9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кубанские караси

Южные зимние караси

Все кубанские рыболовы-зимники знают, что короб (карась) клюет на глубине

Давно не верю россказням любого рыболова, что ловить зимних карасей он не любит. Все рыболовы любят ловить эту рыбу круглый год, если она к ним… благосклонна.

В моем активе более четырех десятков зимних сезонов, в основном посвященных охоте на крупного карася, или, по-кубански, короба. Может быть, накопленный опыт в чем-то даже уникальный, но в любом случае – это опыт. Мне уже не надо объяснять, подсказывать, что зимний клев короба, как правило, или хорошо предсказуемый, или совсем не предсказуемый. Изобилие разных сюрпризов, преподносимых этой привередливой рыбой любому рыболову-зимнику – это только нюансы текущих рыбалок. Да и привередливым, может быть, называют короба зря, и другие рыбы бывают зимой не отзывчивыми на рыбацкие «угощения»…

По-разному клюет карась и в разных водоемах или совсем не клюет. Да, есть такие водоемы в Ставрополье и на Кубани, где рыба зимой «мертвая» два, три, четыре десятка зимних сезонов – и вдруг «оживает» вопреки многолетним наблюдениям местных рыболовов. Почему.

Зимняя охота на карася – всегда занятие из области искусства… правильной оценки слухов, домыслов, обманных маневров рыболовов с целью «отвода глаз» рыболовного сообщества от действительно клевых мест. Именно долголетний опыт позволяет рыболову ориентироваться в клеве зимнего карася с точностью до конкретного водоема, а слухи – это только индикатор начала клева.

С учетом ранее сказанного, можно смело утверждать, что в проточных прудах бассейнов разных рек Кубани короб ловится местными рыболовами с переменным успехом всю зиму. Клев рыбы замирает только в сильные морозы. В ветреную морозную погоду пытаться ловить короба-карася нет смысла. Как правило, клев отсутствует, но… не сюрпризы. Однажды в тихое морозное утро температура воздуха изменилась скачком в положительную сторону градусов на 12-15, подул сильный юго-западный ветер, и все это безобразие, типичное для климата Кубани, разразилось проливным дождем. Короб, ранее клевавший случайно, как будто сошел с ума – рыба брала сходу в любой лунке. Именно рыба: караси, сазаны, лещи, окуни, плотва. Несколько сравнительно крепких поводков запросто оборвали, может быть, крупные толстолобики или сазаны-«патриархи». Ясно, что для зимней рыбалки любые рекомендации можно смело называть условно правильными. В тот февральский день уловы рыболовов, не сбежавших со льда, превысили все ожидания…

В непроточных прудах Кубани короб также активен всю зиму, но где-то совсем не клюет, а в других водоемах, часто расположенных рядом, ловится вполне успешно, почти ежедневно, а в оттепели даже отлично. По сравнению с проточными прудами, наблюдаются три разницы: карась клюет значительно мельче, клев в сильные морозы не прекращается, а лишь ухудшается; фазы луны влияют на клев мало. По моим многолетним наблюдениям, среднестатистическая оценка изменения клева колеблется в пределах 30 процентов, что можно отнести и к изменениям погоды. На мой взгляд, клев остается вполне хорошим – 70 пойманных карасей мало отличаются от 80-100.

Зимой в любых прудах, в проточных и непроточных, наблюдаются странные особенности. Быстро подмечаешь их, если прудов в одном месте рыбалки много. К примеру, вблизи станицы Казанской (Кубань) рыболовы могут рыбачить в восьми прудах разных размеров и глубины, но клев, как правило, сразу во всех прудах никогда не наблюдался. Для этих прудов обычно периодическое перемещение рыболовов со льда одного пруда на лед другого. Какого? Готов утверждать, что выбор у природы или карасей не вписывается в систему, всегда случайный. Сегодня ловил карасей в большом пруду, а в очередной выходной день наблюдаешь толпу рыболовов на льду небольшого пруда, на удалении от прежнего клевого места до 1 км. Неизменным в этом «броуновском» перемещении рыболовов по льду прудов остаются только новые клевые места, всегда расположенные в северо-западных или(и) юго-восточных частях (углах) прудов, на расстоянии от берега до 20-50 метров, где глубина редко превышает 1,0-1,2 метра – нонсенс для любого проточного пруда бассейна любой реки Кубани. Здесь короб клюет зимой всегда на глубине от трех метров, выходя на мелководья только весной и в сильные морозы, когда он может быть обнаружен в зарослях водорослей. Может быть, таким способом крупные караси и сазаны весом до 3-4 кг защищают себя от холода. Можно предположить, что неактивной в холода рыбе легче найти корм в зарослях водорослей. Говоря честно, однажды обнаружив это явление, автор просто пытался ловить крупных карасей и сазанов на мелководье, в расчищенных от водорослей лунках.

Все кубанские рыболовы-зимники знают, что короб (карась) клюет на глубине. На водоеме любой здравомыслящий рыболов устремляется в сторону клевых мест, подальше от берега…

В очередной раз разбуриваю лед на мелководье, пытаясь обнаружить в лунке густые водоросли и глубину более 1,5 метра. Расчищаю рогатиной пространство под лунками, с трудом поднимая на лед длинные пучки зеленых водорослей, которые в водоемах Ставрополья и Кубани не отмирают на зиму. Через 20-30 минут муть и взвеси оседают на дно – и начинается мало предсказуемый клев карася и сазана. Карась клюет весом 1,5-2,5 кг, сазан – до четырех. Поклевки редкие, но меткие. И никогда заранее не предскажешь, к примеру, поклевку карася.

Эта особенность водоемов Кубани для практики мало полезна, полагаю, к примеру, рыболовам из Подмосковья. Здесь водоросли отмирают на зиму. Может быть, в сильные морозы тут следует пытаться ловить карася вблизи пеньков и коряжника, поскольку автор часто обнаруживал в водоемах Ставрополья и Кубани зимние стоянки карася и сазана именно в таких местах.

Клев карасей в пригородных водоемах – это особая тема. Здесь караси быстро учатся уму-разуму: «учителей» на льду пригородных водоемов бывает много в любой зимний день, а в выходные дни тем более. Понятно, в лунки ссыпается всевозможная прикормка килограммами. Караси в таких водоемах клюют, как правило, отвратительно. Привыкшие подбирать со дна хлебные крошки и прочее, местные огромные короба на мотыля смотрят косо… Нет, иногда кое-какой клев бывает и на мотыля, но чаще водоемы часам к 15 пустеют. Значит, пришло и мое время. На вечернюю рыбалку беру всегда одну удочку длиной 3 метра. Удочка оборудована мотовильцами и состоит из двух колен. Ровные гибкие хлысты из орешника, проваренного в олифе и окрашенного масляной краской – это на порядок лучше пластика и на два порядка надежнее, как и леска, изготовленная из шелковой нити зеленого цвета, вытянутой из парашютной стропы. Снасть логично завершает поплавочек, на антенну которого надет «светлячок»; снасть завершают и крючок №14 и грузильце. Поводок не применяется. Простейшая и методика облова лунок: любая «брошенная» лунка – твоя, а поплавок находится в лунке не более одной минуты.

Сумерки быстро сгущаются над льдом пруда, и крупный карась подходит к лункам. На грубость снасти короба никак не реагируют – за час-два вечерней рыбалки удается поймать 3-6 коробов весом по 1,5-3,0 кг. Из одной лунки ловится только один короб. Рыболова здесь кормят ноги. Опыты доказали, что второй короб клюнет в этой же лунке, может быть, только ночью. Чем больше лунок обследовано, тем больше и коробов клюнуло. Моя снасть идеально подходит для вечерней рыбалки, когда рыба бесцеремонно «выкачивается» на лед секунд за 15. Кстати, подобным образом оборудованы удилища и для ловли короба и сазана в водорослях. Даже с сазаном весом около четырех кг долго «церемониться» не приходится. Странно, что сазаны и крупные караси толстую леску совершенно не замечают. Клев всегда уверенный, без опробываний наживки или насадки. Наживкой чаще является небольшой юркий красный червь, добываемый под шелухой от проса, где червей и зимой много. На втором месте находятся кисточки из мотылей. Третье место принадлежит катышкам из липкого ржаного хлеба, сдобренного соком чеснока или перемешанного с высушенным и растертым в пыль укропом. Обычно достаточно нанизать на крючок червячка.

На чистых местах прудов и прудиков, конечно, ловить карася следует с применением тонких лесок и поводков, крючков или мормышек. Для «сковородочного» карася достаточно поводка диаметром 0,1-0,12 мм, поскольку изредка может клюнуть карась весом 300-500 гр. Боле весомые требуют применения поводков диаметром до 0,15-0,17 мм. Ловля зимнего сазана в оттепели с применением тонких поводков вообще невозможна. Предельным диаметром поводка следует считать леску 0,2 мм, потому что более толстые значительно менее уловистые. И леску, изготовленную из шелковой нити, на чистых местах рыба опасается.

По моим наблюдениям, лучшие приманки – это легкие мормышки из тусклого свинца (серые), применяемые для ловли плотвы. Даже короб весом около трех кг сломать такую мормышку не может, но сазаны весом 3-4 кг, бывает, ломают. Иногда крупные караси совсем игнорируют мормышку, предпочитая крючковые снасти. Бывает, крючковая снасть игнорируется, а мормышки работают превосходно. Как правило, карась предпочитает «стоячку», но помнятся сотни рыбалок, когда успех достигался при ловле над дном, даже на расстоянии от дна до 0,5 метра. Отзывчив карась и на шевеление наживки на дне, на периодические подергивания лески кончиком удилища.

В оттепели активность карасей увеличивается в разы, а в сильные продолжительные оттепели жор наблюдается даже вблизи берегов, но не на мелях. Обычно стаи карасей обследуют глубины от 1,5 метра. Но в мелководных прудах мне часто приходилось ловить «сковородочных» карасей с глубины около 0,7-0,8 м. Интересно, что попытки ловить рыбу в такие дни на глубоководье (около 2 метров) бывали всегда провальными. Особенно успешно рыбалка складывалась в местах, где в пруд втекали ручьи. Но такие места в оттепели и наиболее опасные для рыболова, поскольку часто к обеду возможны провалы под лед, а после обеда почти гарантированы. Южное солнце – светило жаркое, а южный лед – только на вид крепкий. Как правило, в оттепели местные рыболовы применяют надувные лодки, которые всегда находятся рядом с рыболовом.

Читать еще:  Рыболов-любитель. м. Комендантский проспект.

В конце февраля бывают очень успешными рыбалки в ручьях и малых речках, втекающих в большие проточные пруды. Здесь в проводку на мотыля можно ловить карасей по аналогии с ловлей плотвы. Как правило, караси клюют вблизи редкого тростника. На чистых местах клева практически нет.

В феврале часто хороший клев карасей наблюдается и в разных каналах с глубиной от двух метров. Иногда клев в каналах лучше, чем в прудах, которые соединены между собой этими каналами. Клев в каналах почему-то лучше в отвес, когда наживка не доходит до дна до 20 см. Как правило, наживкой служит мотыль. Много обводных каналов прорыто вокруг лиманов и плавней. Их глубина не превышает 2,5-2,7 метра, но в лиманах и плавнях и такие глубины редки. Может быть, именно по этой причине стаи карасей перемещаются в обводные каналы, где живется им не очень сытно и где клев может быть умопомрачительным. К сожалению, теория не всегда подтверждается практикой. На обычные наживки клев в таких каналах не впечатляет рыболова, но стоит только применить кусочки креветки на крючках – и жор обеспечен. Особенно впечатляет клев в конце февраля и начале марта, когда каналы только освободились от льда.

Малые карьеры для зимней рыбалки не перспективны. Здесь могут быть глубины до десяти метров, но клева почему-то не бывает. До весны карась себя никак не проявляет, а ранней весной предпочитает не мотыля, а манку-болтушку на крючках, находящуюся вблизи дна. В период ранней весны (начало марта) некоторые караси с трудом проходят в лунку. Есть на что посмотреть!

Анатолий Гоголев, г. Старый Оскол 25 января 2011 в 15:12

Бесплатная рыбалка на Кубани

Альтернативой платной рыбалке на Кубани , про которую я писала в предыдущей статье, является рыбалка “дикая”. Несмотря на то, что все удобные и лучшие места по берегам кубанских водоёмов оккупированы предпринимателями, которые организуют платную рыбалку, или заняты рыбохозяйственными объектами, огромное количество мест, где можно порыбачить, доступны жителям Краснодарского края совершенно бесплатно.

Многие рыболовы называют Кубань настоящим раем, ведь в нашем регионе раскинуто немало рек, прудов, лиманов, плавней, искусственных водохранилищ, каналов, и даже два моря. Моря делят Краснодарский край на Азово-Кубанский водный бассейн, к которому относится и главная река края – Кубань, и Краснодарское водохранилище (ещё его называют Кубанским морем); и Черноморский водный бассейн, с впадающими в море с южного склона Кавказского хребта, горными реками.

Наш регион очень богат рыбой – 106 видов водится в разных водоёмах края. Самые распространённые в уловах: карась, окунь, лещ, щука, тарань, сом, судак, краснопёрка, карп, сазан, шемая, кубанский усач, кавказский голавль, жерех, толстолобик, рыбец, бычок, чехонь, кефаль, амур, пеленгас, ставрида.

На Кубани рыбалка доступна круглый год. Большинство водоёмов зимой не замерзает. Многие местные, и моя семья в том числе, предпочитает рыбачить весной и осенью, когда не слишком жарко и не холодно. Правда весной, в Краснодарском крае существуют большие ограничения на лов рыбы, вплоть до полного запрета рыбалки на все виды рыб на период с 01 марта по 01 мая. Связано это с воспроизведением биоресурсов.

В 90-х годах прошлого века и в начале двухтысячных, бесконтрольный массовый, часто браконьерский, вылов рыбы опустошил многие водоёмы края. Особенно пострадали популяции белуги и севрюги, судака, рыбца, и самой любимой рыбы кубанцев – тарани, а также раков.

Заботясь о восстановлении численности рыбных запасов, в крае был введён закон запрещающий рыбалку в Краснодарском крае во время нереста, в определённых местах, и в определённое время на разные виды рыб, а также на лов раков, креветок, и мидий. В законе определены территории, где нельзя ловить, и временные периоды, когда нельзя ловить. Указаны конкретные места, районы края, наименования рек и лиманов, виды рыб. Поэтому, если Вы решили поехать на «дикую» рыбалку в Краснодарском крае первый раз, то обязательно необходимо ознакомиться с «Запретом на рыбную ловлю в Краснодарском крае», чтобы не попасть под нарушение правил рыболовства и статью КоАП, устанавливающую размеры штрафных санкций. Во время нереста сумма штрафа в некоторых случаях может достигать триста тысяч рублей. За самое минимальное нарушение рыбак-любитель заплатит штраф от 2 000 до 5 000 рублей, и у него отберут снасти: удочки и спиннинги.

В этом году в закон о запрете на рыбалку добавили: суточную норму вылова рыбы в расчете на одного рыбака, минимальные размеры рыбы, которую можно ловить (маленькую надо сразу же отпускать), и описание запрещённых способов ловли и снастей на которые нельзя ловить рыбу. Если Вы думаете, что там написано про сети, то это было и раньше. С этого года нельзя ловить способом, когда рыба заглатывает наживку с крючком, так называемый «жаберный» способ, а также нельзя вешать несколько крючков, только один.

Теперь категорически запрещается ловить за день больше пяти килограммов любой рыбы. А если вдруг, Вам попалась рыба больше 5 килограммов, то более мелкую, пойманную ранее, необходимо срочно отпустить, потому что можно поймать только одну большую рыбу. В общем, чтобы не попасть на штраф, надо брать с собой на рыбалку жену, детей и внуков, чтобы разделить вес улова на всех.

Надеюсь, такие драконовские меры помогут реально восстановить рыбные ресурсы наших водоёмов, потому что рыбу действительно выловили. Крупные «трофейные» экземпляры вообще перестали попадаться. А я помню времена, всего-то лет 25-30 назад, когда приезжаешь в Приморско-Ахтарск на рыбный рынок, а там: огромные осётры на прилавках лежат, икра чёрная, карпы размером с хорошего поросёнка, щуки по 10-15 килограммов. А какая была таранка – по килограмму, спинка на солнце прозрачная вся, с икры рыбий жир течёт. Вспомнила, прослезилась, слюнки потекли. А в конце 70-х годов, у бабушки в станице Васюринская, я видела, как по улице мужики везли сома на телеге: голова сома почти касалась хвоста лошади, а хвост свисал с телеги, волочился по земле, и поднимал за собой столб пыли. Вот это был улов! Не то, что сейчас, одни караси.

Закон о запрете на рыбалку делает бесплатную рыбалку на Кубани в весенний период мероприятием весьма рисковым. Не секрет, что пополнить бюджет за счет простых рыбаков-любителей гораздо проще, чем бороться с браконьерами, которые вылавливают рыбу в промышленных масштабах.

Самое интересное, закон не распространяется на водоёмы и участки рек, где организована платная рыбалка, так же, как и запрет на парковку автомобилей на берегу водоёмов. Предприниматели организовали парковочные места рядом с местом для ловли рыбы. Вот и получается, что мест для бесплатной ловли рыбы в Краснодарском крае – очень много, а возможности ловить, без опасности получить штрафы – нет. Если сравнить размеры штрафов, которые можно получить на «дикой» рыбалке, со стоимостью платной рыбалки, то получается весной платная рыбалка – безальтернативная.

Продолжение, про самую лучшую рыбалку в Краснодарском крае, следует…

Спасибо, что дочитали!

Приглашаю подписаться на мой канал о путешествиях по Кубани и Кавказу

Кубанские казаки

М арина Ладынина, сыгравшая Галину Ермолаевну Пересветову (председателя колхоза «Заветы Ильича), в ответ на упреки, мол, не правда в кино, а лакировка реальности, говорила: «…показывали жизнь не такой, какая она есть, а какой должна быть. А это — право искусства, право сказки, право выдумки, право мечты…»

А о чем еще могли мечтать зрители, когда война еще напоминала о себе руинами, бедностью, ранами… Мечтали они о временах, когда наступит благополучие, будет вдоволь еды, любви и счастья.

И фильм Ивана Пырьева в неполные два часа дарил зрителям надежду, которая закреплялась в памяти не только экранным обилием зерна, птицы и стад, яркими одеждами колхозников, множеством молодых и красивых артистов, но и легкими душевными песнями Исаака Дунаевского.

Сказка о счастливых колхозниках была простой, в духе конфликта «хорошего с лучшим». Главная проблема у двух председателей процветающих колхозов-соперников — их собственные чувства против общественного долга. Галина Пересветова влюблена в председателя колхоза «Красный партизан» Гордея Гордеича Ворона (Сергей Лукьянов). Он влюблен в прекрасную Галину, но оба люди не только ответственные, но и азартные в стремлении вывести свои колхозы на первое место.

Симметрично повторяют ситуацию и лучшие работники их колхозов. К красавице Даше Шелест (Клара Лучко) из «Красного партизана» воспылал чувствами прекрасный коневод Николай (Владлен Давыдов) из колхоза «Заветы Ильича». Ни одному из председателей не хочется терять лучших работников…

Но все-таки Галина и Гордей смогли объясниться, свадьба будет. И не одна.

Особенности съемок

— Песни в фильме исполняют Марина Ладынина, Сергей Лукьянов, Клара Лучко, Екатерина Савинова.

— По окончании съемок Сергей Лукьянов и Клара Лучко поженились.

— В фильме в роли Любочки дебютировала Екатерина Савинова (сыгравшая в 1962-м Фросю Бурлакову в фильме Евгения Ташкова «Приходите завтра…»).

— Обратите внимание на артиста, который играет друга Николая: сложно сегодня в слегка суетливом, но веселом балагуре блондине Андрее узнать известнейшего театрального режиссера Юрия Любимова.

— Съемки картины прошли в колхозе-миллионере «Кавказ» в станице Курганной. Дополнительно были построены лишь декорации для эпизодов на ярмарке.

Читать еще:  Котлеты рыбные в томатной подливе

— «Кубанские казаки» — один из первых цветных советских фильмов, снятых на пленке Шосткинского комбината.

Участники о фильме:

Клара Лучко: «Есть фильмы, которые действительно отражают время, показывают искалеченные души людей, жизни неудачников. И пусть будут. Но есть фильмы добрые, как мечта. И они тоже необходимы. Фильм «Кубанские казаки» вышел в первые годы после войны, и люди измученные, потерявшие друг друга, отчаявшиеся приходили в кино, чтоб забыть о своей боли. Они слушали лирические песни, смотрели красочный фильм и думали: «Ну вот, пройдет немного времени, мы отстроимся, залечим военные раны, и у нас будет такая жизнь. К этой картине не нужно подходить с позиций исторической правды».

Критика

Режиссер Сергей Соловьев: «Стиль выдающихся картин «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» — это грандиозно правдивая энергетика империи. Трудно поверить, что фильм «В шесть часов вечера после войны» Пырьев снимал в 1944 году. Тем не менее только Пырьев и мог поставить финал войны — победу, до которой еще было далеко.

Говорили: он придумывает (или даже грубее: он врет). Это, если угодно, эстетически неправильное определение. Как справедливо было раскачивание лодки, глубокая социальная правда, критический пафос, так необходимо людям было и сохранение надежды, чтобы попросту выжить. И Пырьев качал им кислород, сколько мог, и когда снимал «В шесть часов вечера…», обещая измученным войной людям победу, и когда снимал «Кубанских казаков» в самые голодные и страшные послевоенные годы. И делал это с чувством колоссального сострадания, потому что, чтобы это делать, нужно быть не сумасшедшим балбесом, а искренне сочувствовать людям» («Киноведческие записки», № 53, 2001).

Режиссер Глеб Панфилов: «Вспоминаешь фильмы «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» и понимаешь, что эти картины буквально вычитаны из народных мечтаний, из фольклорного сознания, из той культуры, которая подарила зрителям искусство лубка, ярмарочных представлений, палехских росписей. Именно в этих картинах и раскрылся подлинный талант художника, яркого, глубоко оригинального, остро чувствовавшего природу национального духа» («Киноведческие записки», № 53, 2001).

Контекст

— Лауреатами Сталинской премии второй степени (1951) стали автор сценария Николай Погодин, режиссер Иван Пырьев, Марина Ладынина (пятая по счету премия актрисы), Клара Лучко и Сергей Лукьянов.

— Сразу после выхода фильма Марине Ладыниной было присуждено звание народной артистки СССР (1950).

— В 1956 году на ХХ съезде КПСС Никита Хрущев обвинил картину в лакировке действительности.

— В 1968 году картину отреставрировали, а также отредактировали (были убраны все приметы «культа личности» Сталина). В переозвучании принимала участие Марина Ладынина, роль Сергея Лукьянова частично озвучил Евгений Матвеев. Сегодня зритель смотрит версию фильма «Кубанские казаки» 1968 года.

Крылатые фразы

«Каким ты был, таким ты и остался, орел степной, казак лихой…» (из песни к фильму на стихи Михаила Исаковского).

«Но ты и дорог мне такой» (из песни к фильму на стихи Михаила Исаковского).

«Парня полюбила на свою беду: не могу открыться — слов я не найду!» (из песни к фильму на стихи Михаила Исаковского и Михаила Вольпина).

«Я хожу, не смея волю дать словам. Милый мой, хороший, догадайся сам!» (из песни к фильму на стихи Михаила Исаковского и Михаила Вольпина).

Фильм Кубанские казаки смотреть онлайн

Лихая советская музыкальная комедия режиссера Ивана Пырьева. Смотреть онлайн «Кубанские казаки» понравится всем ценителям советского кино. Ударники производства и передовые колхозники Николай и Даша из разных колхозов влюблены друг в друга. Для того чтобы быть вместе, им приходится преодолевать трудности, ведь руководители их колхозов против того, чтобы терялись ценные кадры. Однако руководителям тоже не чуждо чувство, они влюблены друг в друга давно. Фильм вышел в 1950 году, когда в стране была послевоенная разруха. Кадры счастливой казацкой жизни были призваны радовать и отвлекать зрителей. Режиссеру Ивану Пырьеву это удалось: фильм стал народным и получил множество премий. Именно после просмотра этого фильма Сталин сказал свою сакраментальную фразу: «А все-таки неплохо у нас обстоят дела с сельским хозяйством». В фильме снялась жена Пырьева, актриса Мария Ладынина. Музыку к фильму написал композитор Исаак Дунаевский, песни, которые звучат в картине, стали любимыми советским народом.

Приглашаем посмотреть фильм «Кубанские казаки» в нашем онлайн-кинотеатре в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!

Рейтинг показывает сильные стороны фильма

Сюжет

По восхитительным полям спелой пшеницы движутся шустрые молотилки, им помогают собирать урожай местные колхозники. Девушки перекликаются с парнями, и милее всех запевают две подружки, Даша и Глаша.

Настал праздничный день для всех фермеров: с собранным урожаем они едут на ярмарку. На пути встречаются председатели двух лидирующих колхозов — Галина Пересветова и Гордей Ворон.

Поговорить им толком не удалось: с одной стороны, они своего рода конкуренты, с другой, давно и тайно любят друг друга. Женщине особенно больно, ведь она всю войну ждала своего героя, а осталась ни с чем.

Гордей Ворон погружается в раздумья о своей старой вине, и не подозревает, что на другом перепутье произошла роковая для него встреча. Любимая подопечная Даша, лучшая работница его колхоза, вновь столкнулась с симпатичным молодым казаком Николаем и его друзьями.

Влюбленный парень окончательно решается жениться на девушке и увезти ее в колхоз — по случайности, управляемый Галиной Пересветовой.

На ярмарке разворачивается борьба между Гордеем, который не хочет отпускать девушку, и молодыми ребятами из конкурирующего хозяйства. У Ворона зреет план: переманить Николая к себе, чтобы остаться в выигрыше.

Мудрая Галина Пересветова терпеливо наблюдает за поведением конкурента на празднике, на концерте, на отчаянных скачках. Но в конце концов они сурово ругаются из-за будущего молодой пары.

Запутавшийся Гордей узнает от своих товарищей, что женщина до сих пор искренне его любит. Он мчится за ней в погоню, происходит объяснение. Решение приходит само: объединить оба хозяйства. В последних кадрах счастливая пара выходит из автомобиля и идет по полям Кубани.

7 интересных фактов о фильме «Кубанские казаки»

Иван Пырьев хотел снять яркую историю, которая дарила бы зрителям радость и оптимизм. Он начал собирать информацию о богатых городских ярмарках — Ирбитской, Нижегородской и гоголевской Сорочинской. Все было не то, пока он не узнал о журналисте и драматурге Николае Погодине, который написал пьесу о жизни казаков на Кубани… Режиссёр обратился к Погодину с просьбой написать сценарий фильма под рабочим названием «Колхозная ярмарка», который позже стал называться «Весёлая ярмарка».

На роль Галины Пересветовой сразу была утверждена Марина Ладынина — жена режиссёра Пырьева, а вот «казака лихого, орла степного» Гордея Ворона искали долго. Ладынина порекомендовала посмотреть актёра театра им. Вахтангова Сергея Лукьянова, но режиссер его пробы забраковал. Выяснилось, что Лукьянов пробовался без грима и костюма. Его загримировали, сделали фотографии и показали их Пырьеву: «Кто это? Срочно заключите с ним договор!» — загорелся режиссёр, и очень удивился, что это оказался отвергнутый им Лукьянов.

На роль колхозницы Даши Шелест была утверждена молодая актриса Клара Лучко — кандидатуру режиссёру порекомендовал преподаватель её курса Сергей Герасимов. Хотя тот же Герасимов при выпуске написал актрисе в характеристике: «Тургеневская героиня, надлежит играть лирические классические роли». На съёмочной площадке вспыхнул роман между Лучко и Лукьяновым, а после премьеры они поженились.

Пырьев заставлял актеров не просто играть роли, а вживаться в своих героев. Они учились работать на комбайнах, тренировались ездить верхом, ночами гребли зерно на току, словом, жили настоящей колхозной жизнью. Тем более, что съемки проходили в настоящей казачьей станице Курганная, в знаменитом колхозе-миллионнике «Кубань». В хозяйстве колхоза были винзавод, школа, гостиница, кинотеатр и даже свой зоопарк. В сценах с ярмаркой все овощи и фрукты были настоящими, выращенными в этом колхозе.

Режиссёр Иван Пырьев тщательно подбирал музыку к фильму. Идею песни «Каким ты был…» он подробно обрисовал поэту Михаилу Матусовскому и Исааку Дунаевскому и получил идеально выполненный заказ — запрос Пырьева они просто перевели в стихотворно-музыкальную форму. Тот же Дунаевский вместе поэтом Владимиром Вольпиным написали песню «Ой, цветет калина», которая стала настолько популярна, что до сих пор многие считают её народной.

Фильм привлекал повышенное внимание советских вождей. Перед выходом на экраны «Весёлую ярмарку» посмотрел Иосиф Сталин сказал: «А всё-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством», предложил поменять название комедии на «Кубанские казаки» и выписал ее создателям Сталинскую премию. Через шесть лет после премьеры Никита Хрущев раскритиковал популярный фильм на съезде партии за приукрашенную действительность и излишний позитив, и картина легла на полку на целых двенадцать лет. Её даже вычеркнули из фильмографии Ивана Пырьева.

В эпоху Брежнева было решено вернуть комедию на экраны, только уже в обновленном виде. Из «Кубанских казаков» были вырезаны все упоминания Сталина, и переозвучены некоторые сцены. Исполнитель главной роли Сергей Лукьянов этого момента не дожил, и за него в некоторых эпизодах говорит актёр Евгений Матвеев. Именно эту версию и знает большинство зрителей, а оригинальная лента канула в неизвестность.

“Кубанские казаки”: культовый фильм, пострадавший от культа Сталина

В фильме “Кубанские казаки”, который в этом году отмечает 60-летний юбилей, дебютировала Екатерина Савинова, будущая Фрося Бурлакова, а советская актриса Клара Лучко нашла мужа и стала настоящей казачкой. Песни из киноленты “Ой, цветет калина” и “Каким ты был, таким ты и остался” мгновенно получили статус народных и до сих пор являются непременным атрибутом застолий.

Как казаки стали фронтовиками

Фильм “Кубанские казаки”, вышедший на экраны в 1949 году, был снят по сценарию Николая Погодина, советского драматурга, автора трилогии о Ленине “Человек с ружьем”, “Кремлевские куранты” и “Третья патетическая”.

Пьесу, по которой сняли “Кубанских казаков”, Погодин написал еще в 1941 году – она стала своеобразным ответом США, где с 1934 года шла постановка, в которой расписывались все прелести американской жизни. Поставить фильм сразу не удалось из-за начала Великой Отечественной войны. Позже Погодин переписал некоторые детали в сценарии, добавил своим героям ордена, заслуженные в годы войны, сообщается в журнале “Школа жизни”. В феврале 1949 года в киностудии “Мосфильм” сценарий Николая Погодина с рабочим названием “Веселая ярмарка” был одобрен.

Режиссером картины стал Иван Пырьев, снявший к тому времени уже ленты “Трактористы”, “Свинарка и пастух”, “В 6 часов вечера после войны” и др. Съемки картины прошли в совхозе-миллионере “Кубань” – известном на всю страну хозяйстве. Тогда в совхозе как раз начиналась страда, и Пырьев, для того чтобы актеры лучше прочувствовали колхозную жизнь, заставил всех трудиться: актерам довелось работать на комбайнах, сгребать зерно на току, сообщается на сайте rusactors.ru.

В массовке картины снимались местные жители. За несколько дней, что шли съемки ярмарки, они смогли неплохо по тем временам заработать: как сообщает totalweek.ru, колхозникам платили до 25 рублей в день.

За что председатель колхоза похвалил Ладынину

Главную роль в фильме исполнила актриса Марина Ладынина, супруга Ивана Пырьева, которая постоянно снималась в его фильмах. Главная мужская роль досталась актеру театра имени Вахтангова Сергею Лукьянову. По сюжету они – представители двух процветающих кубанских колхозов Галина Пересветова и Гордей Ворон – любят друг друга, но скрывают свои чувства, соревнуясь в трудовых подвигах. Главное для них – вывести свой колхоз на первое место.

Для Марины Ладыниной роль в “Кубанских казаках” оказалась несколько непривычной: до этого ей доводилось играть молодых девушек, задорных и боевых или нежных и лиричных. Здесь же ей предстояло сыграть председателя колхоза, женщину решительную, деловитую, твердую и в то же время душевную и отзывчивую. Поначалу роль актрисе никак не удавалась, актриса даже хотела уйти из картины, сообщается на сайте rusactors.ru. Но в итоге ей удалось перейти от образов прекрасных юных героинь к возрастным ролям.

Позже актриса рассказывала “Комсомольской правде”: “От председателя того колхоза, где мы снимали, я получила лучшую рецензию в своей жизни. Он сначала не верил, что я смогу правдиво сыграть казачку, а когда увидел фильм, прислал мне письмо. Там была фраза: “У тебя и юбка болтается по ботинкам так, как у наших баб, когда они идут по полю”.

Как Лучко второй раз родилась на Кубани

Вторую женскую роль – колхозницы Даши Шелест – сыграла тогда малоизвестная молодая актриса Клара Лучко, которая, несмотря на блестящую институтскую характеристику, была уверена, что большое кино – не для нее, что ее удел – массовка.

Тем не менее актрисе удался образ настоящей кубанской казачки – несмотря на то что во время съемок фильма она впервые побывала на Кубани. А позже народная артистка СССР всегда говорила, что она трижды казачка: “Это потому, что я играла казачку в “Кубанских казаках”, потому что я играла в “Цыгане” донскую казачку, и потому что я, по своему происхождению, тоже казачка. Только я – из запорожских казаков”, – цитирует слова актрисы сайт People’s History.

Для Клары Лучко Кубань стала второй родиной, потому что, говорила она, “я приехала туда еще никем, а уехала уже актрисой, и это для меня уже как второе рождение…”.

Благодаря фильму актриса получила не только всесоюзную славу, но и мужа. Впервые увидев ее на съемках, актер Сергей Лукьянов только и смог произнести: “Я пропал!”. Сразу после окончания съемок они поженились и прожили в счастливом браке 15 лет, их разлучила смерть актера от инфаркта.

Как удачный дебют Савиновой стал неудачным

Кроме того, картина “Кубанские казаки” стала дебютной для актрисы Екатерины Савиновой, которую позже все будут называть Фросей Бурлаковой по прославившей ее роли.

Несмотря на удачное начало карьеры, после съемок в “Кубанских казаках” ролей ей почти не предлагали. Многие считали, что это стало результатом увлеченности молоденькой актрисой режиссером Иваном Пырьевым, пишет журнал “Школа жизни”. Якобы Савинова его попытки ухаживания сразу пресекла, за что будущий директор “Мосфильма” внес ее в “черный список”.

Впрочем, судьба этой актрисы и дальше складывалась трагично, единственной ее большой ролью в кино стала Фрося Бурлакова из фильма “Приходите завтра” (1963), сценарий к которому был написан с нее и для нее.

Но еще в 1961 году выяснилось, что Екатерина Савинова серьезно больна. Она долго ходила по врачам, которые только разводили руками, прежде чем выяснилось, что у актрисы бруцеллез. Инфекцию, которая долгие месяцы созревала в организме и поразила центральную нервную систему, она подхватила в Крыму, выпив молока. В течение девяти лет два-четыре месяца в году она лежала в больнице. А в промежутках – ездила на гастроли, давала концерты. Весной 1970 года, узнав о том, что ее болезнь неизлечима, Савинова бросилась под поезд. Ей было всего 43 года.

Врачи объяснили, что ее поступок не был осознанным самоубийством, это был один из шизофренических приступов. Поэтому позже Екатерину Савинову отпели в церкви по христианским канонам, сообщают “Аргументы и факты”.

Как Сталин дал фильму название

Готовую картину под названием “Веселая ярмарка” привезли на просмотр Сталину. Руководителю страны она очень понравилась, ему приписывают фразы, сказанные якобы после первого просмотра: “А все-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством” или “Я всегда знал, что у нас в деревне живут очень хорошо!”. Сталин же и посоветовал переименовать фильм в “Кубанские казаки”. Под таким названием картина вышла в прокат.

Сценарист Николай Погодин за этот фильм в 1951 году был удостоен Государственной премии СССР, а еще в 1949-м стал заслуженным деятелем искусств РСФСР. Режиссер Иван Пырьев в 1951 году за свою картину получил Сталинскую премию второй степени.

Марине Ладыниной после выхода фильма было присуждено звание народной артистки СССР (1950). Также за “Кубанских казаков” она получила свою пятую (!) Сталинскую премию (1951). Тогда же свои Сталинские премии получили за роли казачки Даши Шелест и “казака лихого” Гордея Ворона актеры Клара Лучко и Сергей Лукьянов.

Хочу в колхоз и давай поженимся

Но официальное признание было ничто по сравнению с народной любовью. Марину Ладынину засыпали письмами, порой на конвертах писали просто: “Мосфильм, председателю колхоза “Заветы Ильича” Галине Ермолаевне Пересветовой”. Нередко в письмах ее спрашивали, где находится ее колхоз, как туда можно приехать, чтобы остаться в нем жить и трудиться.

“Аргументы и факты” цитируют письмо ей от ученика 6-го класса из Баку: “Мне захотелось в Ваш колхоз, там, где можно работать. Я смотрел кинокартину “Кубанские казаки”, и мне понравилась та колхозная жизнь, в которой Вы живете… Вот как я говорю про ваш колхоз, в котором я не был: “Где трудятся люди, где весело жить. Где нужно работать, где можно любить”. Я хочу в Ваш колхоз. Нас дома трое, я, бабушка и мать. Мать будет работать счетоводом, бабушка в поле кем-нибудь, я буду учиться на тракториста”.

Кларе Лучко тоже писали письма со всех страны, но в них актрисе чаще предлагали руку и сердце, рассказывала актриса газете “АиФ”.

Советский народ с восторгом принял не только фильм, но и песни, написанные замечательным композитором Исааком Дунаевским. Они стали поистине народными, и не один год за праздничными застольями и на полевых работах затягивали “Ой, цветет калина”, “Каким ты был, таким ты и остался”, “Будьте здоровы!”, “Не за теми дальними морями”, “Урожай” (“На реке, реке Кубани, за волной волна бежит…”).

Культ личности или право на мечту

В 1956 году в борьбе с культом личности Никита Хрущев подверг фильм жесткой критике. Он обвинил картину в лакировке действительности, объявив ее кинематографическим мифом. Знаменитые столы с сельской ярмарки, ломящиеся от изобилия, стали своего рода символом сталинского кино. “Кубанские казаки” надолго исчезли с экранов.

В эпоху Брежнева, в 1969 году, картину отреставрировали, отредактировали, убрав атрибуты “культа личности”, переозвучили и вернули зрителю в “обновленном” варианте. Именно эта версия и идет сейчас по телевидению, а оригинальная до современного зрителя пока не дошла, сообщается на сайте “Оренбургское казачье войско”.

Сами же актеры, снявшиеся в “Кубанских казаках”, считали, что Пырьев ничего не “лакировал”, а просто угадывал человеческую потребность в мечте.

“Есть фильмы, которые, действительно, отражают время, показывают искалеченные души людей, жизни неудачников. И пусть будут. Но есть фильмы добрые, как мечта. И они тоже необходимы, – цитирует Клару Лучко издание “Зеленоград Онлайн”. – Фильм “Кубанские казаки” вышел в первые годы после войны и люди измученные, потерявшие друг друга, отчаявшиеся, приходили в кино, чтоб забыть о своей боли. Они слушали лирические песни, смотрели красочный фильм и думали: “Ну вот, пройдет немного времени, мы отстроимся, залечим военные раны, и у нас будет такая жизнь… К этой картине не нужно подходить с позиций исторической правды”.

Источники:

http://www.ohotniki.ru/fishing/winter/article/2011/01/25/560454-yuzhnyie-zimnie-karasi.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5c193ce4b6a0da00aac86067/5cd0bd627e88ed00b4f12ee8
http://www.culture.ru/movies/2661/kubanskie-kazaki
http://www.ivi.ru/watch/60212
http://www.domkino.tv/news/8772
http://ria.ru/20091120/194735226.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять