Борьба с браконьерством
На браконьеров объявлена международная охота
Ущерб от браконьерства в водах под российской юрисдикцией достигает сотен миллионов долларов. Но точные объемы нелегального улова не могут назвать даже эксперты рыбной отрасли. О том, как сегодня осуществляется охрана рыбных ресурсов РФ, в эфире Pravda.Ru рассказал начальник управления контроля, надзора и охраны Росрыболовства Андрей Здетоветский.
— Андрей Георгиевич, каков круг обязанностей рыбинспектора, помимо преследования браконьеров? Что призвано предотвращать ваше управление?
— Есть еще дополнительные сферы и компетенции, но, конечно, борьба с браконьерством — это основная часть нашей работы. То, что подразумевает под собой государственный контроль, понимается несколько шире — речь идет о контроле за соблюдением людьми — физическими лицами, должностными лицами, и юридическими лицами — неких ограничений, нарушение которых влечет неблагоприятные последствия для водных биоресурсов и среды их обитания.
Важным компонентом работы рыбоохраны является охрана среды обитания, то есть предотвращение, пресечение, профилактика нарушений, совершаемых различными субъектами хозяйственной деятельности, влекущих негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Тривиальный пример — мойки машин в реке. Это из простого. А более сложные — это сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ, разработка залежей нерудных строительных материалов в руслах рек и в морской акватории, дноуглубление, эксплуатация водохозяйственных систем, или иные какие-то действия, которые приводят к тому, что гибнет рыба, засоряется среда ее обитания, что также косвенно в конечном счете наносит ущерб водным биоресурсам.
— Скажите, пожалуйста, а с кем бороться сложнее? Браконьеров, видимо, больше, но, с другой стороны, если в речку или озеро сливается какой-то завод, это, наверное, соперник более серьезный?
— Бороться сложнее, конечно же, с представителями крупных организаций, у которых есть опытные юристы, у которых есть большие административные и иные рычаги. Понятно, что это требует соответствующей подготовки, компетентности наших специалистов, и большой работы при подготовке первичной документации и всех последующих стадий.
— Насколько я знаю, в декабре 2013 года правительством Российской Федерации был утвержден план по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла. Что это за план? Какие мероприятия он в себя включает и легче ли стало с ним работать?
— Есть аналогичный международный план действий, который предложен организацией ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), все страны мирового сообщества его должны придерживаться, и на сегодняшний день Российская Федерация берет в соответствии с этим большим международным документом обязательства и реализует национальный план по борьбе с вышеназванным незаконным, несообщаемым и нерегулируемым промыслом.
Речь идет, по сути, о борьбе с браконьерством. На сегодняшний день этот план принят, он носит достаточно рамочный характер, это общий документ, который задает направление действий федеральных органов исполнительной власти, которые должны в рамках своей деятельности реализовывать те или иные части этого плана. Более того, сейчас данный план получает развитие в виде перечня мероприятий, который утверждаются также правительством Российской Федерации.
Более 20 органов исполнительной власти Российской Федерации приняли участие в этой работе, каждый в своей части предложил какие-то мероприятия. Это и силовые организации — МВД, ФСБ, пограничная служба, это и Росрыболовство, минсельхоз, минприроды, росприроднадзор, роспотребнадзор и так далее — много очень участников, которые, каждый в своей части, работают на достижение положительного эффекта по борьбе с браконьерством. В первую очередь, речь идет о формировании нормативно-правовой базы для его предупреждения.
Что касается конкретных мероприятий, можно говорить об усилении административной и уголовной ответственности, введении новых составов преступлений и правонарушений, повышении прозрачности промысла и его доступности для контроля, борьбе с “подфлажниками” — судами под “удобными” флагами, которые являются головной болью на море сегодня.
— А что значит “удобные” флаги? Это флаги малоизвестных стран?
— Совершенно верно. Страна такая — Вануату — мало о чем говорит. Оказывается, что это великая морская держава, точнее даже рыбодобывающая, которая ведет в зоне юрисдикции России ННН-промысел. Естественно, что сегодня рычаги какие-то действенные по отношению к судам международным иностранной юрисдикции более проблематичны, чем по отношению к нашим браконьерским.
Есть очень интересный инструмент, который признан в международной практике, — это так называемые “черные списки”. Это списки судов, которые обнаружены как задействованные в нелегальном рыбном промысле. В отношении них на уровне международном, национальном возникает ряд санкций, которые предупреждают и пресекают возможность повторного использования этих судов.
Такое судно становится невозможно применить для какой бы то ни было деятельности, связанной с рыболовством. Ни договор заключить, ни получить под него какой-то объем квот, ни что-то еще.
– А факт браконьерства вы обязаны и можете отследить на любом этапе пути рыбы до прилавка?
— К сожалению, системы стопроцентного отслеживания рыбной продукции от места ее вылова до места ее реализации на сегодняшний день нет, но работа по ее созданию ведется. Есть соответствующее поручение президента Российской Федерации по обеспечению такого прослеживания.
На сегодняшний день Росрыболовство обладает ведомственной, отраслевой системой мониторинга — ОСМ, которая дает возможность контроля над осуществлением вылова в морской акватории. То есть суда промыслового флота, отвечающие определенным условиям, должны быть оснащены техническими средствами контроля, которые с определенной периодичностью в онлайн-режиме должны передавать в отраслевую систему мониторинга сведения о промысловых операциях: о вылове, о первом перегрузе. Система существует достаточно давно и зарекомендовала себя как эффективный механизм борьбы с браконьерством.
Также у нас сейчас введена в действие система сертификации вывозимой за пределы Российской Федерации и добытой на ее территории продукции. Полагаем, что эта работа позволяет сегодня нам фактически закрывать все основные каналы продажи нелегальных выловов за пределы Российской Федерации.
Действует система государственного портового контроля в северном рыбохозяйственном бассейне. Так же заключены межправительственные двусторонние соглашения в тихоокеанском регионе с Японией, Республикой Корея, КНДР, Китаем. Ведется работа по заключению аналогичного соглашения с США. Таким образом и на Дальнем Востоке практически не остается каналов массовой реализации браконьерской продукции.
— Какой смысл контролировать прилавки? Сколько там может быть килограммов рыбы? Или, контролируя прилавок, можно выйти на какого-то большого заказчика, большого браконьера?
— Здесь очень простое правило — если у браконьера нет возможности сбыть свою продукцию, и, соответственно, получить от этого прибыль, то ему неинтересно заниматься браконьерством. Этот принцип очень эффективно работает при профилактике браконьерства.
— Есть ли цифры, какие потери несет РФ от браконьерства? И какая динамика? Может быть, есть какие-то цифры по миру или по конкретному бассейну?
— Есть такие оценки. Естественно, они носят сугубо экспертный характер, то есть это неточно. Данные, наверное, трех-четырех, пятилетней давности говорили о том, что примерно с трех миллиардов долларов стоимости вывозимой нелегальной продукции эта цифра снизилась до менее миллиарда. Надеюсь, что сейчас ситуация выглядит еще лучше, потому что меры предпринимаются достаточно серьезные.
— Существует такое понятие, как общественный инспектор. У таких энтузиастов даже есть форумы, то есть идет оперативный обмен информацией, какие-то дежурства и так далее. Насколько энтузиасты помогают вам?
– В нашей стране есть очень много людей, которые любят рыбалку, любят природу, и которым неприятно то количество сетей, количество тех нарушений, которые они видят. И есть сильное социальное движение, которое против таких нарушителей работает. Мы взаимодействуем с этим движением. Действительно, воссоздан институт общественных инспекторов рыбоохраны.
Ведь на самом деле форма работы старая, она еще в советское время работала. В Росрыболовстве это воссоздали, и сегодня мы привлекаем заинтересованных граждан к работе с инспекторами по борьбе с браконьерством, у нас есть достаточно большое количество помощников. Учитывая низкий численный состав наших инспекторов, этот институт служит нам хорошим подспорьем.
Читайте также:
К публикации подготовила Мария Сныткова
Охота и рыбалка
Проблема нарушений правил охоты имеет общегосударственный характер, так как является массовым явлением, наносящим существенный ущерб охотничьему хозяйству. На борьбу с этим явлением брошены основные силы органов управления охотничьим хозяйством и персонала охотпользователей; тратятся значительные средства, периодически гибнут люди.
Фото Вячеслава Забугина
Однако эта борьба направлена на следствие, не затрагивая самих причин явления. Изучением причин браконьерства и способов их устранения практически никто из специалистов не занимался.
Такое положение дел изучил и обобщил в своей работе сотрудник ВНИИОЗ В.М. Глушков (2014 г.). По его данным, среди основных причин незаконной добычи лося охотники называли низкую культуру охотников и жадность; несоответствие квот реальной численности; низкий уровень жизни населения; неправильное распределение разрешений; слабый контроль деятельности охотников; коррупцию в сфере контроля охоты и распределения разрешений.
Отсюда вытекают и предложения опрошенных: ужесточить наказания, ввести реальный срок лишения свободы, изменить систему распределения разрешений, регламентировать применение транспорта на охоте, ограничить срок действия разрешения 10–15 часами, создать специальные отряды по борьбе с браконьерами, в состав бригад охотников ввести контролирующее лицо, и так далее. Часть из этих предложений уже давно действует, но положительных результатов, к сожалению, до сих пор нет.
Эту проблему мы изучали достаточно давно. Исследования включали опрос 150 специалистов, работающих в разных ведомствах охотничьего хозяйства. По их мнению, установленному в процессе опросов, проведенных 30 лет назад, основными причинами браконьерства были недостаток прав охотнадзора и его слабая техническая оснащенность.
Официально в те годы существование браконьерства объяснялось несознательностью охотников. В настоящее время, как считают опрошенные современные специалисты, на первое место выходит недостаточное количество разрешений и высокая стоимость путевок при охоте на копытных, обнищание части населения, то есть недоступность ресурсов для охотников. Как мы видим, мнения людей по вопросам браконьерства изменяются со временем, а причины остаются.
Бывший председатель Росохотрыболовсоюза А. Улитин еще в 1985 году писал: «Охотники объединены в общества охотников, введен кандидатский стаж, обменены охотбилеты, организована система дисциплинарных товарищеских комиссий, узаконено положение об обязательной регистрации ружей, регламентирован порядок их приобретения, учета, хранения и использования. Кажется, весь этот комплекс должен был повлиять на снижение количества нарушений правил охоты. Но объективные показатели говорят об обратном». Следовательно, разного рода ужесточения при получении права на охоту не привели к нужным сдвигам.
Что касается строгости наказания, то можно вспомнить, что в Англии в прошлые века браконьеров казнили через повешение, но и эта мера не помогла их искоренить. Вывод: если явление браконьерства мы будем объяснять лишь несознательностью отдельных охотников и стремиться его устранить только с помощью воспитания и наказания (как части воспитания), то работа не даст ожидаемых результатов.
Понять сущность браконьерства и его причины можно с помощью исторического метода. Проблема браконьерства имеет глубокие социальные корни. Само слово «браконьер» французского происхождения и в буквальном его смысле означает — «дичекрад». Естественно, такое понятие могло возникнуть лишь в результате появления частной собственности на охотничьи угодья, то есть в классовом обществе, когда стали возможны кражи дичи людьми, не имеющими личных угодий.
Привилегированные классы всячески ограничивали право охоты для народа. Так первые шаги по регулированию охоты в общегосударственном масштабе на территории бывшей России предпринял в 1420 г. князь Владислав (Яков) Ягайло. Право охоты в государственных лесах он сохранил только за собой и своим двоюродным братом Витовтом, а в частновладельческих — за их хозяевами, то есть крупной шляхтой.
Легко представить себе социальные последствия этого шага. Даже через 140 лет Г. Б. Волович, создавая описание 39 важных в охотничьем отношении пущ с указанием переходов и удобных для охоты мест, отмечал широко распространенное среди крестьян браконьерство. Крестьяне по-прежнему считали все, не созданное руками человека, общим достоянием.
Возникновение в России кружков «правильной охоты» в начале XX в. повлекло за собой коллективное пользование угодьями. Члены кружков нанимали егерей для охраны своих угодий от посторонних охотников. Вполне понятно, что последние иногда становились браконьерами.
Только равное право пользования охотничьими ресурсами, социальная справедливость способны подорвать социальные корни этого общественного явления. Объективные условия для этого сложились в нашей стране после Октябрьской революции 1917 года, когда земли, леса и другие средства производства стали общенародной собственностью.
Конституция СССР устанавливала равное право для всех охотников по отношению к охотничьим ресурсам как к средству производства. Однако законодательными актами был установлен (и существует в настоящее время) порядок, когда охотник осуществляет свое право на охоту через оформление таких документов, как охотничий билет, получение путевки на охоту и получение лицензии (разрешения). Но выдаются эти документы далеко не каждому охотнику.
При этом не существует никаких объективных критериев на получение или отказ в выдаче документов. Субъективизм персонала охотничьих органов приводит к фактическому неравенству охотников в осуществлении права на охоту. Это характерно и для современной, демократической России, провозгласившей равенство своих граждан перед законом.
Инструментом такого неравенства служили и служат сейчас путевки и разрешения на право добывания. Но причина браконьерства не в них, а в том, что с их помощью достигается фактическое неравенство прав охотников. Особую роль в неравенстве охотников играют охотничьи хозяйства частных лиц. Они не заинтересованы в получении дохода и не разрешают в своих угодьях охотиться посторонним, хотя сами довольно слабо осваивают ресурсы. Но региональные управления охотничьего хозяйства высоко ценят этих охотпользователей за большие расходы на ведение хозяйства, охрану угодий. Однако и здесь браконьерство не побеждено.
Регулирование охоты в России осуществляется путем ограничения площади угодий (особо охраняемые территории, зоны покоя и т.п.), установлением общих и индивидуальных норм отстрела, выдачей путевок, ограничением сроков, орудий и способов охоты. Использование большинства видов, кроме того, регулируется еще и выдачей разрешений.
Такое многократное (до 7 раз) дублирование ограничений охоты с точки зрения системного анализа ведет к полной неспособности системы адаптироваться к возникающим изменениям как в самой системе, так и в окружающей среде. На практике же это ведет к появлению массы нарушителей правил охоты, вся вина которых заключается в недостаточном оформлении документов. Таких нарушителей, по данным А. Улитина, насчитывалось до 80% от числа всех произведенных нарушений.
Наблюдается прямая связь числа ограничений охоты и числа нарушений правил охоты. Так до 1959 г., когда в стране стали создаваться приписные охотничьи хозяйства, прообразом которых и были кружки правильной охоты, основным видом нарушений была охота без билета. Охотник, имеющий охотничий билет, имел право охоты на всей территории страны в установленные сроки.
Нарушений было немного, и проблема борьбы с браконьерством не стояла так остро, как это случилось в последующие годы. Введение обязательных, хотя и бесплатных сначала, путевок для охоты в приписных хозяйствах, а затем и в так называемом резервном фонде охотничьих угодий (сейчас это общедоступные угодья) послужило причиной нового вида нарушений. Теперь браконьером стали считать не только того, кто украл дичь (добыл незаконно), но и тех, кто ничего не добыл, но не имел всех установленных документов.
Таким образом, путевки из средства сбора информации по добыче превратились в мощный фактор, обусловливающий массовое, часто неосознанное нарушение правил охоты.
Не менее важным фактором, порождающим браконьерство, является метод регулирования охоты с помощью разрешений. Количество разрешений ограничивается квотой, размер которой зависит от учтенного числа животных и норматива допустимого изъятия. При этом возникает дефицит разрешений на копытных и медведей. Поэтому бригада охотников, состоящая из 5–10 человек, охотится, как правило, по одному разрешению. Отсюда стремление добыть больше животных, чем разрешено.
Уже давно всем специалистам понятно, что лимиты и разрешения ограничивают только информацию о добыче, но не саму добычу. Дефицит разрешений усугубляется установлением Минприродой заниженных по сравнению с рекомендованными наукой нормативов добывания и занижением численности животных вследствие установленных сейчас пересчетных коэффициентов, которые стали примерно в 1,5 раза меньше прежних, определяемых с помощью тропления следов животных.
Чтобы получить больше разрешений, охотпользователи часто искажают материалы учетов численности. Но регулирование добычи с помощью разрешений порождает не решаемую в настоящих условиях проблему справедливого распределения разрешений между охотниками, что и выявили опросы. И здесь не помогают ни метод общей очереди, ни метод лотереи.
Еще один мотив нарушения правил охоты порождают дневные и сезонные нормы отстрела мелкой дичи. Изучение этого вопроса показало, что фактическая средняя добыча охотника существенно меньше установленных норм отстрела. Но в отдельных случаях добыча может значительно их превышать, что вполне соответствует духу охоты. Охотник всегда стремится добыть столько, сколько позволяет природа, но это входит в противоречие с нынешними методами ограничения охоты.
Как же обеспечить социальное равенство граждан в занятии охотой, устранить основные причины браконьерства и при этом обеспечить сохранение численности животных? Ответ может быть только один. Необходимо изменить методы регулирования охоты.
От ограничения количества добываемых особей следует перейти к регулированию охотничьих усилий с тем, чтобы обеспечить изъятие запланированного норматива добывания. Такие методы нами давно разработаны (В.М. Козлов, 2000, 2013, 2014 гг.). Для пушных видов по специальной методике надо определять оптимальную длину путиков, настроенную на добычу такого числа животных, которое соответствует нормативу добывания.
Охота на пернатую дичь и зайцев должна регулироваться пропускной способностью угодий, рассчитанной на основе фактической средней дневной добычи. А охота на кабана и лося — сроками охоты, обеспечивающими изъятие животных в пределах установленного норматива. Разрешения здесь надо сохранить как средство сбора информации, контроля и платы за ресурсы, а не как средство регулирования охоты.
Отсутствие дневных норм отстрела, дефицита разрешений и сезонной квоты добычи (для пушных зверей) устраняет основные мотивы нарушения правил охоты, а предлагаемые методы регулирования гарантируют сохранение воспроизводственного поголовья животных независимо от воли охотников. Они же являются методами управления охотником как свободным человеком.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как бороться с браконьерством
Проблема нарушений правил охоты имеет общегосударственный характер, так как является массовым явлением, наносящим существенный ущерб охотничьему хозяйству. На борьбу с этим явлением брошены основные силы органов управления охотничьим хозяйством и персонала охотпользователей; тратятся значительные средства, периодически гибнут люди.
Фото Вячеслава Забугина
Однако эта борьба направлена на следствие, не затрагивая самих причин явления. Изучением причин браконьерства и способов их устранения практически никто из специалистов не занимался. Поэтому вместо научного знания здесь преобладают лишь мнения, а вместо устранения причин предлагаются меры борьбы со следствиями.
Такое положение дел изучил и обобщил в своей работе сотрудник ВНИИОЗ В.М. Глушков (2014 г.). По его данным, среди основных причин незаконной добычи лося охотники называли низкую культуру охотников и жадность; несоответствие квот реальной численности; низкий уровень жизни населения; неправильное распределение разрешений; слабый контроль деятельности охотников; коррупцию в сфере контроля охоты и распределения разрешений.
Отсюда вытекают и предложения опрошенных: ужесточить наказания, ввести реальный срок лишения свободы, изменить систему распределения разрешений, регламентировать применение транспорта на охоте, ограничить срок действия разрешения 10–15 часами, создать специальные отряды по борьбе с браконьерами, в состав бригад охотников ввести контролирующее лицо, и так далее. Часть из этих предложений уже давно действует, но положительных результатов, к сожалению, до сих пор нет.
Эту проблему мы изучали достаточно давно. Исследования включали опрос 150 специалистов, работающих в разных ведомствах охотничьего хозяйства. По их мнению, установленному в процессе опросов, проведенных 30 лет назад, основными причинами браконьерства были недостаток прав охотнадзора и его слабая техническая оснащенность.
Официально в те годы существование браконьерства объяснялось несознательностью охотников. В настоящее время, как считают опрошенные современные специалисты, на первое место выходит недостаточное количество разрешений и высокая стоимость путевок при охоте на копытных, обнищание части населения, то есть недоступность ресурсов для охотников. Как мы видим, мнения людей по вопросам браконьерства изменяются со временем, а причины остаются.
Бывший председатель Росохотрыболовсоюза А. Улитин еще в 1985 году писал: «Охотники объединены в общества охотников, введен кандидатский стаж, обменены охотбилеты, организована система дисциплинарных товарищеских комиссий, узаконено положение об обязательной регистрации ружей, регламентирован порядок их приобретения, учета, хранения и использования. Кажется, весь этот комплекс должен был повлиять на снижение количества нарушений правил охоты. Но объективные показатели говорят об обратном». Следовательно, разного рода ужесточения при получении права на охоту не привели к нужным сдвигам.
Что касается строгости наказания, то можно вспомнить, что в Англии в прошлые века браконьеров казнили через повешение, но и эта мера не помогла их искоренить. Вывод: если явление браконьерства мы будем объяснять лишь несознательностью отдельных охотников и стремиться его устранить только с помощью воспитания и наказания (как части воспитания), то работа не даст ожидаемых результатов.
Понять сущность браконьерства и его причины можно с помощью исторического метода. Проблема браконьерства имеет глубокие социальные корни. Само слово «браконьер» французского происхождения и в буквальном его смысле означает — «дичекрад». Естественно, такое понятие могло возникнуть лишь в результате появления частной собственности на охотничьи угодья, то есть в классовом обществе, когда стали возможны кражи дичи людьми, не имеющими личных угодий.
Привилегированные классы всячески ограничивали право охоты для народа. Так первые шаги по регулированию охоты в общегосударственном масштабе на территории бывшей России предпринял в 1420 г. князь Владислав (Яков) Ягайло. Право охоты в государственных лесах он сохранил только за собой и своим двоюродным братом Витовтом, а в частновладельческих — за их хозяевами, то есть крупной шляхтой.
Легко представить себе социальные последствия этого шага. Даже через 140 лет Г. Б. Волович, создавая описание 39 важных в охотничьем отношении пущ с указанием переходов и удобных для охоты мест, отмечал широко распространенное среди крестьян браконьерство. Крестьяне по-прежнему считали все, не созданное руками человека, общим достоянием.
Возникновение в России кружков «правильной охоты» в начале XX в. повлекло за собой коллективное пользование угодьями. Члены кружков нанимали егерей для охраны своих угодий от посторонних охотников. Вполне понятно, что последние иногда становились браконьерами.
Только равное право пользования охотничьими ресурсами, социальная справедливость способны подорвать социальные корни этого общественного явления. Объективные условия для этого сложились в нашей стране после Октябрьской революции 1917 года, когда земли, леса и другие средства производства стали общенародной собственностью.
Конституция СССР устанавливала равное право для всех охотников по отношению к охотничьим ресурсам как к средству производства. Однако законодательными актами был установлен (и существует в настоящее время) порядок, когда охотник осуществляет свое право на охоту через оформление таких документов, как охотничий билет, получение путевки на охоту и получение лицензии (разрешения). Но выдаются эти документы далеко не каждому охотнику.
При этом не существует никаких объективных критериев на получение или отказ в выдаче документов. Субъективизм персонала охотничьих органов приводит к фактическому неравенству охотников в осуществлении права на охоту. Это характерно и для современной, демократической России, провозгласившей равенство своих граждан перед законом.
Инструментом такого неравенства служили и служат сейчас путевки и разрешения на право добывания. Но причина браконьерства не в них, а в том, что с их помощью достигается фактическое неравенство прав охотников. Особую роль в неравенстве охотников играют охотничьи хозяйства частных лиц. Они не заинтересованы в получении дохода и не разрешают в своих угодьях охотиться посторонним, хотя сами довольно слабо осваивают ресурсы. Но региональные управления охотничьего хозяйства высоко ценят этих охотпользователей за большие расходы на ведение хозяйства, охрану угодий. Однако и здесь браконьерство не побеждено.
Регулирование охоты в России осуществляется путем ограничения площади угодий (особо охраняемые территории, зоны покоя и т.п.), установлением общих и индивидуальных норм отстрела, выдачей путевок, ограничением сроков, орудий и способов охоты. Использование большинства видов, кроме того, регулируется еще и выдачей разрешений.
Такое многократное (до 7 раз) дублирование ограничений охоты с точки зрения системного анализа ведет к полной неспособности системы адаптироваться к возникающим изменениям как в самой системе, так и в окружающей среде. На практике же это ведет к появлению массы нарушителей правил охоты, вся вина которых заключается в недостаточном оформлении документов. Таких нарушителей, по данным А. Улитина, насчитывалось до 80% от числа всех произведенных нарушений.
Наблюдается прямая связь числа ограничений охоты и числа нарушений правил охоты. Так до 1959 г., когда в стране стали создаваться приписные охотничьи хозяйства, прообразом которых и были кружки правильной охоты, основным видом нарушений была охота без билета. Охотник, имеющий охотничий билет, имел право охоты на всей территории страны в установленные сроки.
Нарушений было немного, и проблема борьбы с браконьерством не стояла так остро, как это случилось в последующие годы. Введение обязательных, хотя и бесплатных сначала, путевок для охоты в приписных хозяйствах, а затем и в так называемом резервном фонде охотничьих угодий (сейчас это общедоступные угодья) послужило причиной нового вида нарушений. Теперь браконьером стали считать не только того, кто украл дичь (добыл незаконно), но и тех, кто ничего не добыл, но не имел всех установленных документов.
Таким образом, путевки из средства сбора информации по добыче превратились в мощный фактор, обусловливающий массовое, часто неосознанное нарушение правил охоты.
Не менее важным фактором, порождающим браконьерство, является метод регулирования охоты с помощью разрешений. Количество разрешений ограничивается квотой, размер которой зависит от учтенного числа животных и норматива допустимого изъятия. При этом возникает дефицит разрешений на копытных и медведей. Поэтому бригада охотников, состоящая из 5–10 человек, охотится, как правило, по одному разрешению. Отсюда стремление добыть больше животных, чем разрешено.
Уже давно всем специалистам понятно, что лимиты и разрешения ограничивают только информацию о добыче, но не саму добычу. Дефицит разрешений усугубляется установлением Минприродой заниженных по сравнению с рекомендованными наукой нормативов добывания и занижением численности животных вследствие установленных сейчас пересчетных коэффициентов, которые стали примерно в 1,5 раза меньше прежних, определяемых с помощью тропления следов животных.
Чтобы получить больше разрешений, охотпользователи часто искажают материалы учетов численности. Но регулирование добычи с помощью разрешений порождает не решаемую в настоящих условиях проблему справедливого распределения разрешений между охотниками, что и выявили опросы. И здесь не помогают ни метод общей очереди, ни метод лотереи.
Еще один мотив нарушения правил охоты порождают дневные и сезонные нормы отстрела мелкой дичи. Изучение этого вопроса показало, что фактическая средняя добыча охотника существенно меньше установленных норм отстрела. Но в отдельных случаях добыча может значительно их превышать, что вполне соответствует духу охоты. Охотник всегда стремится добыть столько, сколько позволяет природа, но это входит в противоречие с нынешними методами ограничения охоты.
Как же обеспечить социальное равенство граждан в занятии охотой, устранить основные причины браконьерства и при этом обеспечить сохранение численности животных? Ответ может быть только один. Необходимо изменить методы регулирования охоты.
От ограничения количества добываемых особей следует перейти к регулированию охотничьих усилий с тем, чтобы обеспечить изъятие запланированного норматива добывания. Такие методы нами давно разработаны (В.М. Козлов, 2000, 2013, 2014 гг.). Для пушных видов по специальной методике надо определять оптимальную длину путиков, настроенную на добычу такого числа животных, которое соответствует нормативу добывания.
Охота на пернатую дичь и зайцев должна регулироваться пропускной способностью угодий, рассчитанной на основе фактической средней дневной добычи. А охота на кабана и лося — сроками охоты, обеспечивающими изъятие животных в пределах установленного норматива. Разрешения здесь надо сохранить как средство сбора информации, контроля и платы за ресурсы, а не как средство регулирования охоты.
Отсутствие дневных норм отстрела, дефицита разрешений и сезонной квоты добычи (для пушных зверей) устраняет основные мотивы нарушения правил охоты, а предлагаемые методы регулирования гарантируют сохранение воспроизводственного поголовья животных независимо от воли охотников. Они же являются методами управления охотником как свободным человеком.
Браконьерство – борьба с браконьерством + профилактика браконьерства
Браконьерство – очень важна проблема общества и государства. Из-за браконьерства, страдает экологическая система, лесов, рек, парков, озер, лугов, полей. Не контролируемое уничтожение, редких видов рыб и редких видов животных, может привести к экологической катастрофе и полному уничтожению, не только видов животных и рыб, но целой экологической системы, на многих участках земли. Для борьбы с браконьерством, разработаны нормативные акты и статьи в Административном кодексе РФ и Уголовном кодексе РФ, а так же нормативно-правовые акты субъектов РФ.
Уголовная ответственность за браконьерство?
Для борьбы с браконьерством, уголовным законодательством предусматривается уголовная ответственность по статье 256 Уголовного кодекса РФ, статье 258 Уголовного кодекса РФ, статье 258.1 Уголовного кодекса РФ, статье 260 Уголовного кодекса РФ. В данных статьях, предусматривается уголовная ответственность за браконьерство и квалифицирующие обстоятельства браконьерства. Уголовная ответственность за браконьерство, предусмотрена, для того, что бы сократить стремительное уничтожение, животных, видов, экосистемы.
Административная ответственность за браконьерство?
Помимо уголовной ответственности за браконьерство, предусматривается, так же административная ответственность за браконьерство. Административная ответственность за браконьерство, предусмотрена в государстве, как профилактическая юридическая мера, по борьбе, с незаконным уничтожением животного мира и не законного вылова рыб. Административная ответственность за браконьерство предусматривается в соответствии со статьей 8.28 КоАП Р и статьей 8.37 КоАП РФ.
Масштабы браконьерства в настоящее время?
Полной и достоверной информации о масштабах браконьерства, в настоящее время не существует, так как браконьеры, во многих случаях быстро уничтожают улики и произвести оценку ущерба, из-за браконьерства можно только по приблизительным данным, но данные эти очень внушительные:
- В настоящее время, по тем данным которые существуют, браконьерством занимается 20-25% городских охотников и 60-70% сельских охотников, с такой цифры можно оценивать размеры и ущерб браконьерства в охотничьем мире среди охотников, по уничтожению животных.
- В рыбной отрасли, цифры браконьерства наиболее значительны. В Волжско-Каспийском бассейне, вылов рыбы, превышает норму, в 15 раз, а на Амуре в 8-10 раз. В Морях по всей территории России, вылов рыбы, превышает в 10-12 раз, что может привести к экологической катастрофе и полному исчезновению, рыбных видов.
Что приводи к большому росту браконьерства?
Браконьерство, во все времена было, но в настоящее время оно развивается стремительными шагами и сопутствующих факторов для этого много:
- не полный и не достаточный контроль государства и государственных органов
- увеличение числа рыбаков и охотников и их увеличивающиеся интересы
- большое количество, групп кто занимается браконьерство в промышленных масштабах
- одним из не мало важных факторов, развития браконьерства, стало то, что в самом браконьерстве участвуют егеря, лесники, государственные служащие. Увеличилось количество незаконных охот и рыбалок, где учувствуют работники администрации, прокуроры, полицейские, служащие различных структур и ведомств. Данные действия присутствуют на всей территории России. Данный вид браконьерства, считается наиболее опасным и распространенным, так как привлечь многих виновников не получается из-за высоких должностей и мест работы самих браконьеров.
- выживание с мест охоты, местных жителей и законных охотников, а бесконтрольная охота со стороны государственных служащих и тех кто должен охранять как животных так и рыбную инфраструктуру.
Что можно сделать, что бы бороться с браконьерством?
Как показала практика, полностью искоренить браконьерство невозможно, но минимизировать браконьерство и невосполнимый ущерб от браконьерства возможно. Для того что бы минимизировать браконьерство, необходимо:
- Целенаправленная политика государства, на борьбу с браконьерством
- Увеличение штата сотрудников государственной инспекции и проведение дополнительных рейдов и проверок
- Реорганизация ведомств, которые занимаются борьбой с браконьерством
- Ужесточение ответственности государственных служащих, должностных лиц, за браконьерство
- Введение новых видов контроля, за лесным фондом, водной гладью, заливными лугами и полями, применение специальных средств, для контроля (фотоловушки, видеофиксация и т.д.)
- Контроль продажи средств, для браконьерства (сети, оружие, и т.д.)
- Конфискация средств для браконьерства, сети, оружие, транспорт и т.д.
Какие есть проблемы в борьбе с браконьерством и что можно сделать?
В настоящее время, практика показала, что меры принимаемы по борьбе с браконьерством, на всей территории России, не действенны. Для того, что бы борьба с браконьерством действовала, необходимо:
- разрабатывать новые нормативные акты, которые регламентирую вылов рыбы, отстрел животных
- вводить дополнительные профилактические мероприятия по борьбе с браконьерством
- ограничить вырубку лесов
- подбор работников, кто занимается осуществлением борьбы с браконьерством (егеря, рыбинспектора, сотрудники экологической службы), что бы сотрудники соответствовали занимаемым должностям и имели высшее образование
- увеличение заработной платы егерям, рыбинспекторам, сотрудникам экологии
Какие последствия из-за браконьерства?
Большинство граждан, стали замечать, что уменьшилось количество рыбы, стало меньше животных, уменьшились территории леса, лугов. В СМИ постоянно говорят, что это из-за потепления, промышленности, но на самом деле, связано уменьшение рыбы, животных, из-за бесконтрольного уничтожения браконьерами всего живого. Данные действия приводит к тому, что:
- повсеместно нарушается экологический баланс
- уменьшение территорий леса
- заболачивание рек и озер, а так же пересыхание не только мелких но и крупных рек
- уменьшение количества территорий, где можно в законном порядке рыбачить и охотиться
- уменьшение количества туристов и туристических направлений
В настоящее время, браконьерство приняло огромный размах, который присутствует во всех уголках страны. Только совместными действиями, государства, жителей, рыбаков, охотников, можно победить браконьерство.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.
Проблемы браконьерства в России и пути решения. Ответственность за браконьерство в России
На сегодняшний день браконьерство в России – одна из самых актуальных и злободневных проблем экологической сферы. Общим понятием этого термина является незаконная добыча ресурсов естественной среды, которые включают в себя представителей животного и растительного мира, ценные минералы и полезные ископаемые.
Наступление ответственности за браконьерство
Уголовная ответственность за браконьерство в России предусмотрена национальным законодательством. Благодаря содержащимся в УК РФ нормам, квалифицирующим отягчающие обстоятельства, государственные правоохранительные и судебные органы могут назначить заслуженное наказание преступникам. Среди распространенных причин назначения более суровых правовых мер по отношению к браконьерам можно назвать такие:
- групповое совершение преступления;
- незаконное использование природных ресурсов в крупных размерах;
- злоупотребление служебным положением.
Как в нашей стране борются с браконьерами?
Оформление в Уголовном Кодекс российского государства раздела о браконьерстве произошло неспроста. Стремительное истощение натуральных ресурсов человеком на протяжении последних десятилетий служит естественным обоснованием надобности взятия данной ситуации под государственный контроль. Особо ценные породы животных, птиц, рыб на грани вымирания, а еще с каждым годом становится все меньше редких сортов растений. Борьба с браконьерством в России – обязательный шаг на пути сбережения природы.
Кроме уголовного наказания за данное преступление, к правонарушителям может применяться и другой вид юридической ответственности. В частности, Кодексом РФ об административных правонарушениях предопределена ответственность, основанная на компенсации нарушителем убытков, размер которых определяется на месте правонарушения сотрудником правоохранительных органов.
Несмотря на однозначную законодательную формулировку, нередко браконьерство в России путают с санитарной очисткой лесов и водоемов, лесозаготовительными работами и плановой вырубкой. От бдительных граждан зачастую поступают тревожные звонки, поскольку они ошибочно принимают людей, имеющих разрешение на проведения соответствующих мероприятий, за преступников.
Почему проблему не удается решить раз и навсегда?
С каждым днем браконьерство в России занимает более стойкое незыблемое положение. Несмотря на установленные меры наказания, численность нарушений не снижается. Проанализировав ситуацию, складывающуюся на данный момент в природоохранной сфере, стоит отметить основополагающие проблемы браконьерства в России:
1. Контроль государственных органов власти за легальностью вырубки леса, рыболовства и охоты осуществляется на низком уровне. Зачастую незаконные браконьерские формирования и группы маскируются с помощью фальшивых разрешений, лицензий, пресечь появление которых без дополнительной подготовки невозможно.
2. Объемы незаконного потребления браконьерами природных ресурсов постоянно увеличиваются. Нарушители, игнорируя все правила и запреты, продолжают свою незаконную деятельность, не сбавляя оборотов. Наказание за браконьерство в России не всегда соответствует тому вреду, который наносит окружающей среде незаконная деятельность. Многие утраченные породы и сорта восстановить самостоятельно без государственного финансирования практически невозможно.
Групповая организованность нарушителей и спрос на «черную» продукцию
Организованные группы браконьеров являются отлично слаженной системой. Ее механизм функционирования, как правило, основывается на распределении ролей по важности и значимости того или иного элемента противозаконной «структуры», что в последствии значительно усложняет процесс привлечения к уголовной ответственности всех участников. Звеньями одной цепочки, т.е. членами браконьерских групп считаются:
- исполнители (те, кого фиксируют правоохранительные органы в момент правонарушения);
- продавцы нелегальной продукции;
- покупатели незаконного товара;
- чиновники (в редких случаях выступают «прикрытием» для браконьерских группировок).
Вводимые природоохранными государственными органами ограничения на проведение охоты, рыболовецких мероприятий и вырубки деревьев способствуют, напротив, повышенному спросу на «черном» рынке исчезающих видов природных ресурсов. Высокая стоимость запретной древесины, мехов или растений толкает браконьеров к нелегальному заработку.
Действия, признанные статьями УК РФ браконьерством
Статья за браконьерство в России грозит незаконопослушным гражданам в случае проведения следующих запрещенных экологических мероприятий:
- Охоты, вырубки лесов и рыболовецкой деятельности в период, запрещенный для совершения подобных действий, экологическими органами и природоохранным законодательством.
- Добычи полезных ископаемых и других ресурсов без наличия соответствующего разрешительного документа.
- Охоты с эксплуатацией различных приборов, ловушек, осветительного оборудования, запрещенного экологическими стандартами.
- Любой добычи ресурсов при использовании наземного и воздушного транспорта.
- Вырубки деревьев в заповедных охраняемых зонах.
- Охоты на представителей животного мира, занесенных в Красную книгу РФ и находящихся на грани вымирания.
Наказание за браконьерство должно наступить в случае противозаконного самовольного изъятия из природной среды обитания диких животных и растений. Изъятие домашнего или фермерского животного как преступление имеет другую квалификацию.
О методах борьбы с неправомерной добычей природных ресурсов
Проблемы браконьерства в России и пути решения волнуют множество общественных международных организаций. К сожалению, исследователи признают, что полностью искоренить такой негативный фактор, сказывающийся на состоянии матушки-природы, не удастся. Это обусловлено, в первую очередь, невысоким уровнем жизни российских граждан, желанием легкого и быстрого заработка. Пресечь нелегальные действия браконьеров возможно только при слаженной работе правоохранителей и небезразличного отношения окружающих.
Окончательно остановить браконьерство в России практически нереально, при этом грамотные профилактические действия государственных органов способны максимально снизить частоту незаконных случаев обращения к природным недрам.
Как справиться с браконьерами?
Особо действенными предупредительными способами борьбы с данным видом правонарушения считают:
- Установку фотоловушек. Любой движущийся объект, попавший в поле зрения данного цифрового устройства, будет зафиксирован. Неоспоримый факт правонарушения в административном или уголовном процессе не у каких-либо других доказательств. Кроме того, камера отлично функционирует, независимо от погодных условий или времени суток.
- Выполнение плановых и внеплановых проверок лесных хозяйств, охотничьих угодий с целью выявления нарушений.
- Создание аппарата органов государственного контроля над незаконной охотой на диких животных и птиц, рыболовством, вырубкой леса и нелегальной добычей полезных ископаемых, ценных минералов. Кроме того, на законодательном уровне должен быть четко прописан регламент их деятельности, объем компетенции. Активно применяется такой метод в Белоруссии: основанием для вызова на место преступления сотрудников природоохранной службы звонок очевидцев факта браконьерства.
- Запреты на реализацию рыболовных сетей, где соответствующий промысел ограничен в следствие объективных причин или категорически воспрещен.
- Конфискация незаконного рыболовного и охотничьего оборудования (сетей, приборов, оружия).
Наказания за незаконное рыболовство
Ответственность за браконьерство в России, как уже говорилось, наступает в соответствии с УК РФ и Кодексом об административных правонарушениях. В частности, по закону преследуются такие действия браконьеров, как нелегальный вылов водных биоресурсов, в т.ч. незаконная добыча морских млекопитающих (котиков, бобров, дельфинов и т.д.). Максимальным наказанием за совершение данного преступления может стать арест виновного до 6 месяцев.
Кроме того, нередко наказание за браконьерство рыбы в России представляет собой наложение штрафа в размере до 300 000 рублей и выполнение исправительных работ на срок до 2 лет. По решению суда правомерной мерой по отношению к правонарушителю может быть назначение двух видов наказания одновременно.
Как в России наказывают нелегальных охотников?
В природоохранной деятельности государственных органов большинство производств по уголовным делам связаны с таким видом экологического преступления как браконьерство рыбы. Россия полна рек и водоемов, богатых природными ресурсами, однако не менее остро стоит вопрос о применении методов правового воздействия на нелегальных охотников. Статья 258 УК РФ регламентирует условия наступления ответственности за охоту с нанесением крупного ущерба, с эксплуатацией специального оборудования для массового уничтожения животных. Законодательством наложен запрет также на охоту на птиц и дикий зверей редких видов.
Санкции правовых норм за подобные нарушения представляют собой:
- штраф в размере до 200 000 рублей;
- исправительные работы на срок до 24 месяцев;
- арест до 6 месяцев.
Особенности привлечения браконьеров к ответственности
Уголовная ответственность применяется к правонарушителю также в случае совершения указанных в Кодексе проступков. В частности, за пренебрежение правилами пользования природными объектами и вылова водных биоресурсов практически всегда назначаются штрафы. Браконьерство в России подразумевает и обязательную конфискацию орудий рыболовства или охоты.
Административным кодексом обозначены уполномоченные органы в сфере природопользования, на которых возложена функция контроля, предотвращения преступлений и применения законных мер воздействия на правонарушителя.
Основные проблемы в природоохранной сфере
Наличие множества объективных и субъективных причин делает невозможным полное пресечение браконьерства. В первую очередь, к таким факторам относят недостаточное сознание общественности, касаемое проблем в сфере охраны природы от злоумышленных посягательств. Кроме того, явно выраженным можно назвать отсутствие соответствующих действий со стороны властных органов и общественных организаций. Несмотря на серьезность положения вещей, браконьерство в России как опасное экологическое преступление практически не упоминается в СМИ.
Создание государственных программ по борьбе с данными видами правонарушения имеют чаще формальный характер. Присутствуя лишь на бумаге, они не могут оказаться эффективными. Недостаток поступления финансовых средств по-прежнему оставляет экологические проблемы не разрешенными, в то время как бюджетные средства продолжают направляться лишь на реализацию проектов социального и промышленного плана.
Последствия и ущерб процветающего браконьерства
Сразу оценить масштабы вреда, нанесенного браконьерскими действиями, достаточно сложно. Кроме того, большинство граждан, не понимая, насколько чреваты последствия чрезмерного вылова рыбы, охоты на животных и пользования полезными ископаемыми, не считают данный вид преступления особо опасным. Однако общественность должна объединить свои усилия с государственными правоохранительными органами, чтобы побороть браконьерство в России, которое грозит:
- исчезновением одного или нескольких элементов природных систем, которое ведет за собой нарушение экологического баланса;
- вымиранием популяций растений и животных видов;
- неготовностью человека к преодолению стихийных бедствий (вырубка лесов, предназначенных для профилактики оползней и наводнений, лишает людей дополнительной защиты от природных катаклизмов).
- Туристическая деятельность постепенно теряет свою популярность.
- Увеличение количества стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Незаконная вырубка защитных и санитарных лесов, которые были насажены для профилактики наводнений и оползней, может вызвать их появление.
Борьба с браконьерством
Браконьерство – одна из самых актуальных проблем нашего времени. Имея цель заработать как можно больше денег, охотники идут на всё ради её выполнения, а именно: вырубывают леса в заповедных зонах, отстреливают животных, занесенных в Красную книгу, используют запрещенное оборудование и прочее. Низкий уровень охраны безопасности животного мира позволяет уничтожать ценные минералы и истощать места полезных ископаемых. Единственными мерами наказаний являются штрафные санкции, порой не покрывающие нанесенный ущерб и привлечение к административной, уголовной ответственности.
Наказания за нарушения правил
Законодательством РФ было издано множество законов, запрещающих определенные действия охотников. Например, отправляясь на рыбалку, владелец оснастки должен отдавать себе отчет в том, что не может использовать более пяти крючков, ловить неопределенное количество рыбы крупных размеров и применять незаконные методы ловли (глушители, электрическое оборудование). В то же время каждый охотник обязательно должен иметь разрешительные документы на оружие и выход в лес. Нюансов очень много и их обязательно нужно изучить перед отправкой на экстремальный отдых.
В случае нарушения правил и законодательных норм, ответственные лица обязательно будут наказаны:
- при нарушениях правил охоты взимается штраф 500-4000 рублей;
- при повторном нарушении (в течение года) штраф увеличивается до 4000-5000 рублей с полной конфискацией оборудования или же вовсе лишением права на данный вид деятельности;
- в случае охоты в неположенный период времени инспектор имеет право запретить ответственному лицу охотиться на срок от 1 до 3 лет и выписать штраф до 1 млн. рублей;
- в случае отказа предъявить разрешающие документы охотника лишают право на данный вид деятельности сроком до двух лет;
- не разрешено также отстреливать копытных животных и медведей без специального документа, наказание – запрет на охоту сроком до трех лет.
Инспектор на месте определяет величину ущерба, после чего штраф может быть выписан за каждую убитую особь в тысячах рублях.
Основные способы борьбы с браконьерством
Чтобы побороть браконьерство или хотя бы снизить уровень злодеяний, необходимо улучшить работу и финансирование государственных служб, занимающихся охраной окружающей среды. Кроме того, существует несколько действенных методов, способных повлиять на ситуацию:
- установка фотоловушек, позволяющих фиксировать нарушения и предъявлять их преступникам;
- увеличение количества плановых и внеплановых проверок лесного хозяйства, охотничьих угодий;
- полная конфискация оборудования правонарушителей и запрет на ловлю/охоту на боле внушительный срок.
В государстве должен быть создан качественный аппарат контроля.
Санкции для нелегальных охотников
В случае крупного ущерба или нарушения запрета на охоту редких видов птиц и животных, правонарушителям могут быть назначены исправительные работы сроком до 1 года, арест до полугода и штрафы в размере до 200 000 рублей.
Источники:
http://www.pravda.ru/economics/1264312-fish/
http://handf.mirtesen.ru/blog/43538679390/Kak-borotsya-s-brakonerstvomutm_referrer=mirtesen.ru?nr=1
http://www.ohotniki.ru/hunting/societys/societys/article/2016/01/20/645444-kak-borotsya-sbrakonerstvom.html
http://jur24pro.ru/populyarnye-temy/grazhdanskoe-pravo/brakonerstvo-borba-s-brakonerstvom-profilaktika-brakonerstva/
http://businessman.ru/new-problemy-brakonerstva-v-rossii-i-puti-resheniya-otvetstvennost-za-brakonerstvo-v-rossii.html
http://ecoportal.info/borba-s-brakonerstvom/