Триумф дилетантов…
Похождения дилетантов
Похождения дилетантов
С приходом советской власти вместо титулованного ловеласа Сергея Михайловича артиллерией стали заправлять энергичные дилетанты.
Одним из них был Михаил Николаевич Тухачевский, с
1931 г. заместитель наркомвоенмора и председателя Реввоенсовета СССР и начальник вооружений РККА, с 1934 г. — заместитель наркома обороны по вооружению. Образование получил в Александровском военном училище, которое окончил в 1914 г. Больше нигде не учился, а только учил других.
Артиллерийское дело он постигал по книжке С. Будаевского «Курс артиллерии — руководство для военных училищ» (СПб., 1912). Написан сей курс на уровне советских учебников для допризывников, и подпоручик Тухачевский в отличие от младшего лейтенанта Бонапарта не писал трактатов по баллистике. Боевой опыт у подпоручика оказался близким к нулю. На фронт он попал в конце сентября 1914 г., а уже 21 февраля 1915-го оказался в плену. В октябре 1917 г. ему удалось бежать из лагеря военнопленных в крепости Ингольштадт и добраться до Парижа. В конце 1917 г. Тухачевский появляется в Петрограде, а в феврале 1918-го едет в Москву. Здесь Тухачевский остановился у своего давнего приятеля Н.Н. Кулябко. До революции Кулябко был посредственным музыкантом, а в начале марта 1918 г. стал членом ВЦИК. В это время Ленин и Троцкий надумали создать институт военных комиссаров. И Кулябко назначен заместителем председателя Всероссийского бюро военных комиссаров. Естественно, что Кулябко решил порадеть приятелю, а заодно избавиться от безработного нахлебника. Пятого апреля 1918 г. по рекомендации Н.Н. Кулябко и секретаря ВЦИК А.С. Енукидзе Тухачевского принимают в
РКП(б). А уже 27 мая бывший подпоручик вместе с бывшим прапорщиком левым эсером Ю.В. Саблиным в качестве военных комиссаров поставлены присматривать за начальником Московского района обороны Западной завесы бывшим генералом К.К. Бановым.
В июне 1918 г. бывший подпоручик вступает в командование 1-й армией Восточного фронта. Так началась карьера «великого полководца».
Что же касается наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе и его заместителя Ивана Петровича Павлуновского, то они и военных училищ не оканчивали. Орджоникидзе в 1901—1905 гг. учился в фельдшерской школе и, видимо, ее так и не окончил, а за плечами Павлуновского была лишь церковно-приходская школа. В 1918 г. он оказался в ВЧК, где быстро сделал карьеру, а оттуда попал в начальники мобилизационного управления РККА и в замминистры тяжелой промышленности. Вот эта троица и вершила судьбы нашей артиллерии.
Можно возразить, что в подчинении у дилетантов находились старые артиллеристы, офицеры царской армии. Это действительно так, и в ряде случаев они давали неплохие советы. Но в целом бывшие офицеры были столь напуганы террором ОГПУ, что и не пытались конфликтовать с начальниками.
Выше были только луганский слесарь Клим Ворошилов и недоучившийся семинарист Иосиф Сталин. Чтобы больше не возвращаться к личности последнего, скажу, что, по моему мнению, Сталин сам себя превратил из заурядного революционера в вождя великой державы. В начале 30-х гг. он был опытным политиком, но только начинал разбираться в военном искусстве и технике. К 1944 г. он стал великим стратегом, на голову выше Черчилля, Гитлера и Рузвельта, вместе взятых. А пока он слишком доверял дилетантам.
Любая гражданская война является бедствием для армии той страны, в которой она происходит. И дело тут не только в людских и материальных потерях. Гражданская война обычно ведется вопреки всем правилам военного искусства. В ходе гражданских войн генералами, как правило, становятся не стратеги, а горлопаны, умеющие лишь орать лозунги. Кто из сотни французских генералов, выдвинувшихся за несколько дней в ходе революции 1789 г. из столяров, конюхов и адвокатов, прославился в войнах с коалицией европейских монархий? Да никто! В ходе осады Тулона в 1793-м за три месяца сменились трое командующих, поднаторевших на истреблении собственных сограждан, но спасовавших перед англичанами. Тут понадобились иные люди, и они пришли. Маленький капитан Буонапарте привел юных лейтенантов, которых позже прозвали Железной когортой Бонапарта. Именно они прошли победным маршем по всей Европе.
Гражданская война в России не была исключением. Где, в каких учебниках по тактике написано, как действовать полку, который в полном составе несколько раз переходил от белых к красным и обратно? Что делать красной батарее трехдюймовок, занявшей позицию у самой железной дороги, при виде белого бронепоезда? Взорвать пути перед бронепоездом и в упор расстрелять его? А если вся прислуга пьяна и мертвецки спит, хотя давно наступило утро? Свистит паровоз, и красноармейцы с трудом соображают, почему в 50 метрах от них стоит бронепоезд «Офицер» с наведенными на них орудиями и пулеметами. В рупор звучит голос командира: «Взять орудия на передки (далее — непечатные выражения), следовать вдоль железнодорожного полотна параллельно бронепоезду!» Так и пошла в плен батарея в полном составе, с командиром, комиссаром, шестью пушками и двенадцатью зарядными ящиками.
В целом обе стороны вели войну безграмотно. Белые вводили в бой танки без поддержки артиллерии и без сопровождения пехоты. И тут, как писал JI.H. Толстой, все решал «дух войска». Морально неустойчивые части бежали при виде танков. А если находился хладнокровный и волевой командир, он приказывал подтянуть трехдюймовки, поставить трубки шрапнели на удар и стрелять прямой находкой. Дальше звали фотографа запечатлеть красноармейцев, облепивших подбитый танк.
Бой 7 августа 1919 г. у села Пески под Царицыном мог войти в учебники истории как первый случай удачного взаимодействия бронепоездов и танков. Тяжелый бронепоезд «Единая Россия» вместе с легким бронепоездом подавил батареи красных и перенес огонь на пехоту. В атаку пошли ромбообразные танки. Красная пехота бросилась врассып-ную. «Доблестные» бойцы Добровольческой армии встали во весь рост и бросились из окопов. бежать в противоположную сторону. Танки немного погонялись за красными, но, оставшись без пехоты, повернули назад.
С некоторой натяжкой можно сказать, что Гражданская война в России шла по французской доктрине. На поле боя царила трехдюймовка. Тяжелая полевая артиллерия (152-мм гаубицы и 107-мм пушки) применялась сравнительно редко, а артиллерия ТАОН всего один раз была использована красными в 1920 г. на Каховском плацдарме. Другой вопрос, что тяжелые дальнобойные корабельные пушки калибра от 102 до 203 мм, как белые, так и красные, ставили на железнодорожные установки и речные суда. Шаланды и нефтяные шхуны становились крейсерами. Четыре красных бронепоезда, далеко оторвавшиеся от своих войск, взяли Баку! Такого даже в американских боевиках не увидишь!
Надо ли говорить, что некритичная оценка ошибок в тактике и стратегии в годы Гражданской войны нашей армии привела к большим и ненужным жертвам во время Финской и Великой Отечественной войн. Зададим вопрос: кто отличился в Великой Отечественной из командиров Гражданской войны? Как и в наполеоновских войнах, маршалами стали те, кто в революцию командовал не армиями и дивизиями, а ротами и эскадронами, а то и просто был рядовым.
Не вдаваясь во множество проблем нашей военной истории 30-х годов, следует сказать, справедливости ради, что Тухачевский был сторонником новой техники и предвидел, что будущая война станет «войной моторов». Тут можно было бы поставить точку, как делают наши военные историки. Но я договорю до конца. Эта техника и «моторы» предназначались для войны с «классово неоднородным противником», как любил выражаться Тухачевский. Вот как, к примеру, предполагалось воевать: сбросили краснозвездные самолеты воздушный десант в тыл противника, и сразу пролетарский элемент во вражеской армии срывает погоны, арестовывает своих офицеров и с пением «Интернационала» ждет приземления десантников-освободителей. Или идет лавина танков БТ и Т-28 с «картонной» броней в 15—30 мм. А «классово неоднородный противник» повергает эти танки в бегство, хотя их можно вывести из строя легкими 37-мм противотанковыми пушками.
Но вернемся «к нашим баранам», то бишь к артиллерии РККА. Во второй половине 20-х гг. старые военспецы убедили Реввоенсовет провести модернизацию лучших образцов отечественных орудий с учетом опыта Первой мировой и Гражданской войн. В итоге в 1931 г. были модернизированы 76-мм полевая пушка обр. 1902 г., названная пушкой обр. 1902/30 г., 122-мм гаубица обр. 1909 г. (новое название: гаубица обр. 1909/30 г.), 107-мм пушка обр. 1910 г. (обр. 1910/30 г.), 152-мм гаубица обр. 1909 г. (обр. 1909/30 г.), 152-мм пушка обр. 1910 г. (обр. 1910/30 г.) и 76-мм зенитная пушка обр.
1915 г. (обр. 1915/28 г.).
Для всех орудий, от 76-мм и до 203-мм, были разработаны новые снаряды лучшей аэродинамической формы, которые в армии получили название дальнобойных, а во флоте их называли — обр. 1928 г.
Модернизация старых орудий была произведена в основном грамотно. Их характеристики улучшились, и к 1930 г. они практически не уступали орудиям вероятного противника. Все типы модернизированных орудий участвовали в Великой Отечественной войне.
Позже, когда руководить разработкой новых орудий стали «дилетанты», начались метания из стороны в сторону. Первой была проведена кампания по созданию батальонных орудий. Было изготовлено более сотни опытных образцов 45-мм пушек, 60-мм и 65-мм гаубиц и 76-мм мортир. Вес пушек и гаубиц колебался от 200 до 374 кг, а мортир — от 63 до 105 кг. В числе систем, удовлетворявших требованиям, предъявленным к батальонной артиллерии, было много оригинальных конструктивных решений. Тем не менее кампания кончилась полным провалом. От батальонных пушек Артуправление РККА принципиально отказалось после принятия на вооружение противотанковых пушек 37-мм 1К и 45-мм 19К. А 76-мм батальонные мортиры «съели» «минометчики», о чем речь пойдет дальше.
Вторая кампания касалась создания полковых орудий. Отмечу, что хронологически вторая кампания совпадала по времени с первой или вообще они проходили параллельно.
В системе артиллерийского вооружения РККА к 1929— 1932 гг. полковую артиллерию должны были комплектовать двумя типами орудий: 76-мм гаубица предназначалась для сопровождения пехоты и уничтожения огневых средств, недоступных батальонной артиллерии, а 122-мм мортира — для борьбы с укрытыми целями на ближних дистанциях. Согласно тактико-техническим требованиям, разработанным Артуправлением РККА, максимальный угол возвышения гаубицы должен быть +45°, а угол горизонтального наведения должен составлять 60°, вес в боевом положении — 500 кг, дальность стрельбы — 7—8 км. У мортиры угол возвышения должен был составлять +75°, вес в боевом положении — 700—800 кг, а дальность стрельбы — 5 км.
Однако и вторая кампания была практически сорвана. Вместо 76-мм гаубицы на вооружение поступила 76-мм полковая пушка обр. 1927 г. Фактически это была 76-мм короткая пушка обр. 1913 г. с модернизированным лафетом. Кстати, ее первый образец так и назывался: «76-мм короткая пушка обр. 1913/25 г.». Первые серийные полковые пушки обр. 1927 г. поступили заказчику с завода «Красный пути-ловец» 22 декабря 1928 г. Данные пушки обр. 1927 г. будут приведены ниже, а пока можно сказать, что она представляла собой облегченную 76-мм пушку обр. 1902 г. с ухудшенной баллистикой. Угол возвышения ее составлял 24—25°, что исключало навесную стрельбу, а угол горизонтального наведения 4,5° был неудобен для борьбы с танками. Бро-непробиваемость снарядом БР-350А 7 была крайне низка: на дистанции 500 м по нормали — 31 мм и при угле встречи 30° — 25 мм. Между прочим, эти данные, взятые из таблиц стрельбы, завышены. В начале 30-х гг. вышло секретное указание АК РККА давать в таблицах стрельбы завышенные данные по бронепробиваемости, дабы «подбодрить» личный состав.
Колеса пушки поначалу были деревянные. Подрессоривание фактически отсутствовало. Поэтому перевозка даже по идеальному шоссе была ограничена скоростью 15 км/ч.
Прародительницей полковой пушки обр. 1927 г. была 76-мм горная пушка обр. 1909 г. Поскольку горное орудие должно разбираться и перевозиться вьючным способом, то
предельный вес любой части не должен был превышать 6 пудов, т. е. 98 кг, иначе не выдержала бы лошадь. Поэтому ствол пушки обр. 1909 г. разбирался на две части. Технология изготовления разборного ствола была сложна и дорога. Соответственно и стоимость 76-мм горной пушки обр. 1909 г. была в полтора раза выше стоимости 76-мм полевой пушки обр. 1902 г. с неразборным стволом, которая обладала гораздо большим могуществом.
Так вот, при создании 76-мм полковой пушки обр. 1927 г. решили не менять крайне дорогую технологию и оставили разборный ствол, просто кожух на трубу стали надевать в горячем состоянии, и ее невозможно было разобрать. Лишь в 1939 г. началось изготовление более простых дешевых стволов-моноблоков для 76-мм полковых пушек обр. 1927 г.
В начале 30-х гг. по предложению КБ завода «Красный путиловец» (после убийства Кирова переименованного в завод имени Кирова) качающаяся часть 76-мм полковой пушки обр. 1927 г. была приспособлена для установки на танк. Основным отличием 76-мм танковой пушки обр. 1927/32 г. от полковой пушки обр. 1927 г. была уменьшенная с 1000 мм до 500 мм длина отката. Это было необходимо для уменьшения габаритов башни. Баллистика и боеприпасы, естественно, остались без изменений. Первые 55 серийных 76-мм танковых пушек завод «Красный путиловец» сдал в 1933 г. В 1938-м производство пушек обр. 1927/32 г. было прекращено. Всего изготовили 546 серийных 76-мм танковых пушек обр. 1927/32 г. Серийно эти пушки устанавливались на тяжелых танках Т-35, средних Т-28 и легких БТ-7А.
Таким образом, РККА получила сразу два крайне неудачных образца вооружения: 76-мм полковую пушку и 76-мм танковую пушку.
Со 122-мм полковой мортирой дела шли еще хуже. В начале 30-х гг. Пермский орудийный завод (он тогда назывался Мотовилихинский механический завод, или ММЗ) изготовил два опытных образца 122-мм полковых мортир — мортиру М-5, спроектированную в КБ Пермского завода, и мортиру «Лом», спроектированную Главным конструкторским бюро ВОАО. Не без интриг «минометчиков» АУ РККА отказалось принимать их на Вооружение.
В кампаниях по созданию батальонных и полковых орудий В.Г. Грабин участия не принимал. Зато он оказался главным действующим лицом третьей кампании по созданию сверхдальних и универсальных дивизионных орудий.
Триумф дилетантов
Защитить музеи от воров не получается ни у нас, ни на Западе. Хорошо, что воры уже не те

История музейных краж на минувшей неделе пополнилась выдающимся по своей нелепости эпизодом. Один из посетителей выставки Архипа Куинджи, которая проходит в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, уверенным шагом подошел к стене с пейзажем «Ай-Петри. Крым», привезенным на выставку из петербургского Русского музея, снял картину, зашел за колонну, вынул картину из рамы и беспрепятственно покинул зал, а затем и здание музея. Невдалеке его ждал белый джип «Мерседес», который и умчал похитителя в неизвестном направлении. На следующий день злоумышленник был пойман в районе подмосковного Одинцова, там же, на какой-то стройке, была найдена и картина. Кроме благодарности правоохранительным органам за оперативность остается только выразить недоумение.
Что сон сей значил? Зачем воровать картину, которую нельзя никак легализовать? Почему выбран такой дикий способ?
Видео: МВД / РИА Новости
Как говорил герр Мюллер, невозможно понять логику непрофессионала. А похититель и его предполагаемые заказчики явно ничего не смыслят ни в музейном деле, ни в художественном рынке. Следствие настаивает на версии о «корыстном» характере преступления. Но представить себе, что человек в трезвом рассудке надеялся таким образом заработать деньги, совершенно не получается. Правда, говорят, что вскоре после происшествия картина была выставлена на интернет-аукционе со стартовой ценой в 15 тысяч рублей. Если это соответствует действительности (сейчас следов уже не найти), придется пересмотреть оценку состояния ума и психики похитителя. Тем более что, по некоторым данным, этот человек уже попадал в полицию за хранение наркотиков.
Остается ждать результатов расследования и продолжать удивляться. Неужели всю эту фантасмагорию кто-то планировал? Или, что еще более невероятно, кража картины была спонтанной? Но так или иначе музейный экспонат был с непредставимой легкостью вынесен из охраняемого здания и подвергался всяческим рискам. Теперь опасность миновала, картина, по предварительным оценкам сотрудников ГТГ, не пострадала. Остается возложить на кого-нибудь ответственность за скандал.
Третьяковку обокрали почти по сценарию комедии Рязанова. Кадр из фильма «Старики-разбойники»
Расторопные блогеры немедленно вынесли свои приговоры. Социальные сети запестрели соответствующими кадрами из фильма Эльдара Рязанова «Старики-разбойники», появились жизнерадостные анекдоты.
(«В музеи Москвы и Петербурга выстроились очереди за картинами. Менеджер Леонид сказал, что хотел бы успеть забрать «Незнакомку» Крамского» и т.д.).
Дирекции музея припоминают ее яростную борьбу с так называемыми нелегальными экскурсиями. В том смысле, что вместо охраны ценностей она занимается отловом безобидных несанкционированных любителей прекрасного.
А еще недавно посетитель напал на картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван», разбил стекло и порезал холст в нескольких местах. Реставрация обошлась в 30 млн рублей. И вот люди интересуются, почему не приняты достаточные меры, чтобы оградить и не допустить.
Читайте также
«Какая-то кровавая полоса прошла». В Третьяковке вандал испортил картину Репина
И профессионалы, и сторонние наблюдатели чувствуют свою беспомощность перед лицом подобных событий, но все же хотят найти удовлетворительное объяснение и назначить виновных. Очень хочется найти их внутри музея. И трудно смириться с тем, что обвинять некого и не в чем. Музейные ценности практически беззащитны, и показывать их публике — значит подвергать их риску. Это данность, ее надо осознавать. К каждому посетителю (их в прошлом году было в ГТГ больше двух миллионов) полицейского не прикрепишь. У каждого экспоната часового не выставишь. Технические средства, разумеется, очень способствуют охране ценностей, но они тоже далеко не всесильны.
Растерянная Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи, на специальном брифинге, посвященном последним событиям в ГТГ, заметила, что
вандализм и воровство — тоже своеобразные свидетельства возросшего интереса к музеям.
«Теперь в музей часто приходят совсем не те люди, которых мы привыкли там видеть», — уверена Трегулова.
Какой из всего этого музей должен извлечь урок? Да, собственно, все тот же — директор обреченно повторяет: нужны новые меры безопасности, министр дал поручение провести проверку, модернизировали систему видеонаблюдения, поставили датчики, еще поставим датчики, поставили рентгены, как в аэропортах, еще поставим, заключили договор с самыми большими профессионалами и т.д.
Действительно, Третьяковская галерея как может усиливает меры безопасности. В ближайшее время все картины музея на временных выставках будут снабжены электронными датчиками безопасности. А постоянная экспозиция ими уже оборудована. Еще Министерство культуры намерено проверить договоры об охране с Росгвардией.
Картина «Иван Грозный и сын его Иван» в Третьяковке после нападения. Фото: пресс-служба музея
Кстати, по поводу музейной охраны несколько лет назад развернулась дискуссия. Какого-то рационализатора в правительстве осенило, что охранять музеи должны частные структуры (так называемые ЧОПы, частные охранные предприятия). Со временем эта плодотворная идея — поручить охрану организациям, которые, по сути, никому не подчиняются, — рассеялась. Но и прежняя система была нарушена. То есть в ту сферу, где лучше бы ничего не менять, чтобы не стало хуже, было осуществлено не вполне осмысленное вторжение. Теперь все это выглядит вообще загадочно. Вход в музей охраняет Росгвардия, а выход — собственная служба безопасности. При этом Росгвардии поручено не допускать в здания лиц с запрещенными к проносу предметами. А кто должен следить за выносом предметов, осталось неясным. Министерство культуры требует охрану усовершенствовать, но средств выделяет мало либо не выделяет вовсе. И все это усовершенствование ложится грузом на музейный бюджет и без того не особенно щедрый.
Зельфира Трегулова ссылается на зарубежный опыт. Говорит, что там охрана более надежная и даже в некоторых случаях вооруженная. Боюсь, в данном случае это иллюзии. В крупнейших европейских музеях охрана вполне сопоставима с российской, а смотрители в залах от наших просто неотличимы. Да и происшествий там не меньше. Вот одно из последних. В технически оснащенном норвежском Осло из Музея Стернера в декабре 2018 года похищены 47 картин, из них 6 принадлежат самому известному национальному художнику Эдварду Мунку. А один из вариантов его картины «Крик» был украден в главном норвежском музее в 2004 году и найден случайно спустя три года.
Русский музей, едва не ставший потерпевшим в деле о краже Куинджи, тоже вписан в криминальную эпопею современности. В 1999 году из постоянной его экспозиции украли две работы Василия Перова.
В антикварном отделе ГУВД установили, что идея кражи родилась у двух джентльменов, специализировавшихся на ограблении ювелирных магазинов, во время случайного визита в музей. Они обратили внимание, что некоторые картины размещены близко к окну. В нерабочие часы музея они разбили стекло и срезали картины ножом. Спустя год полотна были обнаружены в одной из камер хранения на Варшавском вокзале.
Поэтому неудивительно, что на вопрос «Новой газеты» о перспективах дальнейшего сотрудничества с Третьяковкой в службе безопасности Русского музея ответили, что не видят для этого препятствий, поскольку музеи делают для поддержания безопасности все, что могут. Но возможности их небезграничны, и во многом остается полагаться на судьбу.
Одно утешение: в последние годы налеты на музеи совершают отъявленные дилетанты. Кажется, профессионалы из этой сферы ушли вообще. То есть прогресс, несомненно, есть.
конспирология
Происшествие с картиной Куинджи настолько абсурдно, что в голову сначала приходят только веселые версии.
Например, можно вспомнить, что 27 января день рождения директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Виктора Васильевича Золотова, бойцы которой с некоторых пор охраняют Третьяковскую галерею на входе в музей. И, похоже, с юбилеем поздравили генерала армии не только друзья, но и те, кому возраст 65 лет кажется отличным поводом уйти на пенсию, раз под небдительным оком Нацгвардии творятся такие безобразия. Разумеется, это лишь часть общего распада государства, в котором Третьяковская галерея повинна меньше других, но повод свести счеты — кому с охранником, кому с директором — действительно удобный.
Но даже если это шутка не антидружеская, а политическая, то засевший за кулисами шутник все равно учитывал праздничную дату. У уроженца мариупольского уезда Архипа Куинджи 27 января день рождения. «Подарок», порученный сделать отмороженному наркоману, очень выразительный: украденный из музея Крым внятно зарифмован с Крымом, украденным у Украины.
Спасибо, что прочли до конца
Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.
В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе – запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.
Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас
Триумф дилетанта. Римский-Корсаков задал формат мировой музыки XX века
Последствия были другими — навсегда остановилось сердце композитора Николая Римского-Корсакова.
Врачи говорят, что движение грозового фронта действительно иной раз может спровоцировать у сердечников очередной приступ, а то и инфаркт. В случае с Римским-Корсаковым она стала той самой соломинкой, что переламывает хребет верблюду. Приступ был не первым — за три дня до смерти композитор узнал, что его опера «Золотой петушок» окончательно запрещена к постановке по соображениям цензуры.
Двумя годами ранее критик Владимир Стасов отметил: «Римский-Корсаков пользуется громадною репутациею не только в Западной Европе, но даже и у нас, в своём отечестве». Это вот «даже», выражающее крайнюю степень удивления, дорогого стоит.
Расклад в самом деле поражает. Римский-Корсаков написал 15 опер — больше, чем любой другой отечественный композитор. Его перу принадлежит первая в истории русской музыки симфония. За 37 лет работы в Петербургской консерватории он воспитал более 200 музыкантов. То есть, по сути, задал направление развитию мировой музыки на века вперёд. Что станет особенно очевидным, если вспомнить имена хотя бы трёх его учеников — Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский, Михаил Гнесин. Более того — без участия Римского-Корсакова могли бы не состояться такие шедевры русской оперы, как «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, а также «Князь Игорь» Бородина. Вот что пишет по этому поводу современник композитора, музыковед Леонид Сабанеев: «Именно корсаковские редакции вдохновили Шаляпина на создание образа Бориса. Не будь редакции Римского-Корсакова, то вообще бы никакой „Хованщины“ не было. Только после трудов Римского „Князь Игорь“ стал оперой, а не оставшимся манускриптом. Лишь благодаря ему эти музыкальные произведения обошли все сцены мира».
«Пьяные пляски»
Всех этих заслуг едва хватило на жиденькое «удостоился признания даже в своём отечестве». Да и то уже ближе к концу жизни. Обычно же критики награждали Римского-Корсакова пинками с каким-то особенным остервенением. Вот Феофил Толстой: «Его произведения представляют собой что-то чудовищное, какую-то оргию звуков, не подчиняющуюся ни принятым формам, ни правилам гармонии». Вот критик Александр Серов: «У Римского-Корсакова решительно нет никакой заботы о мысли, руководящей музыкальным творчеством. Были бы звуки, а то и звучки малые, тут и дело с концом. » Вот музыковед и профессор консерватории Александр Фаминцын: «Хочется отвернуться от всех этих песен и плясок пьяных мужиков, от трепаков, от всей банальной простонародности, которой пропитан Корсаков. Напрасно многие воображают, что мы имеем уже инструментальную музыку — везде в „Садко“ проглядывает дилетантизм».
Напор был настолько силён, что тихий и скромный Римский-Корсаков ему почти поддался. Или, во всяком случае, сделал вид. На претензии об отсутствии мысли кротко отвечал: «От долгих размышлений в голове что-то заворачивается и потом очень нехорошее состояние бывает».
По поводу дилетантизма никаких споров и быть не могло. Формально Николай Андреевич долгое время оставался как раз им. «В композиторском кружке меня считали талантом, но плохим пианистом, милым и недалёким офицериком. Между родными и знакомыми семейства я был офицер, знаток серьёзной музыки, между прочим что-то сочиняющий».
Семейство Римских-Корсаковых было настоящей «кузницей кадров» Военно-морского флота империи на протяжении двух веков кряду. Около 20 отличных морских офицеров немаленького калибра, два вице-адмирала, четыре директора Морского корпуса. Да что там далеко ходить — в директорах этого почтенного заведения при жизни нашего героя были его родной дядя, вице-адмирал Николай Петрович, и его старший брат, контр-адмирал Воин Андреевич.
Словом, судьбой его был флот. Тот самый Морской корпус, потом — служба на клипере «Алмаз», экспедиция к берегам Америки, угроза Англии, поддержка северных штатов в тамошней Гражданской войне, по итогам похода — первое офицерское звание мичмана.
Цвет, звук, интуиция
Но вот какие письма пишет из этого плавания гардемарин «Корсинька»: «В Немецком море небо серого, грязного, мутного цвета, качает так сильно, что едва на ногах стоишь. Я всё думаю — как бы мне с B-dur финалом справиться. Как бы мне его во сне увидеть?»
Прекрасно видно, что служба как таковая для Римского-Корсакова явно не на первых местах. Её властно вытесняет настоящее призвание — музыка. Но внимательный взгляд увидит ещё кое-что. Впечатления от Балтики — сила, свинцовая серость и мгла — как-то соотносятся с музыкой.
Уже потом станет ясно, что для Римского-Корсакова была характерна хроместезия. «Цветной слух», когда музыкальной тональности соответствует определённое цветовое сочетание. Так вот — тональность и звук B-dur, то есть си-бемоль мажор, Николай Андреевич видел так: «Несколько тёмный. Сильный». Та самая Балтика времён клипера «Алмаз».
«Полный дилетант». «Самоучка». «Вместо знаний — одна интуиция». Всё это сыпалось на Римского-Корсакова регулярно и помногу. Но странным образом становилось сильными сторонами композитора.
«Не надо подготовки, надо сочинять, творить и учиться на собственном творчестве». И — триумф «Садко», «Снегурочки», «Сказания о граде Китеже». А вдобавок — признание крупнейшего композитора Европы Отторино Респиги: «Мы все учились у русских. Прежде всего у Римского-Корсакова». Что же до интуиции, то и она не подводила его никогда и ни в чём. Правда, к политике он тоже подходил с музыкальной меркой. Но зато как точно! В разгар русской революции 1905-1907 гг. Римский-Корсаков пишет: «Думается, что канитель ещё долго протянется. Пусть лучше длинное crescendo (постепенное увеличение силы звука) приведёт к хорошему фортиссимо (максимальная сила). Потом, конечно, что-то будет, и впереди предстоит Смута. »
Заметка на тему дня. Триумф дилетантов.
5 сентября, 2019
Эта статья выбивается из общего плана задуманной книги, она родилась по горячим следам, а вернее впечатлениям второго дня Марафона. Вчерашний день был насыщен событиями – волнения, сомнения, временами отчаяние, но в результате – первая опубликованная статья и масса незабываемых впечатлений от общения с участниками. В процессе обсуждения качества статей зашла речь о проверке текста на уникальность и соответствие заданным критериям. Я озадачилась этим, зарегистрировалась на сервисе text.ru, проверила свой текст на уникальность, распереживалась, что маловато оказалось, и отдала в работу “профессионалам”, чтобы ее повысить. В результате я получила потрясающий опыт, которым не могу не поделиться – текст со 100%-ой уникальностью и полностью утраченной аутентичностью статьи. Просто «феерический» опус, совершенно лишенный какой-либо литературной эстетики и смысловой нагрузки первоначального варианта.
С самого начала этого поистине выдающегося мероприятия нас поддерживает и сопровождает замечательная Команда профессионалов, дает очень ценные советы и рекомендации, которые многим из нас, пишущим впервые, «молодым», я бы даже сказала, «зеленым» авторам просто необходимы. Сервисы text.ru, Evernote, анонсированные нам в качестве вспомогательных инструментов, действительно помогают трезво оценить достоинства материала, повысить читабельность текстов, наполнить их интересным и уникальным содержанием. Но, как говорится, “в бочке меда есть ложка дегтя”. И вчера она мне попалась!
Некоторое время тому назад я читала беседу Дмитрия Быкова и Валерии Жаровой с Андреем Кончаловским, честно, уже и не помню на какую тему. Но одна фраза, сказанная А. Кончаловским, запомнилась своим потрясающим откровением: “Доступность всего и триумф дилетантов — вот главный символ эпохи”. И это как нельзя более точно отражает суть данной ситуации.
На этом остановлюсь и предоставлю каждому из Вас возможность на досуге, в качестве внеклассного чтения, насладиться этим «образцом уникальности» (он опубликован ниже). И если будет желание, сыграть в игру «Найди пять отличий» и сравнить с оригиналом, который был принят и опубликован вчера в своем первозданном виде, вот ссылка на него – https://5sfer.com/24602-zametka-pervaya-dobroye-slovo.html. Да, кстати, текст этой заметки на тему дня был оценен как 100%-но уникальный!
«О пользе доброго слова
Пословицы из народа сопровождают многих из нас всю сознательную жизнь. Ведь в них заложена многовековая мудрость. Возьмем, к примеру, поговорку «Доброе слово и кошке приятно». Можно найти множество аналогичных синонимов. Например, «Доброе слово и в мороз согревает», «Доброе слово железные ворота открывает». Этот список можно продолжать и продолжать.
Естественно, доброта важна в повседневном общении. Но как это ни странно, чуткое отношение к клиенту важно в бизнесе, особенно в сфере обслуживания. Вот один из жизненных примеров.
Захотел недавно приобрести кухонный гарнитур. Объездил несколько престижных мебельных магазинов пока не нашел то, что нужно. Однако поначалу отпугнула цена. Поэтому начался диалог с продавцом.
На мой вопрос относительно того, почему такой ценник, милая девушка консультант улыбнулась, а потом откровенно добавила: «Вы сделали правильный выбор, и я завидую вашему вкусу». И сразу на душе стало как-то тепло. А все потому, что я получил к себе должное внимание как клиент.
Конечно, продавцов, другой персонал из сферы обслуживания постоянно обучают на всяких тренингах, других аналогичных по смыслу мероприятиях общению с людьми. Кроме того есть множество специальной литературы, направленной на то, чтобы повысить собственные деловые качества. Но ничто не заменит простого, доверительного человеческого общения. И это проверено на собственном опыте.
Не спорю, товары бывают разными и со своими ценовыми категориями. Но в любом случае важно искреннее отношение к покупателю. Слава богу, многие представители бизнеса начали это понимать. И уже в методичках содержится напутствие о приветливом отношении к клиенту.
Заученные фразы, шаблоны постепенно уходят в прошлое. На переднем плане теперь простое человеческое общение. Практика показывает, что благодаря доверительному диалогу повышается уровень продаж. И вообще, многие хотят вернуться в магазин вновь, чтобы ощутить душевное тепло.
Что может быть приятнее утреннего кофе с булочкой перед работой. Но если их покупка сопровождается улыбкой и добрым словом, двойная порция настроения гарантирована. Хочется прийти в маленькое кафе снова».
Fair.ru – Ярмарка новостей
2019-1-29 15:42
Защитить музеи от воров не получается ни у нас, ни на Западе. Хорошо, что воры уже не те
Подробнее читайте на novayagazeta.ru
Партнеры
Реклама
Самое свежее
Хелен Миррен получила почетного Золотого медведя на Берлинском кинофестивале
Актрису Хелен Миррен наградили Золотым медведем 70-го Берлинского международного кинофестиваля. Актриса удостоилась приза за жизненные достижения. Вручавшие награду художественный директор Карло Шатриан и исполнительный директор Мариетт Риссенбек похвалили актрису за умение любую женскую роль превратить в сложный персонаж.
У новой “Чайки” в МХТ имени Чехова появился официальный хэштег
Актриса Дарья Мороз рассказала, что хэштег #ЧайкаКоршун уже “прижился” в Instagram
В Нью-Йорке пройдет премьера спектакля “Июль” по пьесе Ивана Вырыпаева
Пьесу впервые исполнят на английском языке
Выставка французского фотографа Ги Бурдена открывается в Москве
В экспозицию вошли более 50 снимков, сделанные фотографом в разные периоды
Сценическую версию оперы Беллини “Капулетти и Монтекки” представят в Доме музыки
Партию Ромео исполнит солистка театра им. Н. Сац Мария Козлова-Юрковская
Из российской версии мультфильма Disney “Вперед” убрали признание персонажа-полицейского в гомосексуальности
В английской версии мультфильма женщина-циклоп, работающая полицейским, называет свою подругу “girlfriend”. Однако в русском дубляже это слово заменили на нейтральное “партнер”. Ранее депутат-гееборец Виталий Милонов потребовал не выпускать мультфильм в прокат, увидев в нем пропаганду гомосексуализма.
Влад Листьев. Новый взгляд. К 25-й годовщине убийства журналисты нового поколения снимают кино о самом популярном телеведущем 90-х
К 25-й годовщине убийства журналисты нового поколения снимают кино о самом популярном телеведущем 90-х
Триумф дилетантов…
Из истории артиллерии Российской империи
Первые шаги конструктора
Битва за «дивизионку»
Крах инженера Курчевского
Одиссея пушки Ф-22
Дивизионная пушка Ф-22 УСВ
Первый дуплекс комом
Предвоенные работы по созданию 85-мм противотанковых пушек
Батальонные, полковые и горные орудия 1935-1941 гг.
Танковые пушки обр. 1935—1941 гг.
Дело о казематной пушке
Артиллерийский вектор поражения РККА в 1941 г.
ЗИС-2 — гроза немецких танков
Звездная пушка Грабина
Ф-22 — лучшая противотанковая пушка вермахта
Самоходная установка СУ-76
Разработка 76-мм дивизионных и противотанковых пушек с баллистикой 76-мм зенитной пушки обр. 1931 г.
Противотанковая (дивизионная) пушка ЗИС-С-8
Конкурентки и наследницы БС-3
Легкие противотанковые пушки
Пушки ЦАКБ для танков и самоходных установок 1943—1946 гг.
Пушка для самого тяжелого танка
Пушки для танков и самоходных установок калибром 100 мм
Полковые пушки калибром 76 мм
Возвращение к безоткатным орудиям
Зенитная пушка С-60 и ее семейство
Работы над зенитными пушками среднего калибра
Береговые мобильные установки
«Хождение по мукам» с гусеничным триплексом
Работы над триплексом большой мощности
Пушка стреляет. авиабомбами
Пусковые установки для тактических ракет
Работы над зенитным комплексом «Ворон»
Агония и ликвидация ЦНИИ-58
Битва за «Воспоминания»
Краткие сведения по устройству орудий, помещенных в таблицах
Перечень работ В.Г. Грабина с 1932 по 1957 г.
Список использованной литературы
ГЕНИЙ СОВЕТСКОЙ АРТИЛЛЕРИИ
ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ В. ГРАБИНА
УДК 355/359 (092) ББК 63.3(2) 6-8 Ш64
Серия основана в 1998 году
Серийное оформление А. Кудрявцева
Подписано в печать с готовых диапозитивов 23.04.03. Формат 84Х108’/ 32. Бумага типографская. Печать высокая с ФПФ. Усл. печ. л. 22,68. Тираж 5000 экз. Заказ 1261.
Ш64 Гений советской артиллерии: Триумф и трагедия В. Грабина /
А.Б. Широкорад. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 429, [3] с.: ил., 24 л. ил. — (Военно-историческая библиотека).
Перед вами книга, посвященная жизни и деятельности знаменитого советского конструктора генерал-полковника технических войск Василия Гавриловича Грабина и работе Центрального артиллерийского конструкторского бюро, возглавляемого им с 1943 по 1959 год.
Грабиным были созданы сотни уникальных орудий. Знаменитая пушка ЗИС-З стала таким же символом победы, как штурмовик ИЛ-2 и «катюша». Менее известны его послевоенные работы, хотя среди них были современнейшие модели, например, 100-мм авиационная автоматическая пушка, мобильные сверхмощные орудия С-72 и С-73, 420-мм безоткатная атомная пушка и др. Большинство из них, правда, не были приняты на вооружение, однако их разработка внесла большой вклад в развитие отечественной артиллерии.
Книга снабжена богатым иллюстративным материалом — фотографиями и чертежами — и рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей.
УДК 355/359 (092) ББК 63.3(2) 6-8
© А.Б. Широкорад, 2002. ISBN 5-17-019107-3 © ООО «Издательство ACT», 2003
В годы Великой Отечественной войны пушек конструкции Василия Гавриловича Грабина на фронтах было больше, чем пушек других типов советского и дореволюционного производства. Немецкие и американские конструкторы и военные историки единодушно признают ЗИС-З лучшей дивизионной пушкой Второй мировой войны. К 1941 г. 76-мм танковая пушка Ф-34 стала сильнейшей в мире танковой пушкой, недаром ею было вооружено подавляющее большинство наших средних танков, бронепоездов и бронекатеров. 100-мм противотанковая пушка БС-3 пробивала навылет броню хваленых немецких «Тигров» и «Пантер».
К концу Великой Отечественной войны сорокапятилетний Грабин стал генерал-полковником, доктором технических наук, профессором, Героем Социалистического Труда; он и руководил самым мощным конструкторским бюро в области артиллерийского вооружения.
Сталин обращался напрямую к нему, минуя своих помощников и министров.
Обо всем этом наши официальные историки были просто вынуждены писать, хотя и с многочисленными недомолвками и ошибками. Но после победного мая 1945 г. на информацию о дальнейших работах Грабина было наложено строжайшее табу. Что же произошло? Почему за последующие четырнадцать лет в массовое производство поступила только одна грабинская зенитка С-60?
На самом деле Грабин создал целый арсенал из орудий калибра от 23 до 650 мм, среди которых были противотанковые, полевые, самоходные, танковые, морские и авиационные системы. Среди них особый интерес представля
ют не превзойденные до сих пор орудия большой и особой мощности, некоторые из них могли вести огонь ядерными боеприпасами.
Но успехи Грабина, его близость к Сталину и, чего греха таить, неуживчивый и агрессивный характер создали ему много врагов. Среди них оказались практически все главные конструкторы артиллерийских КБ, ряд руководителей Министерства обороны и Главного Артиллерийского управления. Основным же недоброжелателем Грабина стал бессменный руководитель Наркомата, а затем Министерства оборонной промышленности Д.Ф. Устинов.
В 1946—1953 гг. было фактически блокировано принятие на вооружение орудий Грабина, а после смерти Сталина Устинов чуть ли не ежегодно предпринимал попытки разгромить КБ Грабина. Сделать это удалось лишь в 1959 г. Заслуженный конструктор был буквально выброшен на улицу. Его пушки пошли на переплавку, а техническая документация была уничтожена или рассеяна по секретным архивам.
Автору книги в течение двадцати лет в различных центральных и ведомственных архивах пришлось по крупицам собирать материалы деятельности Грабина. Представляемая книга задумана как популярный очерк о пушках Грабина, точнее, о шедеврах его конструкторской мысли. Кроме того, рассказ об умном, беспокойном и порой жестоком человеке, о его успехах и неудачах, гениальных предвидениях и заблуждениях.
В книге много упоминаний о различных организациях. Чтобы не давать каждый раз их полные названия, используются условные сокращения, список которых приведен в конце книги.
Кроме того, интересующиеся фактическим материалом в конце книге найдут Приложения, где перечислены технические данные орудий, разработанных В.Г. Грабиным, их чертежи и схемы и составленный им самим хронологический список его работ.
Источники:
http://biography.wikireading.ru/83003
http://novayagazeta.ru/articles/2019/01/29/79354-triumf-diletantov
http://aif.ru/culture/person/triumf_diletanta_rimskiy-korsakov_zadal_format_mirovoy_muzyki_xx_veka
http://5sfer.com/zametka-na-temu-dnya-triumf-diletantov/
http://fair.ru/triumf-diletantov-zastcitit-muzei-vorov-poluchaetsya-nas-19012915420028.htm
http://www.litmir.me/br/?b=168900&p=1