7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иордань. Купание в проруби на Крещение.

Крещенские купания: Для чего люди окунаются в прорубь, и почему она называется «иордань»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Немного из истории о крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей

Согласно евангельской истории о крещении Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, во время обряда омовения на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно глас Всевышнего с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом Иоанн всенародно засвидетельствовал предназначение Иисуса Христа как Мессии, пришедшего на землю спасти мир.

И согласно священному писанию, после своего крещения Иисус, ведомый Святым Духом, ушел в пустыню, дабы в одиночестве, молясь и постясь подготовить себя к выполнению миссии, ради которой он был послан на землю. Сорок дней он ничего не пил и не ел. Сорок дней и ночей его искушал дьявол голодом, гордыней и верой, пытаясь обольстить и соблазнить на грех.

Богоявление и Крещение Господне

Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. Однако католики и православные чтят это событие в разные дни, что связано с разным календарным летоисчислением. В народе его также называют праздником Иордана, так как именно на этой реке Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в 30-летнем возрасте.

В это время особое внимание уделяется воде, которая в крещенский день приобретает магическую чудотворную силу.

«В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей»

Издавна по православной традиции повсеместно 19 января во льду замерзших рек вырубали полыньи в виде креста, называвшихся «Иорданью». К ним в больших городах и селениях с раннего утра совершался крестный ход.

Шедший впереди всех священник окроплял путь всей процессии, за ним несли крест, большие выносные иконы и маленькие монастырские, после шествовали все церковнослужители согласно рангу, а за ними — верующий народ.

Ниже по течению от «иордани», как правило, была бельевая прорубь, в которую окунались смельчаки после того как главный священник опускал напрестольный крест в воду. По их представлению вода мгновенно в это время делалась святою. Остальных же верующих священник окроплял просто водою.

В основном окунались в студеную воду те, кто «святошничал» и грешил на Святках, дабы очиститься от греховной скверны в освященной воде, а некоторые купались просто «для здоровья», проявляя таким образом силу духа. И это все невзирая на лютый мороз, как правило, всегда сопутствующий этому празднику.

Из исторических летописей известен факт о Иване Грозном, любившем похвастаться перед изумленными иностранными послами доблестью и удалью своих бояр. Он заставлял их в морозные дни снимать шубы и окунаться в прорубь, всем своим видом показывая удовольствие. Причем, все это делалось не в рамках традиций православия, а именно в традициях воинской доблести.

Любопытным фактом является то, что обычай массово окунаться в Крещенскую прорубь появилась совсем недавно. Со слов протоиерея Георгия Рощина: «. купание в полынье — „Иордани“ на Богоявление — это не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя российская традиция. Прежде, до революции, совершались крестные ходы на „Иордани“ с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало».

На самом деле масса людей, которая не ходит в Храм Божий и не задумывается о глубочайшем смысле праздника — Богоявления Господня. Думая, что единожды в году, окунувшись трижды в прорубь, можно считать, что ведут они христианский образ жизни.

А так как купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой — это способ очиститься от грехов и на себе проверить Божественную силу. Однако это глубокое заблуждение — человек не может грешить целый год, а потом, окунувшись в прорубь, освобождаться от греха. Это может быть для него лишь символом обновления.

К слову, в Болгарии, Македонии и Греции есть давняя традиция вылавливать из воды брошенный деревянный крест. Достать его со дна считается очень почетно и желающих, как правило, было всегда немало. Народное название этого праздника в Болгарии — «Йордановден», а в Македонии — «Водицы».

Почему православные и католики празднуют Рождество Христово в разные дни можно прочесть в обзоре.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Крещение в России — история и смысл праздника, правила погружения в иордань

Один из важнейших православных праздников Крещение Господне (Богоявление) отмечается в России 19 января. В этот день по традиции принято окунаться в крещенские купели — иордани.

Смысл праздника Крещение (Богоявление)

Богоявление — это один из древнейших христианских праздников, символизирующий божественное явление в полноте Троицы (отца, сына и святого духа). В более поздние времена праздник объединился с Крещением. Событие праздника — крещение Иисуса Христа в водах ближневосточной реки Иордан. Совершить этот обряд Иисусу помог пророк Иоанн (Креститель).

Зачем окунаются в прорубь

Крещение как ритуальное напоминание об обряде, в котором участвовал Иисус, и о его мученической смерти на кресте — это первое и важнейшее из христианских таинств, символизирующее связь человека с церковью.

В канун праздника — Крещенский сочельник вечером 18 января — проводится освящение воды в храмах (водосвятие). На Крещение 19 января водосвятие проводится на открытых водоемах.

Согласно представлениям верующих, на Крещение все земные воды становятся святыми и даже целебными. Святую воду берут в храмах с 18 по 27 января, считается, что она сохраняет свои свойства в течение года. Набирать воду в открытых водоемах не рекомендуется.

Окунание в крещенскую прорубь и другие обряды, связанные с погружением в воду (в Греции, например, верующие ныряют за брошенным священником крестом), — традиция относительно молодая. Это не таинство, а просто христианский обычай, символизирующий верность человека церкви. Это также символическое «смывание» грехов. В России обычай погружаться на Крещение в прорубь был распространен в конце XIX — начале XX века и возродился в последние десятилетия.

Церковь относится к этой традиции сдержанно, но с уважением. Освящение воды происходит там, где организованы места массовых погружений. Власти обеспечивают безопасность мест крещенских купаний. Так, в Петербурге в 2020 году оборудованы 22 иордани, список и время работы которых представлены на официальном портале правительства города. Из-за теплой погоды в этом году это, естественно, не проруби, а оборудованные места у берега. Погружение традиционно проводится с вечера 18 января и в течение всего 19 января. В одну из петербургских купелей ночью окунулся губернатор Петербурга Александр Беглов.

Десятки иорданей оборудованы в Москве, как на естественных водоемах, так и рукотворные — на площадях. Так же и во всех российских городах.

Правила погружения

МЧС и медики не устают напоминать о правилах крещенских купаний. Основное — строгое соблюдение правил безопасности, не использование неприспособленных мест, а также забота о своем здоровье. Категорически не рекомендуется погружаться в воду после употребления алкоголя, это не только опасно, но и противоречит самому смыслу праздника.

А вот для окунания детей (естественно, при их желании) особых ограничений нет — если ребенок здоров, то в присутствии родителей или законных представителей такой обряд совершить можно.

История праздника Крещения и обычая окунаться в Иордань

«Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали». Это было давно, сегодняшние «светланы» если и гадают, то не всерьез, а если что и бросают, то — себя в прорубь. Окунуться на Крещение в ледяную воду наравне с мужчинами — это запросто, что в век Жуковского было немыслимо…​

Память о евангельском событии

Наберите в поисковой строке на экране компьютера «Воронеж Крещение» или «Липецк Крещение», кликните «Картинки» и наряду с напускающими на себя бравый вид мужиками вы увидите представительниц прекрасного пола в весьма откровенных купальниках.

О купальниках упомянул намеренно, так как крещенские купания не воспринимаются уже как нечто благочестивое и богоугодное, а ожидаются и проходят как обычные экстремальные светские развлечения и очередная головная боль для спасателей.

Впрочем, речь сегодня не о нравах, уровень которых все понижается, просто постараемся вспомнить истинный смысл и предназначение православного праздника.

19 января православные празднуют Крещение Господне, или Богоявление. Это память о евангельском событии — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

Что такое крещение? Если брать значение этого слова с греческого, то оно означает «погружение» — «баптисма» (отсюда и баптисты).

Этимология же нашего слова «крещение» не очень ясна, но скорее всего корни здесь лежат в слове «хрещение», то есть в погружении во Христа, в его учение. Согласно православным нормам, христианином может называться только тот, кто во всем старается подражать Иисусу Христу.

Вода же издревле является символом жизни и смерти. Поэтому, когда младенца или же взрослого при таинстве крещения погружают в воду, человек как бы умирает для старой, прошлой жизни, чтобы потом, выйдя из воды, воскреснуть для новой жизни во Христе и не грешить.

Явление Троицы

Иисус был безгрешен, и ему крещение было не нужно, но он вошел в воды Иордана, чтобы всем нам дать пример. С небес спустился Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал Христа Сыном.

Так была явлена в доступных для человека образах Святая Троица: голос — Бог Отец, голубь — Бог Дух Святой, Иисус Христос — Бог Сын. Людям явился Бог, отсюда и второе название праздника — Богоявление.

Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

1.Если на Крещение выпадает полнолуние, то будет очень сильное половодье.

2. Если на Крещение будет новолуние, то такая же погода, как в этот день, будет еще целый месяц.

3. Если на Крещение снег привалил прямо к забору, урожай будет плохим

4. Если в ночь много звезд на небе, то будет много ягод, а овцы дадут хороший приплод.

5. Если в этот день собаки лают, будет много дичи в лесах.

6.Кто на праздник засватан, будет счастлив в семейной жизни.

7. Если жена своего мужа на Крещение трижды осыплет снегом, год проживут в мире.

8. Чтобы с любимыми не ссориться, нужно выйти вместе на перекресток в полночь и три раза поцеловаться.

Читать еще:  Рыба групер: описание, среда обитания, полезные свойства, рецепты

Крещение начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминания об этом дне находятся в Постановлениях и Правилах апостольских.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что таинство крещения просвещает Светом Христовым.

Просвещением этот праздник называется также и оттого, что в древности, как пишет архимандрит Рафаил (Карелин), «был обычай в ночь под Крещение зажигать костры и факелы на улицах, площадях, перекрестках и во дворах, петь дивные песни Богу всю ночь, так что столица Византии, Константинополь, в эти ночи казалась объятой пламенем. Богоявлением же этот праздник называется потому, что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия».

Символ жизни и смерти

Уже в древности была традиция освящать в этот день воды в водоемах. Это главная особенность богоявленского богослужения — освящение воды — древнего символа жизни и смерти. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января в Крещенский сочельник — чином великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой (агиасма — святая вода). И второй раз — в день Богоявления — 19 января на Божественной литургии.

По традиции крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой. После какого освящения и в какой день праздника набрать воды — неважно, «сила» ее одинакова.

Хождение на Иордань

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи». Правда, к нынешней зиме это не относится…

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». В сам праздник Крещения воду освящали в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга.

Рядом ставили аналой (столик, на который кладется икона) и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа. В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом, это называлось «хождение на Иордань».

Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга.

Просто традиция

Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к православию не имеет никакого отношения.

Купание в проруби не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня. Церковь учит, что грехи прощаются только покаянием через таинство Исповеди.

А купание — это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне — крещенской воде.

То есть, если вы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно — с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Подготовил Дмитрий Писарев, фото из открытых источников

Заголовок в газете: Сила агиасмы Тэги: Праздник, Смерть, Спасатели, Христианство Места: Воронеж

Окунаться ли в крещенскую прорубь?

Мнения священников

В последнее время для многих стало традицией в ночь на 19 января — накануне православного праздника Крещения Господня — окунаться в прорубь. Нужно ли христианину непременно это делать и может ли быть от этого духовная польза, рассуждают священники Дионисий Каменщиков, Валерий Духанин, Филипп Пономарев и Владимир Гамарис.

«Окунаться в прорубь — русская благочестивая традиция,
не имеющая сакраментального значения»

— Окунаться в прорубь на праздник Крещения Богоявления — русская благочестивая традиция, не имеющая сакраментального значения, и Церковь никого не обязывает строго ее соблюдать. Собственно, об этом написано уже довольно много. Все зависит от желания человека. Но для многих верующих эта традиция имеет очень важное значение.

Например, в Москве, где я родился и вырос, традиция освящать вырубленную во льду купель массово возобновилась в девяностые годы. На Подворье Оптиной Пустыни в Останкине, которое сейчас является Подворьем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в праздник Крещения непременно служилась ночная служба, по уставу очень долгая, а утром, когда едва-едва брезжил рассвет, вокруг Останкинского пруда шел Крестный ход, после которого настоятель освящал специально вырубленную во льду купель. А потом окунались в освященной проруби старики, женщины, дети, конечно же, и взрослые мужчины — все, кто хотел. Было, однако, принято до купания подойти к священнику и взять на это благословение.

В этом смысле вопрос о том, что в ночь на Крещение необходимо идти под душ, выглядит довольно странным. Ведь если традиция «идти на иордань» восходит к Священной Евангельской истории, когда Спаситель принял Иоанново крещение в водах Иордана, то какое значение может иметь необходимость принятие душа в крещенскую ночь? Скорее это выглядит неким суеверием или заблуждением.

Действительно, масса людей на Крещение, не заходя в храм Божией и не задумываясь о глубочайшем смысле праздника — Богоявления Господня, стремятся окунуться троекратно в проруби просто потому, что им хочется прочувствовать какую-то экстремальную ситуацию в жизни, или, может быть, поднять душевный настрой, или просто «за компанию». В их жизни, конечно, это ничего не изменит: «Даст Бог — на будущий год еще искупаемся», — и все. Но я знаю по крайней мере один случай, когда человек, приехавший «на купания» с шумной компанией, после зашел в близстоящий храм, где ему кто-то доходчиво и аккуратно объяснил смысл того, зачем он только что окунался в ледяную воду. Юноша стал ходить в храм, на богослужения, потом исповедоваться и причащаться. Здесь, наверное, многое зависит от нас — людей, которые должны объяснять другим смысл и значение того или иного церковного действия, традиций, и делать это корректно и на доступном языке.

Я полагаю, что главной пользой через символическое окунание в «иордани» после богослужения для христианина может быть большее приобщение к реальности праздника Крещения — Богоявления Господня. Недавно мы праздновали Рождество Христово, славословили вместе с ангелами и пастухами Воплощение в мире «нашего ради спасения» Иисуса Христа. В праздник Крещения Господня Святая Церковь напоминает нам о великой тайне Бога Троицы, явленной всему миру более 2000 лет назад в водах реки Иордан. Это реальность, которой живет Церковь, и в которую призывается войти каждый христианин.

«Купание в проруби никакого отношения
к духовной жизни не имеет»

— По моему мнению, купание в проруби никакого отношения к духовной жизни не имеет. Это одна из традиций, которая, к сожалению, переросла в суеверие. Нужно подходить с рассуждением к подобным процедурам, беречь свое здоровье и не рисковать им. Людям, которые не ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, на мой взгляд, никакой духовной пользы от купания в проруби не будет. Многие из тех, кто традиционно погружается в прорубь на Крещение Господне, говорят потом, что по выходе из холодной воды они испытали облегчение и эйфорию: «Будто заново родился, все грехи в проруби оставил». Этому состоянию есть медицинское объяснение. Погружение в ледяную воду — большой стресс для организма. А при стрессе в кровь выбрасывается гормон адреналин, под воздействием которого и возникают подобные ощущения. Ничего общего с духовностью это состояние не имеет.

Люди считают, что, придя раз в год на Крещение к проруби, они тем самым ведут христианскую жизнь. Это глубокое заблуждение. Не нужно этим убаюкивать свою христианскую совесть. Также бытует мнение, что если человек окунется в проруби три раза, Господь тут же отпустит все его грехи. Это тоже неправда, потому что грехи отпускаются человеку в Таинстве Исповеди, и то при глубоком, сокрушенном и покаянном чувстве, когда человек изо всех сил покаялся перед Богом и начал вести борьбу с грехом. Именно тогда Господь, видя эти труды, и отпускает человеку грехи — опять же в Таинстве Исповеди, а не в проруби. Не бывает такого, что человек грешит весь год, потом приходит к проруби, окунается в ней три раза и освобождается от греха. Люди не понимают, что как жили они во грехе, так и будут жить, если не обратятся к истинному и глубокому покаянию и не приступят к исповеди.

«В крещенской воде нельзя не только купаться,
но даже нельзя крестить детей»

— На праздник Крещения Господня и накануне — в Крещенский сочельник — совершается великое освящение воды в память Богоявления на реке Иордан. Это святая вода великой агиасмы, великой святыни. В последнее десятилетие повсеместно стали распространяться купания в святой воде. К сожалению, зачастую люди и без молитвы, и в нетрезвом состоянии, и даже с нецензурными криками погружаются в ледяную воду. Не вспоминая о Господе Иисусе Христе, великий церковный праздник превратили в развлечение и повод для греха. Многие не знают, что в крещенской воде не только нельзя купаться, но даже нельзя крестить детей. Крещенскую воду, как великую святыню, следует раздавать для освящения домов, для благоговейного кропления. Её можно пить с молитвой и благоговением. Обычно пьют её натощак, но в особых случаях можно пить святую воду и поевши: при чрезвычайных обстоятельствах, при страшных искушениях, а также по традиции в самый день праздника.

Вот что читаем в настольной книге священнослужителя, изданной в конце XX века:

«Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим Таинством. О важности этих молитв говорит то, что даже в сокращенном чине Крещения «страха ради смертнаго», где опускается чин запрещения злых духов и Символ веры, молитва на освящение воды сохраняется.

Именно вода открывает нам значение Крещения. В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны Таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях. Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основных стороны этой символики. Во-первых, вода — первичная космическая стихия. В начале творения «. Дух Божий носился над водой» (Быт. 1:2). Одновременно она — символ разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и основа смерти, разрушительная сила: таков двойственный образ воды в христианском богословии. И наконец, вода — символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все Священное Писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Мы встречаем воду в самом начале книги Бытия, где она знаменýет само творение, Космос. Когда же «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. » (Быт. 6:5), Он обрушил праведный гнев Свой на человеков и омыл грехи их в водах всемирного потопа. Господь повелел Моисею установить умывальницу в скинии и наполнить ее водой для омовения рук и ног первосвященника перед совершением жертвоприношений Богу. Как знамение завершения Ветхого Завета и начала Нового, святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана. И Сам Господь Иисус Христос освятил водную стихию, приняв Крещение от Иоанна.

Читать еще:  Ловля налима зимой: на жерлицы, донки, блесны, обзор насадок

Употребление при Крещении Богоявленской воды, как и вообще святой воды, допускается только в тех случаях, когда разрешается употребление даже неосвященной воды, то есть при Крещении младенцев мирянами страха ради смертного».

То есть даже для Крещения младенцев воду великой агиасмы нельзя применять кроме случаев самых чрезвычайных, когда нельзя освятить обычную воду для Таинства Крещения. Младенца нельзя в ней крестить, а пьяным дядькам можно в ней купаться?!

По вере вашей будет вам. Но и испытывать, искушать Господа Бога своего нельзя. Нельзя рисковать здоровьем детей и собственным здоровьем в надежде, что Бог сохранит нас, если мы поступаем безумно. Сколько людей получили инфаркты от резкого погружения в ледяную воду, сколько детей получили воспаления лёгких из-за переохлаждения! Враг рода человеческого диавол старается из всего доброго, церковного, святого вынуть внутреннюю духовную спасительную сущность, заменив внешним, пустым, не имеющим связи с Господом Иисусом Христом и вечным спасением души. Вроде бы Пасху отпраздновали, поехав на кладбище и выпив там водки, — а по сути только нагрешили и о Христе Воскресшем даже и не вспомнили. Вроде бы Крещение отпраздновали, с гиками и криками окунувшись в ледяную воду, — а по сути и не вспомнили об очищении души от греха и без всякого благоговения отнеслись к святой воде великой святыни. Вроде бы новый год радостно встретили — да не вспомнили, что Новый год от Рождества Христова, что не изменению цифры в календаре своего гаджета надо радоваться, а Воплощению Сына Божьего, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес.

«Если человек погружается в крещенскую прорубь,
пусть это будет для него символом обновления»

— В нашей русской традиции вообще очень распространено погружение в святые источники, причем в любое время года. А ключевая вода — всегда холодная, круглый год там температура около 4 градусов. Это такой своего рода народный аскетизм, когда русский православный человек, посещая святое место, непременно окунается в источнике — он старается соприкоснуться со святыней как можно теснее. В день Богоявления мы вспоминаем Крещение Самого Господа Иисуса Христа, и кто-то тоже погружается в только что освященную прорубь, чтобы по образу Спасителя полностью окунуться.

Конечно, купание в проруби не является непременной принадлежностью праздника Крещения. Церковный устав этого специально не предписывает. Это сложившийся благочестивый обычай, так что не надо упрекать тех, кто не привык к моржеванию и боится погрузиться в ледяную воду. Ведь главное назначение святой воды — пить ее понемногу, окроплять свое жилье, святая вода должна содействовать нашей духовной жизни. Принеся из храма святую воду, надо покропить ею все комнаты, а потом по утрам с молитвой пить натощак и принимать как благословение Божие. Вот это важно, а не принятие душа в день Крещения или непременное погружение в ледяную прорубь.

Надо учесть особенности здоровья разных людей. Ведь Христос принял Крещение не в зимней российской проруби, а в более теплом Иордане. Как же быть? Если в прорубь погружается христианин со слабым здоровьем, например, с больным сердцем, для которого само погружение в ледяную прорубь является не очень полезным стрессом, то к этому мое личное отношение будет, пожалуй, двояким. Либо, как говорится, «по вере вашей да будет вам» — и за веру погружающегося Господь убережет его от нежелательных проявлений болезни, а может быть, даже и исцелит. Либо, если нет у тебя крепкой веры, то, как говорится, «не искушай Господа Бога твоего», не бери на себя подвиги, которые не соответствуют твоим силам.

Есть люди, которые нечасто ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, но на Крещение обязательно погружаются в прорубь. Иногда они говорят, что такое погружение смывает с человека все грехи. Нужно помнить, что все грехи с человека смываются только в двух случаях — в таинстве Крещения, когда человек вступает в Церковь и крещается во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и при таинстве Исповеди, которое, кстати, называется вторым крещением. Впрочем, хорошо уже то, что невоцерковленные люди чтут церковный праздник хотя бы таким образом. Может быть, это служит какой-то предварительной ступенью на пути к серьезной церковной жизни, и пока они ограничиваются такой ощутимой внешней формой приобщения к празднику Крещения Господня через погружение в прорубь.

Если человек погружается в прорубь в день Крещения, то пусть это будет для него символом обновления, чтобы после этого стараться вести жизнь так, как заповедал Христос, чтобы принятое погружение стало новым стимулом следовать за Спасителем на всех путях своей жизни. И как ты не боишься погружаться в ледяную прорубь, так же не бойся менять свою жизнь от греха к добродетели, не бойся придти в храм, исповедать свои тайные грехи, воздерживаться от того, что оскверняет нашу душу — и тогда ты примешь от Господа Иисуса Христа подлинное обновление и радость жизни.

Когда и как правильно окунаться в прорубь на Крещение в 2019 году

Всего несколько дней осталось до крупного церковного праздника — Крещения Господня. Главный ритуал, который связан с Крещением — это окунание в специальную прорубь “иордань”. Напомним, когда купаются в проруби на Крещение в 2019 году, что означает этот ритуал и как правильно его совершать.

Когда верующие смогут купаться в проруби на Крещение 2019 года

Дата праздника Крещение Господне не будет меняться еще 80 с лишним лет. Это по-прежнему 19 января по новому стилю. Только после 2100 года разница между юлианским и григорианским календарями вырастет до 14 дней, после чего даты всех непереходящих православных праздников сместятся на один день.

Купаться в проруби на Крещение принято в ночь с 18 на 19 января, с наступлением новых суток. Соответственно, в 2019 году это ночь с пятницы, 18 января, на субботу, 19 числа.

Традиция окунаться в прорубь на Крещение связана с самой историей праздника. Как рассказывает об этом Евангелие, 30-летний Иисус был крещен в реке Иордан Иоанном Крестителем. После принятия Иисусом таинства крещения, покаяния в грехах и обещания перед Богом следовать собственной судьбе, случилось чудо.

На плечо Иисуса сел голубь, который оповестил всех человеческим голосом: “Это сын мой, носящий в душе своей мое благословение”. Так люди узнали, что перед ними — избранный, праведный человек.

Для чего люди купаются в проруби на Крещение сегодня

Существует поверье, что это избавляет человека от грехов. Для этого нужно перекреститься и трижды окунуться в освященную иордань.

Как говорят многие священники, поверье это неверное. Простое купание в проруби в определенный день года грехи никак не искупает.

Если человек хочет очиститься перед Богом, ему нужно исповедаться в церкви. Лучше всего — прийти в храм и причаститься.

Также священники не очень одобряют увлечение людей крещенской водой. Действительно, такая вода исцеляет болезни — душевные и телесные, она отгоняет злые силы и помогает бороться со страстями. Однако набирать воду из проруби канистрами — значит, готовить себя к долгим болезням и постоянным искушениям.

Как окунаться в прорубь на Крещение правильно

19 января в России — разгар зимы и зимних морозов. Для того, чтобы купание в проруби не нанесло вред здоровью, нужно соблюдать несколько простых правил:

  • Раздеваться нужно непосредственно перед тем, как вы войдете в воду. Ждать свою очередь раздетым на морозе ни в коем случае нельзя.
  • Погружаться в воду нужно медленно — не надрывайте свою сердечно-сосудистую систему. Зайдя в воду по колено, умойтесь и слегка намочите верхнюю часть тела.
  • Окунувшись, не находитесь в ледяной воде больше десяти секунд.
  • Выбравшись наружу, сразу же интенсивно разотрите себя сухим полотенцем и оденьтесь в теплую одежду.

Ни в коем случае нельзя окунаться в прорубь, приняв алкоголь. Это и грешно перед Богом, и опасно для вашего здоровья!

Также не приветствуется церковью, если вы накануне плотно покушали. Чревоугодие — грех, и принимать таинство погружения в иордань нужно, воздержавшись от этого. Церковь рекомендует также правильно подготовить свой разум перед обрядом — накануне нужно сходить в храм и совершить молитву.

Если вам понравилась статья, поддержите е е лайком (ПАЛЕЦ ВВЕРХ). Это поможет другим людям узнать о ней Будем признательны, если вы поделитесь статьей в соцсетях со своими друзьями! Подпишитесь на нас, чтобы получать новые статьи наших авторов первыми!

«В проруби грехи не смоешь»: зачем купаться на Крещение и почему это стало модно?

Фото: amic.ru / Екатерина Смолихина

Окунаться в прорубь на Крещение становится все более модным в последние годы. Для многих это экстрим, возможность продемонстрировать свой новый купальник и сделать классную фотку для Instagram. Крещенский обряд совершают с непоколебимой верой: окунусь в прорубь – все грехи смою. Корреспондент amic.ru Саша Соколов отправился в гости к барнаульскому священнику Роману Неверову, который служит в храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца, и выяснил, зачем люди окунаются в прорубь, почему это стало так популярно и действительно ли в этот день можно избавиться от всех своих грехов.

Холодно, но модно

– Отец Роман, давайте сразу разберемся, какова вообще роль купания на Крещение? Окунается-то много людей, но вот все ли из них понимают, зачем это делать?

– Вообще, главный смысл праздника – крещение Господа Иисуса Христа. Сначала он взял на себя одно крещение, был по ветхозаветному обряду обрезан, как все мальчики. Но Господь хотел, чтобы это таинство вышло за пределы еврейского народа. И нужен был какой-то обряд, который упростил бы для всех способ крещения. И тогда он принял крещение в воде реки Иордан.

Читать еще:  Маховое удилище

Эта традиция – напоминание о том, как крестился Иисус. Но важно заметить, что Церковь не предписывает купание в проруби как что-то обязательное. Внутри Церкви такой традиции не было.

– Вот я, например, мерзнуть на улице совсем не хочу. Могу я не окунаться на Крещение?

– Конечно, можете. Абсолютно ничего страшного в этом нет. Это совсем не обязательно. Например, можно просто окропиться освященной водой или испить ее. Я всегда говорю, что во всем должна быть разумность и логика. Если вы не хотите купаться в проруби или вам не позволяет здоровье, то не нужно этого делать. Если у вас есть бассейн с теплой водой – окунитесь там, зачем лезть в прорубь?

Вот, например, в Иордане люди купаются в период Крещения, и это ни у кого не вызывает вопросов, потому что там тепло. А если мы берем Сибирь, то опять-таки должно быть какое-то адекватное мышление. Человек должен понять для себя, может он это сделать или нет.

Создается впечатление, что Церковь несет ответственность за все то, что могут совершить люди. Но ответственность-то несет тот человек, который идет в мороз и окунается. Это далеко не главная составляющая.

– Но тогда почему так много людей окунаются? Посмотрите, какие очереди к главной купели. Желающих так много, что для них приходится устанавливать бани и биотуалеты.

– Тут, как мне кажется, несколько причин. Люди пытаются нести, как они считают, верные традиции. И связывают, например, окунание в прорубь с очищением. Как внешним, так и духовным. Тем более в XXI веке в обществе появился тренд на здоровый образ жизни, занятия спортом и различные экстремальные увлечения. И для многих это как важный этап в году – перебороть страх и окунуться в прорубь.

И еще есть такой момент: люди, далекие от Церкви, считают, что благодать может перейти только через какие-то предметы. Если внимательно читать Евангелие, там есть история о слепом от рождения человеке, которому Иисус подарил зрение. Он намазал тому глаза грязью. И когда слепец умыл их, то прозрел. Конечно, Господь мог просто прикоснуться руками. Но народу нужно что-то, связанное с приземленным, какой-то предмет. Иначе сила веры теряется. Так уж сложилось, пусть в этом и нет широты духовной мысли.

– То есть это просто модно?

– Да, согласен с вами. Со временем это становится все более модным. Если бы это было не так, не было бы в морозы таких очередей возле купели. Конечно, с одной стороны, это очень хорошо, что все больше людей так или иначе соприкасаются с Церковью. Но есть и минус: первостепенные вещи заменяются на второстепенные. Людям кажется, что окунание – это основа праздника Крещения. Искупавшись, они хотят в какой-то степени облегчить себе жизнь: один раз окунулся и очистил себя на весь год. И этого им достаточно.

Грехи просто так не отмыть

– И ведь действительно, многие идут к купели, чтобы «смыть» грехи. Действительно ли для этого ритуал и придумали?

– Конечно нет. На самом деле в Церкви совершенно другие таинства, которые очищают человека и укрепляют его дух. Это исповедь и причастие. Ну и крещение, конечно – это та дверь, через которую человек входит в Церковь. Над некрещеным человеком нельзя совершать никаких церковных обрядов. Поэтому для очищения от грехов нужно по-настоящему подготовиться и прийти на исповедь. А это очень серьезный путь.

– Можно ли в таком случае считать, что праздник становится светским? В нем все меньше религиозности. Для многих это просто традиция – съездить раз в год и окунуться.

– Есть несколько праздников, когда даже люди невоцерковленные соприкасаются с Церковью. У нас кроме Крещения такими праздниками являются Пасха, Рождество, Вербное воскресенье и Прощеное воскресенье. Слава Богу, что люди идут в церкви и даже в купели. В этом нет ничего запретительного. Самое важное, чтобы не было никакого вреда.

Самостийность любого праздника нерушима. То, что люди могут вне Церкви искажать традиции, это да. Или даже общество, которое входит со своим посылом в Церковь и пытается нарушить что-то сложившееся. Но это никак не может изменить фундаментальность задумки праздника. Поэтому я бы не сказал, что он стал светским. Тут очень много зависит от нас, священников. Мы как проповедники должны сделать все, чтобы люди приблизились к Церкви.

– Вы сказали, что окунание в прорубь второстепенно и необязательно. А что самое важное в Крещении Господнем?

– Прежде всего – богослужение. Сначала проходит литургия – это самая важная часть. Там прочитываются особые молитвы, которые можно услышать только в этот день. Всем, кто решил искупаться, рекомендую сначала сходить в церковь. А уже после службы совершается крестный ход, в котором у человека есть отличная возможность подготовить себя к окунанию. Ну и уже в последнюю очередь происходит освящение иордани.

– А сами вы в проруби купаетесь на Крещение?

– Нет. Сам я ни разу в купель не окунался. Я прекрасно знаю свое здоровье, поэтому туда не полезу. Хотя однажды меня чуть не уговорили, но в последний момент я все-таки отказался. Хотя на крещенских купаниях я бываю очень часто.

– Кстати, о купели: а как вы относитесь к тому, что на ее сооружение тратят, мягко говоря, немалые средства?

– Тут я не могу ответить как-то конкретно. Я не знаю, что это за деньги и откуда их берут. Тем более, если я буду возмущаться, люди скажут: «Так построй купель сам». Могу только сказать, что купель сооружают действительно красивую. Правда, опять же, это все вторично. На самом деле купаться надо там, где вам комфортнее. Я, например, сторонник простоты. Я родился в Бийске, и в детстве мы на Крещение ездили в Малоугренево. Мне всегда там нравилось, было мало народу и простая купель. Но при этом все было как-то очень мило и уютно. Лично меня большое скопление людей не настраивает на молитву.

Бикини, бодибилдинг и Instagram

– Наверняка за время своей службы вы видели много странных вещей, в том числе и во время крещенских купаний. Есть какие-то моменты, которые вас потрясают?

– Мне всегда странно видеть пьяных людей, которые приходят «взбодриться» в проруби. Я просто не понимаю, зачем им это.

Также не понимаю, зачем на Крещение надевать вычурный купальник. В купальниках вообще не следует окунаться. По-хорошему, это должна быть длинная белая рубаха, как символ чистоты. Непонятно, кстати, зачем некоторые мужчины устраивают после окунания в прорубь чуть ли не бодибилдинг. Но про женщин – отдельный разговор. Покрасоваться своим телом, чтобы другие на тебя посмотрели: я, может быть, в каком-то смысле их понимаю. Но на Крещение люди идут с определенными мыслями. Например, об очищении. А для этого нужно смирение и целомудрие. Поэтому главное – не привлекать к себе внимание.

Было очень много случаев, когда люди полностью догола раздеваются. Одно дело, когда это где-то на далекой проруби, где никого нет. Но когда вокруг масса народа, а рядом еще и дети, для чего это все? Явно не для духовной составляющей. Это тревожит.

– По поводу «покрасоваться телом»: некоторые еще не могут искупаться в проруби без поста в Instagram. Как вы к этому относитесь?

– Меня это тоже всегда будоражило. Одно дело, когда женщины в купальниках на пляже летом фотографируются. Другое дело, когда это все совершается у купели. Нарушается какая-то таинственность. Все превращается в витрину магазина. Но это лишь мое мнение.

Например, я сам делал селфи во время крестного хода. Просто показать локацию, где это находится, и красоту, как все подготовлено. Но когда человек в купальнике или в трусах, на мой взгляд, это некорректно. Но людям об этом надо говорить. Они, бывает, многие вещи делают неосознанно и не со зла. Просто потому, что им никто об этом не сказал.

– Многие набирают освященную воду из проруби. Разве безопасно ее пить?

– Можно, но обязательно должна быть разумность и логика. Например, делать купель рядом со сбросом сточных вод – мягко говоря, неразумно. Многие делают проруби в чистых озерах. А некоторые – вообще возле источников, что очень удобно. В момент Крещения освящаются все воды.

Святой водой можно просто окропиться. Тут какой момент: в день Крещения Церковь допускает и обливание святой водой, и даже кропление скота в деревнях. В другие дни это не дозволяется, а к святой воде предусмотрено благоговенное отношение.

– А что вообще нельзя делать на Крещение? Есть ли какой-то пост? Или, например, человек окунулся, обсох немного, оделся и пошел по своим делам. А потом ему на ногу наступили, и он как начнет ругаться, вплоть до мата-перемата. Разве ж есть тогда польза от таких обрядов?

– Я тогда по-другому спрошу: а в другие дни разве можно ругаться? Это уже вопрос к самому человеку и его поведению.

Конкретно перед Крещением поста нет. Но люди воцерковленные понимают, что в любой двунадесятый праздник нельзя обойтись без причастия. А чтобы причаститься, нужно три дня поститься и затем исповедоваться. Но перед самим окунанием в воду пост держать не нужно.

– Кстати, на купелях все чаще можно заметить детей. Причем далеко не всем окунание в прорубь на морозе нравится. Вам не кажется, что это может сформировать у ребенка крайне негативное отношение к Церкви?

– Про детей вообще очень тонкий момент. Можно нарушить всю нервную систему ребенку. И людям очень трудно это объяснить. Они тогда скажут: «Ну а чего ж вы тогда купель освящаете?» Если ребенок уже в более осознанном возрасте, то, думаю, что у него может сформироваться негативное отношение к Церкви, если его чуть ли не заставляют лезть зимой в холодную воду.

Но опять же, все зависит от того, что говорят в семьях. Если ребенку несут правильный посыл, то все будет в порядке. В детстве мы много чего не любим, считаем, что ущемляют нашу свободу. А потом понимаем, что все было правильно. Конечно, мне не хотелось бы, чтобы у детей формировалось отрицательное отношение к Церкви. И здесь на родителях лежит большая ответственность.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/190118/37443/
http://riafan.ru/1243259-kreshenie-v-rossii-istoriya-i-smysl-prazdnika-pravila-pogruzheniya-v-iordan
http://chr.mk.ru/culture/2020/01/15/istoriya-prazdnika-kreshheniya-i-obychaya-okunatsya-v-iordan.html
http://pravoslavie.ru/76594.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5b9ba35cc3cbc000ab140b83/5c389924cef2f600aac0d12f
http://www.amic.ru/news/453568/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector