туда дойдут когда-то.

Окунево — центр, где грани религий еще видны, но расплываются. Здесь есть место и для славянских учений о родноверии, и христианам, и буддистам. Именно последние принести известность деревне Окунево.

Как Окунево стало известным

Окунево основано в 1770 году, тогда его называли Резино. Первоначально Окунево не представляла никакого интереса для представителей различных религий мира. Но однажды индийский гуру Шри Бабаджи из Хайдакхана поручил своей ученице Расме Розите найти месторасположение древнего храма бога Ханумана. Ей было сказано, что храм находится где-то в Сибири.

Расме Розите в итоге пришла в деревню Окунево Омской области. Тут она прожила несколько лет проводя ведические медитации, в результате чего пришла к выводу, что место расположения храма найдено. Постепенно в деревню начали стекаться многочиленные поклонники мистики и медитаций, сначала из России, а затем и со всего мира.

Сама Расма уехала, но её заменили последователи. Считается, что храм бога-обезьяны скрыт под землей. Это мнение подтвердил известный в Индии пророк Саи-баба. Российские исследователи аномальных явлений также уверены, что там расположено «сакральное место» — тайные ворота в параллельные миры.

Чем особенно Окунево

Окунево сейчас на вид обычная сибирская деревушка. Расположена она в живописном месте, на крутом берегу небольшой реки Тары. Но атмосфера тут особенная. С первого взгляда может показаться, что деревня полна чудиков:

  • то девушка в сари идет
  • то кто-то среди травы и летних цветов в позе лотоса сидит, медитирует
  • дядечка сидит на скамейке на улице и вырезает ложку там какую-то
  • другой ходит в вышитой свастикой рубахе (красиво, даже стильно на самом деле смотрится, и свастика на самом деле не то, о чем многие из нас думают)
  • все с тобой здороваются, прям на улице, хотя видитесь в первый раз

А заборы какую разрисованные есть у некоторых домов! За деревней то тут, то там на деревьях ленточки цветные — родноверы оставили или буддисты. Полянки, где явно шли гуляния.

В Окунево есть несколько гостевых домов, есть большая платная стоянка для палаточников. За территорией стоянки следят, но только с дровами у всех проблемы. Дрова или надо покупать, или ходить по окружающим лесам и искать. На этой же стоянке летом проходят этнографические праздники, самый известный — Солнцестояние 21 июня. Правда в 2016 году местные власти подменили его на другой праздник. Не знаю, будет ли дальше.

Так как палаточный городок стоит прямо на высоком берегу реки Тара, вечером по реке доносятся песнопения из ашрама буддистов, который расположен ближе в Шайтан-озеру.

Существует ли храм Ханумана и является ли холм пупом Земли — можно рассуждать долго. Но энергетика в Окунево действительно особенная и светлая какая-то.

Шайтан-озеро

На это озеро ближе всего именно из Окунево. Маршрут пеший, около 7 км. Местные вероятно знают как подъехать на машине ближе к Шайтан-озеру. Но для этого надо делать длинный объезд. Поэтому туристы нанимают проводника и идут пешком.

Всевозможные группы исследовали Шайтан-озеро. И не смогли определить его глубину! То есть оно как бы бездонное! В этом и состоит его главная особенность. Есть версия, что озеро сообщается с крупным и глубоким подземным каналом, ввиду чего любые средства измерения глубины водоема «тонут» и не находят дна.

Купаться в Шайтан-озере можно. Кто-то даже рыбачил, но снасти надо тащить с собой. Вода считается «мертвой» и особенных лечебных свойств не имеет.

Местные рассказали нам, что есть еще один путь из Окунево на Шайтан-озеро. Для этого надо выехать на машине из деревни и ехать вниз по течению километра два. Проблема в том, что дорого убита тракторами, а река вся в излучинах. А нужно найти нужную излучину, где оставить машину, переправиться через реку на лодке.

На том берегу есть поселение, буддиский ашрам, а от него деревянные настилы до самого озера.

Надувная лодка у нас была. Мы рискнули, но ту самую излучину в итоге проехали. Дороги туда практически не видно, т.е. это не накатанная колея — не рассчитывайте. Надо тщательно расспрашивать в деревне об ориентирах или брать проводника.

Линево

Чтобы продолжить свою поездку на Пять озер мы возвращаемся в Муромцево. Чтобы поехать в Окунево, напомню, надо было свернуть налево с дороги из Омска. Теперь берем вправо.

До озера Линево ехать километров 20. Дорога — старый, глинистый грейдер. Мы ехали через несколько дней после дождя, дорога была еще влажной. Машину ведет иногда, но встречек мало. Озеро Линево считается целебным местом. Размеры озера — 530×320 м.

Въезд на Линево теперь платный, территория обустроенная. В основном все приезжают с палатками, но можно снять и домик без особых удобств. Есть также гостевые дома. Магазинчик также найдется, но цены — ужас.

Озеро чистое, о чем лишний раз свидетельствуют кувшинки (признак чистой воды). Вокруг озера сосновый бор. Описать словами какой воздух там, где есть сосны, невозможно. Кажется, что по-настоящему, полной грудью, дышишь только в бору.

Читать еще:  Как очистить икру от пленки: щуки, горбуши, сазана в домашних условиях

Берег озера Линево пологий, есть песчаный пляж. Можно позагорать. Найдется и по-интереснее развлечение — место, оборудованное для прыжков в воду.

Существует поверье, что в этом месте никто никогда не тонул, так как вода как будто выталкивает купающихся на поверхность. Это озеро славится еще и тем, что обладает целебным действием на пищеварительную систему, излечивает гастрит, расстройства желудка и кишечника.

Щучье озеро

Озеро Щучье расположено недалеко от Линево. Вода в нем такая же чистая и прозрачная. Считается, что вода озера помогает при сердечно-сосудистых заболеваниях, а также при головных болях.

Мы в своей поездке на Пять озер на Шучье не заезжали, поэтому пояснить лично не могу пояснить больше.

Озеро Данилово

Озеро Данилово является самым крупным из пяти озер. От Муромцева путь к нему нам показался даже длиннее, чем до Окунево. Хотя по карте от Линево около 15 км. Ехать все по тому же грейдеру, хотя его состояние постепенно все хуже и хуже с удалением от Муромцево.

С грейдера свернули направо, попали в деревню (название которой я не помню). У местных спрашивали как ехать. В итоге проехали всю деревню, она довольно большая, и попали на мостик. Хлипкий с виду мостик, но мы знали, что другой дороги нет. Все едут и мы проехали.

Кругом сосновый бор. Дорога просохла мало, то и дело встречались существенные лужи. Навстречу попались пару Лэнд Крузеров, а мы были на обычном седане (клиренс 12 см). Водители Крузаков с изумлением смотрели на нас, один даже что-то выкрикнул типа «куда ты мол на своей».

Но мы доехали. Благо среди деревьев до нас отдыхающие накатали колеи. По основной же дороге в некоторых местах ехать не возможно, я б не рискнул даже на Крузаке. Более того, видел на берегу озера праворульные машины, у которых дорожный просвет еще меньше.

Чем заняться на Данилово

Место красивое бесспорно. Воздух чистый. Также славиться целебной водой. На озере можно рыбачить.

Длина составляет всего 800 метров, а ширина – 450-500 метров. В некоторых местах глубина озера достигает 17 метров.

Вода очень прозрачная. Все, кто купался в озере, рассказывают, что вода очень мягкая, после купания ощущается прилив сил, а небольшие раны и ссадины быстро заживают.

Помимо целебной воды в Данилово есть голубая глина, которые также используют в лечебных целях . Об этом говорят многие: кожа получает увлажнение, раны заживают, нервная система приходит в норму, положительно влияют грязевые ванны на щитовидную железу и кровеносные сосуды, так как в глине содержится много полезных микроорганизмов. Они образуются в процессе гниения водорослей, и возможно, именно из-за этих водорослей получается такая целебная вода.

Въезд платный. Есть другой въезд, без шлагбаума, но как на него попасть — надо знать. Территория также обустроенная, как и на Линево. Есть домики и пара-тройка мини отелей. Но отели стоят на противоположном палаточному городку берегу.

Некоторые люди приезжают на это озеро набрать лечебной воды. Мы, например, встретили людей из Москвы.

По номерам машин вообще сразу видно насколько широка география путешественников, оказавшихся на Пяти озерах. Регионы самые разные, а не только Омская и Новосибирская область. Кстати, Данилово находится у самой границы Омской и Новосибирской области.

В заключении

Чудесные места, где находятся Пять озер, известны как зона активного появления НЛО. Это также привлекает сюда любителей всего неизвестного. Есть и другие загадки. Например, найдены захоронения людей со странными черепами (факт признанный наукой). Есть закрытая военными зона.

Неспроста буддисты пришли сюда! Что-то тут есть. Пять озер — место необычное и светлое.

Читать онлайн «У Щучьего озера»

Автор Пантелеев Леонид

Пантелеев Алексей Иванович (Пантелеев Л) У Щучьего озера

Алексей Иванович Пантелеев

Алексей Иванович Пантелеев

У Щучьего озера

Осень позапрошлого года я провел в лесной и озерной местности, километрах в сорока от Ленинграда, в местах, которые еще совсем недавно были чужими, финскими, а теперь, после двух войн, опять отошли к нам.

Осень стояла поначалу нескладная: раньше срока начались штормы в заливе, рано ударили заморозки, рано и быстро облетели редкие в этих местах березы, приумолкли птицы, побагровел клен в дачных садах. Изредка налетал с моря теплый и шумный западный ветер, разметал тучи, выгонял на час, на другой солнце, а чаще с утра до утра моросил мелкий, нудный, тот самый «словно сквозь сито просеянный» — дождик.

В один из таких дождливых деньков возвращались мы с собакой Джеком от Щучьего озера лесом в поселок. Оба мы изрядно устали, вымокли, проголодались, но домой не спешили.

Есть прелесть и в самой поздней осени — в этом безнадежном дожде, в этих острых, одуряющих запахах тления, в этих маленьких, сморщенных, посиневших от холода сыроежках, на ссохшихся беретиках которых лежат сосновые иголки, липнет брусничный лист и дрожит, сверкает, как слеза, дождевая капля.

Шумит над головой лес. Мягко похлюпывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники. Косо, невпопад лежит рыжий, поникший папоротник. И никаких звуков — ничего, кроме шума дождя и шорохов леса.

Овчарка моя бежала впереди, то исчезая, то снова появляясь за мокрыми темными деревьями.

Вдруг я услыхал ее густой, захлебывающийся лай. Так она могла лаять только на живое существо и, уж конечно, не на человека, а на зверя. Поспешив на ее голос, я еще издали увидел сквозь сосновые заросли дощатый некрашеный заборчик, а подойдя ближе, увидел за этим забором деревянные кресты и бурые деревянные обелиски с железными пятиконечными звездами. Подхожу еще ближе и вижу, что за оградой этого странного лесного кладбища стоят с рогами наизготовку две маленькие белые козочки, а мой Джек, навалившись передними лапами на перекладину забора, заливается, захлебывается злобным и жалобным лаем. Отогнав его и успокоив, я отыскал калитку, отмотал проволоку, которой она была привязана, снова ее закрутил и пошел по заросшим кладбищенским дорожкам.

Кладбище — маленькое, старое, дореволюционное.

Под высокими редкими соснами, в кустах боярышника и акатника несколько свежих надгробий, деревянные и железные кресты, две-три крашенные суриком пирамидки, и на одной из них гвоздиками набит сбоку лучинный шестиконечный крест. А вокруг, в густых, непролазных джунглях бурьяна, обломки чугунных решеток, металлических венков; латунных лент. Иду по тропинке и спотыкаюсь о разбитую каменную плиту, почти целиком ушедшую в землю. Наклоняюсь и с трудом читаю: «Hier ruhet im Gott. » Делаю еще несколько шагов и останавливаюсь перед высоким, уродливо тощим, словно высохшим деревянным крестом и перед такой же тощей, узенькой, вытянутой в длину могилой. Крест, крашенный когда-то белой краской, облупился, посерел; порыжела, проедена насквозь черная жестянка, бывшая некогда иконкой. На могильном холмике никнут, мокнут, сползают в сторону увядшие цветы: два кустика незабудок, анютины глазки, лиловатые сморщенные бантики иван-да-марьи. А на перекладине креста — белая, тронутая ржавчиной дощечка, и на ней черными прямыми буквами выведено:

Родилась въ Любимъ въ 1874 г.

Умерла въ Оллила въ 1939 г.

Смотрю на этот крест, по которому медленно ползут и все не могут сползти дождевые капли, и не сразу понимаю, что к чему. За спиной у меня не спеша ходят и методически жуют траву успокоившиеся козы. Укрощенный Джек лежит по ту сторону забора и обиженно поскуливает. А я все стою и все не могу отвести глаз от этого длинного, как Дон-Кихот, креста и не могу справиться с горьким, тоскливым чувством, которое подкатывает к горлу. Что-то нелепое, несуразное, жуткое и вместе с тем трогательное, берущее за сердце — в этом иссохшем кресте, в этой ржаной жестянке и особенно в этих ъ и i, начертанных в тысяча девятьсот тридцать девятом году в сорока километрах от Ленинграда.

И невольно лезут в голову мысли. Кто она, эта женщина, родившаяся в Любиме и нашедшая вечное упокоение здесь, в захолустной финской деревушке, на чужбине — так далеко и так близко от родины? Купчиха ли она, домовладелица, лавочница, вдова чиновника или, может быть, неграмотная служанка, прислуга, увезенная господами против воли ее в эмиграцию? Сознательно она уехала или случайно? Враг она или жертва обстоятельств?

Не все ли равно сейчас? И кто ответит мне на эти вопросы? Ведь в здешних местах на сто километров в окружности не найдешь ни одного старожила. И только на один вопрос можно, пожалуй, ответить, не боясь ошибиться: страдала ли Анна Седельникова? Тосковала ли она когда-нибудь?

«Да, — отвечаю я себе. — Страдала и тосковала. Уверен в этом и не сомневаюсь. Потому что не могу, не умею представить себе русского человека, какой бы он ни был отпетый и пропащий, не могу вообразить себе русского, который хоть иногда, хоть ночами не испытывал бы горечи и душевной тоски, сознавая себя в такой близости и вместе с тем так беспросветно и безнадежно далеко от родной земли. «

Ведь это же как пытка жаждой, когда человек видит воду, слышит влажное падение ее капель и — не может, не властен освежить губ своих. А ведь именно так и жили они, эти русские люди, целых двадцать два года!

Ведь подумать только — в ясную погоду отсюда, с прибрежных холмов, отчетливо, со стереоскопической ясностью, виден Кронштадт, купол его Морского собора, дома, трубы и дымки над трубами. Слышны гудки советских паровозов. По утрам, если прислушаться, слышно, как гудит Сестрорецкий завод. В темные ночи на востоке в полнеба стоит электрическое зарево — это Ленинград. А тут — тишина, захолустье, окраина чужой страны. И так до конца, до гроба, до той минуты, когда опустят тебя в черную яму на маленьком лесном кладбище.

Но, может быть, эти люди так одичали и озлобились, так возненавидели породившую их землю, что уже и русскими себя не считали? Нет, не думаю. Уж во всяком случае, Анна-то Седельникова до последнего дня считала и чувствовала себя русской. Ведь недаром на жестяной дощечке над ее могилой сказано: родилась в Любиме. Почему это так трогает меня? Да потому, что это не просто биографическая справка. Тот, кто снаряжал Анну Седельникову в последний путь — муж, или сестра, или дальняя родственница, — знали, вероятно, что Анна Владимировна любила и помнила до остатнего часа свою землю, свой маленький родной городок, и вот в знак последнего внимания к ней и напомнили, подчеркнули в этой коротенькой эпитафии, что покойная родилась не в Гельсингфорсе, не в Або, не в Свеаборге и не на Аландских островах, а в древнем российском городе Любиме.

«Знайте, помните, что я русская, — говорит эта надпись. — Поминайте меня как русскую. Бесславно кончила я, но есть у меня последняя радость и последняя гордость — родина моя Русь!»

. Впрочем, не так уж долго простоял я тот раз на кладбище, и не обо всем, о чем сейчас говорю, подумалось тогда словами. Все это как-то мелькнуло, померещилось, сдавило на какое-то время сердце, заволокло его мутной грустью. И помню, каким счастливым я почувствовал себя, когда полчаса спустя вышел на главную улицу поселка, и как все вокруг светилось и радовало меня в этот пасмурный дождливый день.

Вот мальчик стоит у булочной. Ест под дождем баранку. Вот маленькая черная, как таракан, собачка храбро кидается навстречу моему Джеку. Вот девочки школьницы бегут, размахивая мокрыми клеенчатыми сумками. В пустых, заколоченных дачах нет жизни, и все-таки все напоминает о ней: все эти надписи, вывески, указательные стрелки — «Детсад», «База однодневного отдыха», «5-й отряд», «Добро пожаловать!». О шумном и веселом лете напоминают флагштоки в садах, мачты пионерских линеек, шведские лестницы, баскетбольные площадки с железными обручами для сеток и те серые, заскорузлые бревна, по которым летом бегают и ходят, растопырив руки, ребятишки. Сейчас только дятлы постукивают над головой. Безлюдно, тихо, но во всем этом скучном осеннем запустении столько милого, знакомого, близкого сердцу.

Все идет своим чередом. Своим чередом я работаю, пишу, читаю, ем, выхожу под моросящим дождем на прогулки с Джеком. Думаю о другом, а нет-нет да и вспомнится мне Анна Седельникова.

И поздно вечером, погасив свет и уже засыпая, я опять вижу перед собой этот длинный крест, эту жестянку на нем и эти чахлые, сморщенные, увядающие цветы на могиле.

И вдруг меня пронзает мысль:

«Позвольте! Откуда же цветы?»

В самом деле, как они могли появиться, эти незабудки и анютины глазки, на старой, заброшенной могиле? Кто их посадил? Ведь не могли же они сохраниться с 1939 года?

Но, может быть, цветов и не было? Может быть, это воображение мое подрисовало их? Нет, цветы были, — ясно вижу, как ползут эти жухлые, поблекшие, но еще не потерявшие голубизны своей незабудки по раскисшей, размытой дождями земле.

И вот уже лезут в голову мне всякие романтические сюжеты. И, засыпая, погружаясь в сон, я думаю: «Надо проверить, узнать, надо сходить еще раз на лесное кладбище».

Однако побывать на кладбище удалось не скоро: некогда было, мешали дела, да и погода зарядила такая, что ни пройти, ни проехать.

Но вот однажды утром, уже в конце октября, я просыпаюсь и, еще не открыв глаз, чувствую, что на дворе — солнце. Так шумно, по-летнему гомозят птицы за окном, так легко и глубоко дышится, так нежно, матерински-ласково давит на веки что-то воздушное, светлое, невесомое, чему нет названия.

За окном все блестит, сверкает, переливается.

— Ну что ж, повезло нам с тобою, Джек. Собирайся, идем опять к нашим белым козочкам.

Не сразу мы разыскали в лесу кладбище. Опять за оградой его бродили козы — теперь их было больше, к двум беленьким присоседилась еще .

Источники:

http://ulpressa.ru/2009/11/27/article100432/
http://www.stihi.ru/2015/07/19/1185
http://gdekluet.ru/fishing/legenda-o-shuchem-ozere/
http://4stor.ru/kriptozoologiya/80183-dzhuutku-naen-legendy-ob-ogromnyh-schukah-lyudoedah.html
http://mygeografi.ru/mesta-sily-pyat-ozer-v-omskoj-oblasti
http://knigogid.ru/books/35758-u-schuchego-ozera/toread

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector